Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Туберкулёз на Камчатке: идём на снижение

08:30
1761

В 2019 году камчатской фтизиатрической службе удалось снизить заболеваемость туберкулезом на 12 процентов относительно показателей 2018 года. Общая заболеваемость по краю за год уменьшилась по числу впервые выявленных больных на 25 человек. Однако настроения праздновать победу у медиков пока не возникает. Нормальной ситуация сможет считаться только тогда, когда туберкулез будет искоренен.

И все же снижение заболеваемости на Камчатке – устойчивая тенденция, которая длится не первый год. О том, как удается этого добиться и о многом другом, – в беседе с заместителем главного врача Камчатского краевого противотуберкулезного диспансера Мариной КОМКОВОЙ.

– Марина Алексеевна, как Камчатка в плане заболеваемости выглядит на фоне других регионов?

– В 2019 году заболеваемость туберкулезом в крае на 26 процентов выше, чем в среднем по Российской Федерации, и на 25 процентов ниже, чем в среднем по Дальнему Востоку.

Несмотря на общее снижение, заболеваемость в крае выросла за счет иностранных граждан и жителей других российских территорий – Хабаровского, Алтайского, Приморского краев, Чувашии и Башкирии. Их «вклад» в общий показатель составил 18 процентов (в 2018 году – 13 процентов).

На всех заболевших иностранцев поданы экстренные извещения в управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю о нежелательности их пребывания на территории России. В 9 случаях заболевание обнаружено у лиц без определенного места жительства. В учреждениях УФСИН выявлены 7 случаев туберкулеза.

В 2019 году в крае от туберкулеза, по данным Росстата, умерли 17 человек. Это на 19 процентов ниже показателя 2018 года. Большинство умерших – трудоспособного возраста, состояли на диспансерном учете с диагнозом «фиброзно-кавернозный туберкулез».

Смертность от туберкулеза в 2019 году на Камчатке на 8,5 процента ниже уровня среднего показателя по Российской Федерации 2018 года и в 2,6 раза ниже, чем в среднем по Дальнему Востоку за 2018 год.

– Благодаря чему удалось снизить уровень заболеваемости на Камчатке?

– Результаты, конечно, не могут не радовать, они достигнуты упорным трудом наших специалистов, каждого звена камчатской фтизиатрической службы. Но и сами камчатцы стали бережнее относиться к своему здоровью. На 5 процентов вырос показатель охвата населения профилактическими осмотрами. У взрослого населения старше 15 лет это флюорографическое обследование, а у детей – иммунологические тесты (до 7 лет – реакция Манту, от 8 до 17 лет – «Диаскинтест»). Поскольку все дети у нас организованы, посещают детсады и школы, профилактикой они охвачены практически на 100 процентов. Что касается взрослых, большую роль сыграла диспансеризация. Если бы все руководители предприятий и организаций внимательно следили за тем, чтобы работники каждый год проходили профосмотр, нам удалось бы существеннее продвинуться в борьбе с заболеваемостью туберкулезом. Ежегодно каждый руководитель любого учреждения должен заключать договор с поликлиникой на проведение профилактических осмотров своих сотрудников. Приказом № 124 Минздрава России о проведении профилактических осмотров на туберкулез закреплено, что если заболеваемость на территории составляет выше 40 на 100 тысяч населения, профосмотры обязательно проводить ежегодно. На Камчатке этот показатель – 55,3 на 100 тысяч (в 2018 году – 63,8 на 100 тысяч).

– Корякский округ по-прежнему вносит наиболее высокий вклад в пораженность туберкулезом?

– Довольно ощутимый. Из 176 случаев заболевания, зарегистрированных в 2019 году, 23 процента приходятся на Корякский округ – 40 случаев (в 2018 году – 44 случая).

По уровню заболеваемости первое место в округе и в крае занимает Олюторский район, где заболеваемость в 2019 году увеличилась в сравнении с 2018 годом на 32 процента. На втором месте – Карагинский район, где заболеваемость в 2019 году снизилась на 7 процентов по сравнению с 2018 годом. Третье место – за Пенжинским районом, где заболеваемость в 2019 году снизилась на 1,4 процента.

– А какие территории наиболее благополучные?

– В 2019 году заболеваемость туберкулезом не регистрировалась в Усть-Большерецком, Алеутском и Быстринском районах.

Снижение показателя заболеваемости в 2019 году отмечается в краевой столице – на 13 процентов, в Елизовском районе – на 16 процентов. На уровне 2018 года осталась заболеваемость в Вилючинске.

Рост заболеваемости в 2019 году наблюдается в Усть-Камчатском, в Мильковском, Соболевском и в Олюторском районах.

– Насколько тревожны показатели заболеваемости среди детей?

– К сожалению, заболеваемость детским туберкулезом в 2019 году выросла на 17,6 процента по сравнению с 2018 годом. В прошлом году были зарегистрированы 14 случаев заболевания туберкулезной инфекцией у детей до 17 лет (12 детей и 2 подростка). Детская заболеваемость выросла в краевом центре в 2,5 раза, в Усть-Камчатском районе – в два раза, в Карагинском районе – в 1,3 раза.

Среди заболевших камчатских детей одному 6-летнему ребенку в роддоме не была сделана прививка БЦЖ (из-за отказа родителей), в трех случаях дети заразились от больных туберкулезом матерей.

– Почему дети продолжают болеть?

– Основная причина – окружение. Взрослая заболеваемость хоть и неуклонно снижается, но люди продолжают болеть, очаги инфекции остаются. Часть взрослых не проходят флюорографическое обследование, зачастую не знают о том, что больны. Одна из коварных особенностей туберкулеза состоит в следующем: когда симптомы заболевания начинают проявляться остро, в виде сильного кашля, недомогания, температуры, этот процесс, как правило, уже распространенный, трудно поддающийся лечению. Когда заболевание еще протекает скрыто и человек себя чувствует вполне удовлетворительно, о заболевании может даже не подозревать, он способен выделять микробактерии туберкулеза, то есть заражать окружающих. В ряде случаев взрослые сознательно уклоняются от лечения, зная о диагнозе. Все эти люди и представляют угрозу для наших ребятишек.

– Насколько остра проблема отказа от прививок БЦЖ?

– Ежемесячно мы получаем информацию из родильных домов о количестве родившихся, о проведенных прививках БЦЖ и случаях отказа от прививок. В среднем отказников – 15–17 каждый месяц. Умножив эту цифру на 12 месяцев, получаем весьма неблагоприятную картину. Мы ведем большую информационную кампанию, в роддомах есть вся информация об опасности отказа от прививки в виде памяток и листовок. Но позитивных сдвигов пока не наблюдаем.

– Как воздействовать на горе-родителей, если российские законы не запрещают допуск детей без прививок в детсады и школы?

– До возраста поступления детей в детский сад у родителей еще остается время подумать. Затем детская поликлиника собирает комиссию, где таких мам и пап пытаются убедить не отказываться от прививки. Ну а окончательное решение о приеме ребенка принимает руководитель дошкольного учреждения либо в дальнейшем школы. Как правило, это положительные решения.

– Как часто люди уклоняются от лечения?

– Эта ситуация относительно стабильна: 5–7 случаев отрыва от лечения ежегодно. Лечение в запущенных случаях заболевания довольно тяжелое, не все его выдерживают. Но в ряде случаев люди просто безответственно относятся к своему здоровью, подвергая риску здоровье окружающих. В этой связи мы предлагаем рассмотреть вопрос об организации «отделения закрытого типа» для уклоняющихся от лечения больных в принудительном порядке по решению суда. Мы понимаем, что с точки зрения законодательства это непросто, проблема должна решаться на федеральном уровне. Есть опыт Белоруссии, где подобные отделения работают давно, и показатели заболеваемости туберкулезом там низкие. А у нас на уклоняющихся и оторвавшихся от лечения больных подаются исковые заявления в суд, по решению которых пациенты госпитализируются в стационар, но через день-другой уходят из отделения, заражают других, и мы оказываемся в порочном круге.

– Как налажена работа филиалов Камчатского противотуберкулезного диспансера в результате проведенной реорганизации?

– В наших филиалах в Палане, в Олюторском и Карагинском районах находятся в основном койки для стационарного лечения взрослых. Как правило, это хронические больные. Обследование и интенсивная фаза лечения осуществляются на базе краевого диспансера, затем на долечивание пациенты направляются по месту жительства. Каждый филиал на 100 процентов обеспечен всеми противотуберкулезными препаратами, везде есть врачи-фтизиатры, которые отчитываются об этапах лечения каждого пациента, и в случае необходимости они направляются в краевой диспансер на продолжение лечения, включая хирургические операции.

Что касается пациентов из северных районов Камчатки, нередко приходится сталкиваться с тем, что больные туберкулезом люди с севера едут в краевой центр без направления, полагая, что здесь им окажут более качественную помощь. Здесь они снимают жилье, нелегально устраиваются на работу. В помощи мы им, конечно, не отказываем, поскольку пациент по закону вправе выбрать лечебное учреждение. Но зачастую все заканчивается отрывом и отказом от лечения, и эти люди заражают других.

Еще одна тревожная тенденция. Уже в 2020 году мы зарегистрировали 8 вновь выявленных больных туберкулезом с бактериовыделением, что говорит о запущенной стадии заболевания. Такие люди по 5–6 лет и более не проходили флюорографию.

Дорогие земляки, чтобы здоровье радовало вас долгие годы, к нему необходимо относиться внимательно и ответственно. Не пренебрегайте профилактикой! Ежегодно проходите флюорографическое обследование на туберкулез и проводите иммунодиагностику своим детям!


Беседовала Мария ВЛАДИМИРОВА



Что важно знать о БЦЖ и иммунодиагностике

У новорожденного ребенка нет иммунитета к распространенным в мире инфекциям, в том числе и к туберкулезу. Национальным календарем прививок в России утверждена специфическая профилактика туберкулеза – вакцинация БЦЖ на 4-е сутки в роддоме. В течение 2 месяцев у ребенка формируется иммунитет против туберкулеза. С 12-месячного возраста до 7 лет иммунитет ребенка медицинские работники проверяют ежегодной иммунодиагностикой – реакцией Манту. В норме первые 3–5 лет реакция Манту должна быть положительной (реакция организма на прививку БЦЖ), а к 6–7 годам прививочный иммунитет угасает, и реакция Манту должна быть отрицательной. В это время ребенку проводят ревакцинацию БЦЖ (повторную прививку).

С 8-летнего возраста за иммунитетом против туберкулеза медицинские работники наблюдают с помощью другого иммунологического теста – «Диаскинтест», который проводят ежегодно до 17 лет. При отсутствии туберкулезной инфекции в организме тест будет отрицательный. Для подростков с 15-летнего возраста утвержден флюорографический метод выявления туберкулеза.

Профилактическая иммунодиагностика (реакция Манту и «Диаскинтест») проводятся всем детям от 1 года до 17 лет бесплатно в рамках территориальной программы госгарантий.

Существует альтернативный метод выявления туберкулеза у детей и взрослых – это T-SPOT.TB. Исследование платное, проводится на базе ГБУЗ «Камчатский краевой противотуберкулезный диспансер».

Все молекулярно-генетические методы (ПЦР крови, мочи, слюны и т. д.) не являются подтверждением наличия или отсутствия заболевания туберкулезом и не могут быть альтернативными методами обследования на туберкулез. Это дополнительный метод диагностики, при помощи которого мы можем выявить возбудителя заболевания (в т. ч. и туберкулеза).

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.