Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Светлана ЛЯПИНА: Учитель должен учиться всю жизнь!

09:50
1712

Отгремел очередной финал конкурса «Год учителя закончился, век учителя настал». Он подарил новые эмоции, новые знания и, конечно, новые имена. Абсолютным победителем стала учитель русского языка и литературы 39-й гимназии краевой столицы Светлана ЛЯПИНА. После награждения корреспондентам «КК» удалось побеседовать с победительницей.

– Светлана Сергеевна, полезно учителю иногда снова примерять на себя «ученическую форму»? Ведь участвовать в конкурсе – это как сдавать экзамен, переживать, как оценят вашу подготовку, мастерство…

Да, безусловно, это полезно. Учителю нельзя запираться в рамках стен своего кабинета. Нам всегда важен взгляд со стороны. И критические замечания, и где-то похвала. Ну и потом, конкурс – это не только «себя показать», но и «других посмотреть». Для меня это возможность подглядеть что-то свежее, перенять что-то интересное, это помогает делать уроки более насыщенными. Конкурс для меня – обогащение своего педагогического опыта. Несмотря на эту победу, на другие достигнутые результаты, считаю, что необходимо регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени, в котором живешь, и месту, которое занимаешь. Мастерство учителя – не случайная удача, не счастливая находка, а систематический кропотливый поиск и труд. Я говорю не только о таких вещах, как повышение квалификации, которое проходят все в обязательном порядке. Я говорю еще и о том, что нужно быть современным в широком смысле, чтобы понимать современных детей и чтобы они тебя понимали.

– Как вы выбрали для себя эту непростую профессию?

– Я представляю собой тот счастливый случай, когда ты с детства знаешь, кем будешь. Я всегда знала, что стану учителем. В начальной школе я сама проверяла свои тетради и прописи, и выставляла себе оценки. Оценки всегда были только хорошие (Смеется.) – я находила, за что их себе поставить. С юных лет любила все всем объяснять. Естественно, никто не удивился тому, что я поступила в наш педагогический университет. По диплому я – учитель русского языка и литературы с дополнительной специальностью «английский язык». Ни учеба, ни практика не отбили у меня желание быть педагогом. Наоборот, в школу я шла работать с радостью. А вот дальше… было все не так гладко. Мне, молодому специалисту, дали классы, с которыми никто не хотел работать. Были там и коррекционные классы, и обычные, в которых некоторые ученики состояли на учете… В общем, тогда меня хватило на полтора года. Настолько для меня это было физически и морально тяжело, что я сбежала. Сначала в частную школу, где преподавала английский язык, а затем и вовсе в учреждение, абсолютно не связанное с педагогикой. Потом у меня появились свои дети… И с годами в моей голове что-то кардинально поменялось. Я перестала бояться трудности общения с детьми, приняла и полюбила их. Чтобы созреть, мне понадобилось время. Я поняла, что хочу вернуться в школу. Моя сестра, тоже педагог, всегда меня поддерживала и направляла. Очень благодарна ей за то, что она помогла преодолеть этот внутренний барьер. И я очень рада, что вернулась в школу, что занимаюсь любимым делом. Вот уже 4 года работаю в 39-й гимназии и чувствую, что я на своем месте.

– Когда-то мы гордились тем, что мы – самая читающая нация. А сейчас постоянно только и слышишь, что дети совершенно перестали читать. Как вам, учителю литературы, работается с не читающим поколением?

– Работается непросто, но винить в этом только детей считаю неправильным. Они же к нам не прилетели с другой планеты. Они – продукт этого времени. Если родители вместо чтения книги ребенку дают в руки телефон, чтобы он себя сам занял… Зачем потом удивляться тому, что чадо вдруг в школе не полюбило чтение?!

Я не могу сказать, что ребята не читают совсем. Читают. Другой вопрос, какого качества это чтиво. Соцсети, блоги, масса коротких текстов, по большей части с довольно поверхностной информацией. Конечно, на фоне всей этой динамичной «красоты», классическая литература кажется им не особо привлекательной. На вопрос, почему не нравится, отвечают так: «Это сложно и занудно». Задача учителя – переубедить, научить воспринимать чтение не только как развлечение, но и как труд. Через свое личное отношение к предмету, к тому или иному произведению. Если ты любишь то, о чем говоришь, то и детям наверняка удастся хоть часть твоей искры передать. А еще обязательно поощрять ребенка за высказанное мнение. Возможно, оно неверное. Но если сразу его раскритиковать, то дальнейший диалог уже не выстроишь. Я не отношусь к той категории людей, которые ругают каждое новое поколение. Для этого нужно просто не забывать то, какими были мы, и соотносить с тем, что жизнь в целом меняется. И это поколение не хуже, оно – немного другое. А в чем-то молодежь гораздо лучше нас.

– Например, они лучше старшего поколения ориентируются в интернете. Могут найти краткое изложение романа и таким образом «прочитать», например, «Войну и мир» за полчаса…

(Смеется.) Да уж, это они могут! Но учитель должен быть бдительным. Пара вопросов о деталях произведения – и становится понятно, кто что читал. Сейчас помимо таких кратких изложений в Сети можно найти и сборники готовых домашних заданий, но педагог всегда может придумать, как обхитрить и эту схему. Я придумала, у меня существуют дополнительные требования, которые в этих «ГДЗ» не прописаны. Без них я домашнее задание не принимаю. Я же говорю, учитель тоже должен учиться всю жизнь!

– Светлана Сергеевна, каков ваш личный взгляд на ЕГЭ? Об этой форме проверки знаний до сих пор спорят… Сдавали ли вы сами ЕГЭ по русскому языку?

– Да, конечно, сдавала. Мне и самой было любопытно протестировать себя. Помимо этого, я вхожу в экспертную комиссию по русскому языку, и каждый эксперт обязан сдать экзамен на соответствие этой должности. Что касается моего предмета… К тестовой части у меня практически нет вопросов. Она довольно адекватно отражает истинный уровень подготовки ученика. Ко второй части, где идет сочинение, есть вопросы. В частности, к критериям оценки, которые пока многого не учитывают. Ну, например, если ученик правильно раскрыл вопрос, но всего парой предложений и подкрепил его примером из собственной жизни, он получит тот же балл, что и ученик, который дал глубокий анализ и снабдил его массой примеров из литературы. Я считаю, это уравнивание со знаком минус. Я за то, чтобы расширить список критериев оценки. Что же касается ЕГЭ в целом… В принципе, это хорошая форма, но пока не совершенная. С одной стороны, ЕГЭ было призвано добавить оценке знаний объективности. Компьютер или незнакомый эксперт, который проверяет обезличенный тест, – действительно, не предвзяты. С другой стороны, ЕГЭ – это серьезный стресс. И если при личном общении экзаменатор может при помощи дополнительного вопроса, мягкого успокаивающего голоса как-то приободрить ученика, вывести из ступора, то на ЕГЭ такой возможности нет. Я стараюсь по максимуму настраивать ребят на этот экзамен еще на уроках и, конечно, провожу успокоительную работу с родителями…

– Вы ведь помимо ведения русского языка и литературы, еще и классным руководителем являетесь. Тяжелая это нагрузка?

– Классное руководство – это не менее кропотливый труд, чем ведение основных предметов. А иногда и более. Это сложно и ответственно. Главная опора классного руководителя – это родители. Понятно, что абсолютно гладко не идут дела практически ни у одного ребенка, у каждого могут возникнуть разные ситуации. Но если ты обращаешь внимание родителя на ту или иную проблему, а в ответ тишина… Бывали случаи, когда ловила себя на мысли, что будущее ученика меня заботит больше, чем его маму с папой. Это обескураживает и удручает. Это бездействие может быть завуалировано какими угодно причинами. Но если отсеять все эти причины, в сухом остатке будет зачастую просто лень. Другой разговор, когда родители реагируют на проблему не агрессией или равнодушием, а содействием, тогда все можно изменить и повернуть в правильное русло. Хороший результат достигается только таким тандемом.


Лада КАЛИНИНА

Фото из архива Светланы ЛЯПИНОЙ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.