Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Год театра в Камчатском театре драмы

08:00
2479

Уходящий 2019 год в нашей стране прошел под эгидой театра. Это большое событие для всех любителей и профессионалов великого искусства.

Подводя его итоги, «Камчатский край» рассказывает своим читателям о самых ярких событиях в жизни Камчатского театра драмы. Этот год выдался очень насыщенным. Были выпущены 7 новых спектаклей, театр принял на своей сцене гастроли трех крупных театров и впервые более чем за тридцать лет сам отправился на гастроли в Северную столицу, была проведена профессиональная театральная лаборатория, проходили читки современной драматургии и множество других мероприятий.

87-й театральный сезон

Обзор театральных событий мы начнем не в календарном порядке, а с начала года театрального и открытия 87-го сезона. Традиционно он начался с премьеры. Премьеры особенной. Спектакль «Август. 1854» посвящен героическим событиям в истории нашего края, но внимание в постановке сосредоточено не на баталиях и хитросплетениях военных действий. Спектакль прежде всего о людях, о камчатцах, таких же, как мы, только вот живших за полтора столетия до нас. «Август. 1854» – важное событие не только в театральной, но и в общественной жизни Камчатки. Режиссер спектакля Олег Степанов сделал центром постановки быт и характер людей, которые участвовали в Петропавловской обороне – одном из самых значимых событий Крымской войны. Вот как комментирует это решение сам режиссер: «Войны всегда похожи, но человеческие истории уникальны. Мне было интересно узнавать, чем и как жили эти люди, о чем думали, чем руководствовались. Когда я начал читать роман Александра Борщаговского «Русский флаг», по которому была создана пьеса, я увидел много интересных деталей из жизни. Я проводил параллели, видел, что многие вещи хорошо узнаваемы. Камчатка и сегодня отдалена от материка, и хотя с приходом новых технологий это ощущается иначе, люди здесь как нигде могут понять, каково это – жить на обособленной территории».

Художественное решение спектакля точно отражает дух времени. Легкость и пастельность, присущая визуальному образу постановки, задает ностальгический тон и погружает зрителя в атмосферу воспоминаний. Мы не увидим дотошно реконструированных костюмов и подробных декораций. Ведь задача здесь – отнюдь не историческая реконструкция. «Август. 1854» – это художественное произведение, основная тема которого – связь времен и поколений. Исторические неточности, присутствующие в спектакле, любящий историю театрал может исправить, ознакомившись с инсталляцией, располагающейся в фойе. Она появилась благодаря совместной работе Камчатского объединенного музея и Камчатского театра драмы. Экспозиция повествует о реальных исторических фактах обороны 1854 года. Здесь можно увидеть фотографии, дневниковые записи-воспоминания, предметы быта, редкие костюмы из фондов театра, созданные с использованием тканей и фурнитуры XIX столетия.

Илья Болдырев, пресс-секретарь Камчатского объединенного музея:«Этот проект для музея был интересен тем, что в нем мы попробовали соединить вещи, на первый взгляд не соединимые. Ведь театр – искусство сценическое, музейное же дело больше приближено к науке. Однако тема обороны 1854 года позволила объединить науку и искусство в одно. Творческий и исторический взгляды на это событие в данном случае сошлись в единый проект. Для музея опыт сотрудничества с театром безумно интересен, и мы обязательно повторим его».

Год театра: зима, весна, лето, осень и снова зима

Теперь вернемся к началу года и в хронологическом порядке проследим за самыми значимыми событиями. Год театра в Камдраме начался с гастролей Сахалинского международного театрального центра им. А.П. Чехова. На сцене нашего театра были показаны три спектакля – «Вишневый сад», «Прекрасное далеко» и «Метод Гренхольма». Гастроли стали символическим началом Года театра. 26 января перед показом спектакля «Вишневый сад» под аплодисменты зрителей состоялась передача символа Года театра. Специально прибывшая на полуостров заместитель министра культуры и архивного дела Сахалинской области Ольга Николина передала статуэтку в руки министра культуры Камчатского края Светланы Айгистовой. Далее арт-объект отправился в Биробиджан и продолжил путешествие по стране. Камчатская публика с большим радушием приняла постановки Сахалинского Чехов-центра. Каждый спектакль сопровождался полными залами и бурными овациями зрителей.

В конце февраля театр порадовал юных зрителей и семейную аудиторию постановкой «Чемоданное настроение». Спектакль, созданный по современной драматургии, – это не обычная сказка. Она живет скорее не по классическим канонам волшебства, а по сказочным законам нового времени.

Вот как отзывается об этой постановке художественный руководитель Камчатского театра драмы Анна Савельева: «Чемоданное настроение» – это игра в игре, где любой предмет становится ее частью. Это семейный спектакль. Для родителей это школа игры, пример того, как можно построить игровые отношения с ребенком, для детей – пространство фантазии. Спектакль очень необычный, оформление постановки, декорация оставляют для маленького зрителя простор для додумывания, благодаря чему происходит сотворчество».

Весной репертуар театра пополнился сразу двумя взрослыми спектаклями – «Калека с острова Инишмаан» в постановке главного режиссера Олега Степанова и «Живет такой парень» в постановке Константина Солдатова. С 2018 года Олег Степанов занимает должность главного режиссера Камчатского театра драмы. Он осуществил целый ряд интересных постановок. С его приходом расширилось сотрудничество театра с творческими профессионалами со всей России. Олега Степанова отличает как внимание к актерам, так и очень тонкая работа с художественным оформлением, что позволяет создавать точные и оригинальные визуальные решения. «Калека с острова Инишмаан» не стал исключением. Художником-постановщиком спектакля выступила Елена Жукова (Санкт-Петербург), заслуженный художник РФ, специалист, работающий в театре и кино, обладатель премии «Ника» за работу над фильмом «Монгол».

Олег Степанов давно хотел обратиться к творчеству современного драматурга Мартина Макдонаха, которого многие критики именуют ирландским Чеховым. По мнению режиссера, «Калека с острова Инишмаан» – это пьеса, которая лучше всего могла подойти для камчатского зрителя. Это не простая и очень тонкая история о человеке с физическим изъяном, о сложности его жизни, о попытке вырваться, о возможности и невозможности такой попытки. Этот спектакль – уникальное зрительское переживание. Труппа театра демонстрирует великолепный исполнительский уровень. Молодой артист Павел Шмаков органично влился в роль калеки Билли, а его игра настолько тонка и в то же время натуралистична, что с первых моментов заставляет сопереживать герою. Создать такой образ непросто, важно не заиграться, выдержать тонкую грань, не скатившись до карикатуры и пародии, что блестяще удается артисту. Для труппы камчатского театра этот спектакль стал интересным экспериментом. Ведь современная драматургия ставит исполнителям новые задачи, позволяет открыть в себе новые грани таланта и новые перспективы в творческом росте.

В совершенно иной эстетике выполнена другая премьерная постановка. «Живет такой парень» – лирическая комедия, созданная по нескольким рассказам Василия Шукшина, в которой воплощен собирательный образ отзывчивой русской души. Этот музыкальный спектакль, проникнутый ностальгической атмосферой 50–60-х годов XX столетия понравится зрителям всех возрастов. Старшие, возможно, узнают в нем героев своей юности, молодых зрителей он привлечет нестандартными сценическими решениями. Герои, воплощенные на сцене артистами театра драмы, никого не оставят равнодушными. Постановку осуществил талантливый молодой режиссер Константин Солдатов, за оформление отвечала художник из Санкт-Петербурга Наталья Чернова.

В мае прошла профессиональная лаборатория «Классики – детям». Этот проект был инициирован главным режиссером театра драмы Олегом Степановым. По словам автора проекта, лаборатория появилась как один из шагов по решению непростой задачи воспитания молодого зрителя. Четыре режиссера, которые специально прибыли на Камчатку из Москвы и Санкт-Петербурга, создали на сцене театра инсценировки классических произведений, адресованных юным зрителям. Работа над каждым из эскизов длилась всего пять дней. Камчатские зрители смогли увидеть эти работы и обсудить их с режиссерами и ведущими театральными критиками страны, которые также приняли участие в работе лаборатории. Она также включала обширную образовательную программу для педагогов, школьников и самих артистов. Планируется, что эскиз «Русалочьи сказки», созданный в лаборатории, будет доработан до полноценного спектакля и вскоре войдет в репертуар Камчатского театра драмы.

В конце августа, после короткого перерыва, труппа собралась вновь, чтобы начать подготовку к сезону и обменным гастролям в Северной столице. Но и летом театральная жизнь не замирала. Камчатку посетил Александринский театр (Санкт-Петербург). Спектакли были с интересом приняты камчатской публикой. Кроме того, состоялась встреча с драматургом Кириллом Фокиным и режиссером-постановщиком Хуго Эрикссеном, создателями спектакля «Демагог». Визит одного из старейших русских театров на Камчатку состоялся в рамках Театральной олимпиады – международного культурного движения, объединяющего Россию, Западную Европу и Азию. Можно с уверенностью сказать, что в июне этого года камчатский театр стал частью не только общероссийского, но иинтернационального театрального процесса.

Осенью труппа Камчатского театра драмы отправилась на гастроли в Санкт-Петербург. Они стали результатом долгой и плодотворной работы, переговоры с петербургским театром велись в течение двух лет.

Анна Савельева (художественный руководитель Камчатского театра драмы): «По распоряжению правительства Москвы и Министерства культуры РФ появилась замечательная, на мой взгляд, программа «Обменные гастроли». Сначала она действовала только для крупных столичных театров. Мы сразу стали участниками проекта и приняли у себя лучшие театры страны. Как только появилась региональная программа и возможность для нашего театра выехать на гастроли, мы сразу подали заявку на обменные гастроли с Иркутском. В этом году, благодаря программе, театр смог выехать на гастроли в Санкт-Петербург».

Наш театр был чрезвычайно тепло принят в Северной столице. На сцене Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии было показано три спектакля – «Bon appétit, или Ужин по-французски» (М. Камолетти), «Калека с острова Инишмаан» (М. Макдонах) и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (П. Бомарше). Петербургские зрители высоко оценили художественные достоинства постановок и исполнительский уровень камчатской труппы. Наши артисты в очередной раз подтвердили, чтоколлектив театра драмы не просто сплоченная команда, а команда индивидуальных исполнителей, где каждый является уникальной творческой единицей.

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии ответил гастрольными спектаклями на камчатской сцене. Яркие музыкальные постановки не только порадовали зрителей, но и стали важным опытом для наших артистов.

Анна Савельева (художественный руководитель Камчатского театра драмы): «Когда видишь, как работает другой театр, многое подмечаешь для себя в профессиональном плане. Гастрольные спектакли продемонстрировали совершенно иную технику, из которой есть что почерпнуть. Музыкальная комедия – это иной жанр. Здесь артисты и двигаются, и поют, и говорят, при этом они демонстрируют потрясающий синтез этих действий. Техника и эмоции складываются в одну направляющую. Гастроли – это всегда еще и хорошая школа для артистов. Они видят новые подходы, другие методы и могут что-то перенять».

…и снова зима

А что же новый сезон? За его торжественным открытием последовала еще одна премьера. Олег Степанов снова обращается к современной драматургии и ставит зрелищный и глубокий спектакль «Антарктида» по пьесе молодого российского драматурга Ульяны Гицаревой. Здесь не обошлось без удивительных совпадений. Дело в том, что первые показы совпали с объявлением следующего года в России Годом… Антарктиды. Спектакль стал логичным продолжением и Года театра, и главных тем предыдущих премьер. Как и «Август. 1854», постановка фокусируется на героизме и силе «загадочного русского характера». Технически спектакль решен очень интересно и необычно. Большая сцена театра на время показа превращается в зрительный зал со стильной и современной декорацией. На подготовку декорации уходит полтора дня. На сегодняшний день в драматическом театре «Антарктида» занимает первое место по уровню технической сложности.

Сейчас весь коллектив театра занят подготовкой к праздникам. Для камчатских зрителей стало доброй традицией приходить за новогодним настроением в театр драмы. Параллельно идет подготовка двух премьер. Режиссер Юлия Беляева (Москва) работает над детским спектаклем «Хаврошечка». Перед представлением маленькие зрители смогут поучаствовать в игровой программе и встретиться с любимыми новогодними героями. Олег Степанов занят постановкой спектакля для взрослых «Тетка Чарлея». Задача этой постановки – не только создать для зрителей особую атмосферу праздника, но и дать новый творческий стимул артистам. В декабре у нас есть возможность провести последние дни уходящего Года театра в Камчатском театре драмы. Здесь можно не только получить уникальные зрительские переживания, но и проникнуться праздничным настроением. В интерьерах уже появилось новогоднее оформление, а совсем скоро нас ждут праздничные премьеры.


Ива КАЗАНЦЕВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.