Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Выпускники – о юбилее любимого колледжа искусств

00:40
3599
Фото Виктор Гуменюк
Фото Виктор Гуменюк

13 мая свой почтенный юбилей отметил Камчатский колледж искусств. В далеком 60-м, когда учебное заведение открывало свои двери для первых абитуриентов, оно называлось Камчатское областное музыкальное училище, с 2007 – краевое, в 2009 стало колледжем. Летели годы, менялись названия, но главное оставалось неизменным – здесь воспитывали настоящих профессионалов. За 60 лет дипломы получило почти 1 600 специалистов, из них около двух сотен – с отличием. Сколько известных имен появилось, сколько звезд зажглось! Музыканты, композиторы, певцы, хореографы, художники… Разлетелись по миру! Юбилей альма-матер – повод вернуться в родные стены, в юные годы – хотя бы мысленно. «Камчатский край» собрал весточки от выпускников из разных уголков планеты. Отрадно, что многие мастера остались и на полуострове, сами стали педагогами…

Владимир КАЧЕСОВ, композитор, заведующий музыкальной частью театра «Кремлевский балет» (г. Москва):

– Как и все, я родом из детства. С 7 до 20 лет я жил на Камчатке – считаю, что мне во многом повезло! И в школе, и в училище компании и общение были в высшей степени интернациональное! Почему я на этом акцентирую внимание? Потому что на Камчатке все «понаехали», там нет неприязни на этой почве, потому у меня сформировано другое, не «материковое» отношение к этой теме и проблеме! То есть, для меня такой проблемы как раз нет! Отсюда мои Capriccio для фортепиано с оркестром на национальные мелодии народов России – я очень хочу, чтобы все мы были вместе! Камчатка стала этаким «раем» в моих воспоминаниях!

В общежитии училища я жил в комнате с Женей Пушкарским и Натаявом (вот, к сожалению, не помню фамилии). Забавное было время! Я все время выбивался из режима, т. к. допоздна сочинял музыку или что-то обдумывал (я «сова»). А потом спал до 10–11 часов утра (если не было в это время занятий!) – меня за это осуждали на высшем уровне училища, даже фотографию в стенгазете помещали – позорили! Конечно же, я ломал дисциплину! Но я такой, какой есть, – до сих пор такой!

Не складывались отношения с Е.И. Морозовым. Впрочем, опыт пения в капелле оказался весьма полезным.

В училище я довольно ловко симулировал способности пианиста, которых у меня нет: тогда я мог играть довольно сложные вещи, но это был мой предел, а я изображал, что у меня есть еще запас в виртуозности и т. д. В.П. Тумило через моего друга Сергея Чупина подбивал меня перейти на специальность «фортепиано», но я не поддался.

Мой педагог, чудный человек В.А. Цыбульник научил меня вслушиваться в звуки – не просто слушать музыку, а именно вслушиваться! Это замечательно! По-моему, он один верил в меня как в композитора!

Мой педагог по фортепиано Л.А. Алексеева – вспоминаю ее с благодарностью! Очень интересный человек и музыкант!

Вообще-то, училище тогда было очень сильным по педагогическому составу! Это я могу говорить уверенно, т. к. сам преподавал в Нижегородской (Горьковской) консерватории семь лет и на приемных экзаменах видел представителей разных училищ. Наше училище могло дать фору очень многим!

По просьбе моего друга Александра Гилева, выпускника нашего училища, я пишу разные произведения для его оркестра – так что моя связь с училищем не прерывается!

Тут надо сказать, что училище я как раз не окончил – после третьего курса сразу поступил в консерваторию, но для этого я ходил параллельно на лекции к старшим курсам – мне всегда было тесно в каких-либо рамках и «бежал впереди паровоза»…

Алексей ИЛЬЕНКО, преподаватель, концертмейстер, г. Фюрстенвальде (Германия):

– Камчатское областное музыкальное училище (сокращенно – КОМУ). КОМУ на Руси жить хорошо? Конечно, нам, студентам-пианистам из далеких 1970-х. Но так хотелось скорее повзрослеть!..

Оканчивал я училище по классу фортепиано у В.Т. Кравченко сольным концертом в большом зале (афишу храню до сих пор). Моя мама сидела в публике рядом с В.П. Тумило, очень волновалась и без конца спрашивала его, все ли я правильно делаю.

Что мне дала учеба в нашей alma mater? Ощущение безграничности мира музыки, во всех его видах, формах и проявлениях. Замечательное общение (иногда не очень формальное) с педагогами, молодыми и полными энергии и творческих инициатив. Одно из моих самых ценных воспоминаний – работа над вокальным циклом Р. Шумана «Любовь поэта» в концертмейстерском классе В.Т. Кравченко в ансамбле с замечательным баритоном (и врачом) Е.Ф. Лонгиновым и его слова о том, что из меня может получиться неплохой концертмейстер. Получился. И за это я благодарен любимому КОМУ.

Елена БОЛЬШАКОВА, выпускница КОМУ 1994 года, преподаватель теоретических дисциплин Камчатского колледжа искусств:

– Когда у нашего учебного заведения появилось новое наименование – колледж, а соответственно и новая аббревиатура, возникла шутка: «Кому КОМУ, а кому ККИ, а кому и дом родной». Действительно, это второй дом. Для меня вся жизнь с 13-летнего возраста, когда я впервые пела в большом зале тогда еще музыкального училища в составе сводного хора музыкальных школ города, дирижировал которым Евгений Иванович Морозов. Немногим позже – учеба на отделении «Теория музыки» и незабываемое общение с педагогами, которые сыграли огромную роль в моей судьбе, очень профессионально, бережно и чутко выстраивая фундамент для формирования моего профессионального и личностного мировоззрения: В.П. Тумило, Н.В. Бугаева, Е.Г. Быкова, О.И. Трофимова, Е.И. Морозов… Судьба преподнесла мне подарок – право в дальнейшем назвать этих людей коллегами. С 1994 года я работала в школе при музыкальном училище по совместительству, а в 2000 году – вошла в число штатных преподавателей, постепенно расширяя круг своей деятельности со студентами и как преподаватель, и в воспитательной работе. В этих стенах выросс младенчества мой сын, окончил музыкальную школу при колледже и сейчас все чаще высказывает желание получать образование именно здесь. Я желаю колледжу дальнейшего роста, преумножения славных дел, благодарных трудолюбивых воспитанников, творческого процветания. Очень надеюсь, что смогу также внести свою лепту в наше общее семейное дело – растить и воспитывать творческую талантливую молодежь на благо Камчатского края.

Анна ОСИПЕНКО, выпускница КОМУ 2002 года, режиссер музыкального театра, автор идеи и режиссер-постановщик международного фестиваля «Оперетта-парк» – совместного проекта государственного музея-заповедника «Гатчина» и Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии.

В 2020 году получила предложение занять должность главного режиссера Музыкального театра Республики Карелия.

– Отделение истории и теории музыки камчатского училища (ныне колледжа) дало мне не только знания, без которых невозможно состояться в профессии режиссера музыкального театра, таких как владение анализом музыкальных форм, умением «читать» музыкальную драматургию, разбираться в языковой системе композитора и многих-многих других, но и стало источником силы для дальнейшего роста. За это я благодарна моим учителям, особенно заведующей отделением Ольге Иннокентьевне Трофимовой (Орловой), которая является моим близким человеком, несмотря на разделившее нас время и расстояние.

В 2017 году, когда я исполняла обязанности главного режиссера Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, нам удалось договориться об обменных гастролях с Камчатским драматическим театром. И в октябре 2019 года, оказавшись на Камчатке уже в качестве гостя с гастрольными спектаклями Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, я провела мастер-класс и творческую встречу с учениками колледжа в тех залах, где когда-то студенткой сама встречалась с выдающимися выпускниками колледжа. Я благодарна директору Марине Анатольевне Акмаевой за возможность этой встречи с ребятами и, особенно, с моими педагогами. Должна отметить, что профессиональный уровень подготовки студентов в колледже очень высокий. Но самое главное, что у ребят горят глаза, а это значит, что, благодаря Камчатскому колледжу искусств, сфера культуры пополнится новыми профессионалами, любящими свое дело и передающими лучшие традиции своим ученикам.

Денис ФЕДОРОВ, выпускник КОМУ 1989 года, баянист, органист,клавесинист, г. Лозанна (Швейцария):

– Я приехал на Камчатку поступать в музыкальное училище в 1986 году. Еще на подлете к аэропорту Елизова из самолета я увидел великолепные камчатские пейзажи и величественные вулканы и сразу влюбился в это место. Впереди меня ждали четыре прекрасных и насыщенных года учебы в Камчатском музыкальном училище.

Я выбрал это училище не случайно: там преподавал очень известный, даже за пределами Камчатки, педагог по классу баяна Владимир Федорович Шашин, специалист в области исполнения классической музыки, в частности Баха, на концертном готово-выборном баяне.

Благодаря ему я смог открыть тонкости музыки, музыкальной риторики, стиля и техники исполнения классики, а также изучал оркестровое дирижирование. Его уроки, которые длились иногда по пять – шесть часов, я помню до сих пор. Владимир Федорович глубоко и скрупулезно работал со мной над каждой деталью музыкальных произведений, а также дал очень много практических, жизненных советов, которые мне помогают до сих пор.

Студенческие годы на Камчатке! Это была для меня настоящая эпоха, насыщенная музыкальными событиями – концертами, конкурсами.

Под руководством В.Ф. Шашина в те годы мне удалось подготовить, пожалуй, самую главную и сложную концертную программу моей жизни – «Хорошо темперированный клавир» И.-С. Баха.

Мне также посчастливилось учиться у двух замечательных теоретиков – В.А. Цыбульника и А.В. Лопанцева, у которых я изучал гармонию, полифонию и композицию и даже джазовую импровизацию. Я также очень благодарен И.А. Шашиной, В.В. Стукалову, педагогам нашего народного отделения, с которыми мы провели много прекрасных часов музыки и общения, а также всем другим учителям музыкальных и общих дисциплин. У нас всегда царила по-настоящему творческая атмосфера, полная идей и взаимообмена.

Особо теплые воспоминания остались о В.Т. Кравченко, педагоге по фортепиано, великолепном концертном исполнителе, а также прекрасном журналисте и фотографе, благодаря которому удалось сохранить память о тех замечательных годах, описанных им во множестве статей, книг и альбомов.

В нашем училище была обширная нотная библиотека и фонотека, где я проводил немало времени и смог открыть для себя жемчужины музыкального искусства. В училище был прекрасный оркестр, с которым мы немало гастролировали по городам и селам Камчатского края, это дало нам возможность увидеть многие красивейшие места этого чудесного полуострова.

В 1990 году я окончил училище и уехал в Москву, поступил в РАМ им. Гнесиных, но Камчатка навсегда осталась в моем сердце.

Павел МАЛЯВИН, выпускник ККИ 2008 года, преподаватель, заместитель директора по творческой работе ККИ:

– Камчатский колледж искусств для меня был и остается волшебным и удивительным местом. С самых первых шагов, которые начал делать в детской музыкальной школе № 5 г. Петропавловска-Камчатского, мне посчастливилось принимать участие в краевых конкурсах и фестивалях, проходивших на сцене тогда еще областного музыкального училища. Это место просто завораживало, словно притягивало магнитом! Для меня выбор будущей профессии был определен. В колледже искусств появляется постоянное стремление к саморазвитию, внутренняя потребность выполнять задачи на высоком современном уровне.

Еще в годы учебы я понял, что владение новыми информационными технологиями, интернет-ресурсами – необходимое требование профессионального стандарта, хотелось соединить в себе несколько специальностей и стать специалистом широкого профиля. Окончив в 2008 году Камчатское музыкальное училище по классу домры, поступил в Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов на специальность «Режиссер мультимедиа-программ». Сейчас творческая деятельность в качестве звукорежиссера, мастера по художественному свету и компьютерным технологиям крайне востребована в Камчатском колледже искусств. Все это помогает в реализации и проведении абсолютно всех творческих мероприятий, которые проходят в колледже. А их, этих мероприятий, проводится в колледже свыше 80 ежегодно!

Мне выпала уникальная возможность получить знания в стенах самого творческого учебного заведения края и стать частью этой семьи профессионалов!

Анна КРАВЧЕНКО, выпускница КОМУ 1973 года, директор ДМШ № 5, заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии им. В.П. Андрианова:

– Для меня училище – уникальное сообщество педагогов и студентов – оказалось чистым и глубоким родником, который не иссякает вот уже многие десятилетия. Это – начало профессии, начало взрослой жизни. Это – вхождение в удивительный и неизмеримо глубокий мир искусства.

В училище в то время работали преподаватели, приехавшие из самых солидных вузов – Москвы, Ленинграда, Харькова, Новосибирска, Горького. Они увлекали нас горячим желанием добиться высоких результатов в исполнительском мастерстве, знать как можно больше о музыкантах, стилях, эпохах, многообразии цивилизаций. Они же стали для нас неизменным источником новых знаний и вдохновения.

Они приглашали нас к себе домой, устраивали неформальные вечера при свечах. С ними мы ходили в походы, с удивлением узнавая свою родную Камчатку. Имена В.И. Полутова и О.Ю. Девликановой, Е.И. Морозова, Ю.В. Бибина, В.Т. Кравченко навсегда остались для меня образцом безграничной любви к своей профессии.

Вот один случай из многих, которые вспоминаются. Пурга. Автобусы не ходят. Мы частенько оставались ночевать в нашем училище в таких случаях (и нам это тогда разрешалось!). Вот и сейчас десяток оставшихся уютно расположились в кабинете завуча В.И. Полутова. Некоторые пошли играть в теннис в фойе, другие зачитались литературой, а мы вдвоем с Сережей Бычковым (ныне заслуженным артистом России) тихонечко отправились в концертный зал, чтобы поиграть в темноте. Но… приблизившись к залу, мы услышали льющиеся оттуда звуки рояля. Остановились и боялись дышать. За окнами воет пурга, а звуки – нежные, взволнованные, летящие – несут нас куда-то… Когда музыка стихла, мы бесшумно приоткрыли дверь и увидели В.И. Полутова, задумчиво склонившегося над клавиатурой. Этот вой пурги и звуки шумановской «Арабески» так и остались в моей памяти. Навсегда.

Теперь я понимаю: Камчатское музыкальное училище – это высочайший знак качества в профессии «музыкант». Знак качества, которым оно одарило каждого из своих выпускников…

Сергей УСОЛЬЦЕВ, выпускник КОМУ 1972 года, профессор Астраханской консерватории, заслуженный артист РФ:

– Камчатское музыкальное училище – часть моей души и лучшее время в жизни. Окончена школа, и вот поступление в серьезное учебное заведение, где мне пришлось общаться не только со своими сверстниками, но и с учащимися гораздо старше меня. Это имело значение для быстрого профессионального роста, заставляло напряженно работать. Тогда в далеких 1968–1972 годах мы с преподавателями жили одной дружной семьей. Все, что ни делалось, игралось и пелось, ставилось в заслугу нашего любимого училища. Да, собственно, и сейчас в колледже сохранился тот прекрасный энтузиазм, стремление к высоким идеалам в искусстве. Это я понял, когда посетил колледж несколько лет назад, работая в составе жюри фестиваля-конкурса имени В.П. Тумило.

Сейчас, по истечении многих лет, не проходит и дня, чтобы я не вспомнил мое любимое Камчатское музыкальное училище, а вместе с ним и дорогих моих учителей, и друзей, с которыми крепко связала судьба. А эпидемия пройдет, и 60-летие обязательно отпразднуем новыми победами!

Марина АКМАЕВА, директор колледжа:

– Моя работа в Камчатском колледже искусств, да еще и в должности директора – безусловный подарок судьбы. Подарок непростой, весьма ответственный, но и крайне захватывающий. В свое время мне пришлось преподавать в музыкальных школах Сахалина и Вилючинска, быть концертмейстером и даже начальником отдела культуры в городе подводников. Но колледж искусств (в 1999 году, когда меня туда пригласили, он назывался музыкальным училищем) с его богатой историей, где работали такие мэтры камчатской культуры, как Евгений Морозов, Валерий Тумило, Валерий Кравченко, Лев Зиневич, и многие другие и где на тот момент, не скрою, под влиянием накопившихся в 90-е годы проблем было не очень спокойно, ставил передо мной особую планку, которая помогла бы мне и переломить ситуацию, и увлечь коллектив новыми идеями, творческими проектами, расширением сферы влияния на развитие культурного потенциала Камчатки.

Конечно, не мне судить, как все получилось. Но, анализируя сегодня два последних десятилетия деятельности училища, ставшего в 2009 году колледжем искусств, можно вспомнить значительные и в высшей степени радостные достижения, которыми, я думаю, мы можем гордиться. В 2015-м в колледже осуществлен первый набор студентов из числа коренных малочисленных народов Севера на специальность «Народное художественное творчество» с углубленным изучением видов северного национального танца. Танцевальный студенческий ансамбль «Уйкоаль» принимает участие во многих мероприятиях и конкурсах края и за его пределами, имеет множество наград. В 2018 году в колледже была открыта специальность «Народное художественное творчество» по виду «Этнохудожественное творчество», профессиональные компетенции которой содержат национально-региональный компонент коренных малочисленных народов Севера. В 2020 году появятся еще две новые специальности: «Библиотековедение» и «Музыкальное образование», которые очень востребованы на рынке труда.

Разработан и успешно продолжает реализовываться крупный региональный проект «Дети и молодежь Камчатки в искусстве», охватывающий весь Камчатский край. В его рамках ежегодно проводятся конкурсы исполнительского мастерства «Юные дарования Камчатки», фестивали «Россия начинается с Камчатки», «Скрипки, браво!», «Камчатка – от флейты до тубы», «Поющая Камчатка», «Весенние голоса», «Виват, музыковед!», фестивали фортепианного искусства и классической музыки, фестиваль дошкольного творчества детей «Маленькая страна».

В начале 2015 года в колледже создан центр поддержки и развития одаренных детей и молодежи в Камчатском крае. На 1 января 2020 года на сайте центра darovaniya.info зарегистрировано свыше 300 одаренных детей. Благодаря финансовой поддержке центра с 2017 по 2019 годы организовано свыше 40 выездов талантливых школьников на всероссийские и международные конкурсы, фестивали, олимпиады, выставки, проходящие за пределами Камчатского края, организуются поездки в отдаленные районы полуострова с целью обмена опытом и культурно-просветительской работы.

С 2015 года у нас ежегодно проходит международный фестиваль-конкурс «Волшебство звука» в рамках международного проекта «Великие имена искусства» при поддержке министерства культуры Камчатского края и международных благотворительных фондов Владимира Спивакова, Владимира Крайнева и фонда поддержки молодых талантов «Волшебство звука». В октябре 2020 года состоится XV Творческая школа для одаренных детей и педагогов Камчатского края, в работе которой, как и прежде, примут участие ведущие музыканты России.

В 2018 году наш колледж был признан одним из 100 лучших образовательных учреждений Российской Федерации.


Материал подготовили

Валерий КРАВЧЕНКО

Яна ЩЕГОЛИХИНА

Фото В. КРАВЧЕНКО и из архива Камчатского колледжа искусств

Выпускники – о юбилее любимого колледжа искусств 0Выпускники – о юбилее любимого колледжа искусств 1Выпускники – о юбилее любимого колледжа искусств 2Выпускники – о юбилее любимого колледжа искусств 3Выпускники – о юбилее любимого колледжа искусств 4Выпускники – о юбилее любимого колледжа искусств 5

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.