Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Тыловые будни военного времени

10:55
862
Землянки для рабочих рыбокомбината им. Микояна, 1936 г.
Землянки для рабочих рыбокомбината им. Микояна, 1936 г.

В этом году мы отмечаем юбилей Победы – с окончания Великой Отечественной войны прошло 75 лет. Несмотря на значительное количество исследований, в истории Великой Отечественной войны до сих пор есть белые пятна. Одной из малоизученных страниц остается история повседневности – как жили, как решали свои насущные проблемы люди, оставшиеся в тылу, задачей которых был труд во имя Победы.

Основные трудности, с которыми столкнулась Камчатская область в годы Великой Отечественной войны, были характерны и для других районов страны: перебои в снабжении продовольственными и промышленными товарами, проблемы бытового обслуживания населения, отсутствие жилья, низкий уровень медицинского обслуживания, недостаток яслей и детских садов, неудовлетворительное состояние системы образования, недостаток рабочей силы и квалифицированных кадров во всех отраслях народного хозяйства.

Капитальный ремонт невозможен

Проблема с обеспечением населения жильем существовала (и была очень острой) на Камчатке и до войны. Рабочие многих крупных промышленных предприятий области часто жили в бараках, палатках, землянках. Свой домик или квартира были большой редкостью и считались почти роскошью. Однако если до войны городские власти имели возможность строительства (пусть даже и незначительного) или ремонта для поддержания жилого фонда в удовлетворительном состоянии, то в годы войны, в условиях дефицита как денежных средств, так и стройматериалов, жилой фонд неуклонно ветшал. В итоге в июле 1944-го председатель Петропавловского горисполкома в своей докладной записке обкому ВКП(б) указывал: «Из 114 домов жилфонда (площадь 7 000 м кв.) – 94 требуют капитального ремонта, а 20 зданий подлежат сносу по своей ветхости, так как капитальный ремонт последних невозможен. Специальных средств на ремонт по бюджету не предусмотрено, строительство также не производится, а следовательно, жилой фонд при возрастающей потребности уменьшается».

Попытки граждан улучшить свои жилищные условия, как правило, были бесплодными. Заместитель заведующего орготделом обкома ВКП(б) И. Лаптев в справке от 11 декабря 1944 г. «О порядке рассмотрения заявлений граждан трудящихся…» указывал: «…в горсанинспекцию в 1944 году поступило 25 заявлений, в которых трудящиеся просят обследовать их жилое помещение. Инспекция аккуратно эти просьбы выполняет, обследует, составляет акты, в которых предлагает улучшить квартирные условия или заменить квартиру, и вручает эти акты жалобщику и исполнителю. И по существу на этом кончается судьба заявления». Иногда проблему помогало решить заявление отдельного человека в партийные органы. И только таким путем, благодаря вмешательству «свыше», можно было надеяться на ремонт или новое жилье.

Подчас решение жилищной проблемы могло приобретать весьма причудливые формы: в соответствии с распоряжением Камчатского облисполкома от 2 октября 1943 г. в доме № 11 на ул. Советской комнаты, предназначенные под ванные, были изъяты и предоставлены для проживания работникам государственных учреждений.

Ситуация с общежитиями для рабочих выглядела еще хуже. Например, в «Справке о проверке производственных участков, охраны труда, быта и труда молодых рабочих Камчатморстроя» содержатся следующие сведения: «Морстрой имеет два общежития. Одно общежитие находится на Микояновской, № 23. В нем живет рабочих и ИТР 23 человека, помещение грязное, печь развалилась, рабочие не имеют возможности вечером вскипятить чаю, посушить свою одежду. […] Другое общежитие находится на сухарном заводе, в этом общежитии живет рабочих около 430 человек, в помещении грязно, табуреток и скамеек недостаточно, рабочие вынуждены в рабочей одежде сидеть или лежать на койках. Имеются умывальники в каждом отсеке, но их недостаточно. […] Мыла на умывальниках нет, рабочие приходят с работы грязные, но грязь отмыть нечем, ибо нет мыла, рабочие имеют карточки, но по карточкам мыла не дают…» Заметим, что катастрофическая ситуация с жилым фондом была характерна не только для города, но и для районов.

Размещены во временных помещениях

Проблему дефицита рабочей силы на рыбокомбинатах, в колхозах и совхозах области пытались решать за счет притока переселенцев, однако зачастую людям не могли предоставить элементарных бытовых условий: в постановлении бюро Камчатского обкома ВКП(б) от 15 марта 1944 г. говорилось, что «…большинство предприятий АКО (Акционерное Камчатское общество. – Прим. авт.) и рыболовецких колхозов к приему и размещению переселенцев не были подготовлены и не организовали встречу переселенцев, как постоянных жителей Камчатки. […] По состоянию на 1 марта 1944 года по предприятиям АКО закончено строительство только 10 переселенческих домиков против плана 788; по рыболовецким колхозам 7 домиков против плана 116. Усть-Камчатский, Мильковский районы, несмотря на все имеющиеся возможности, к строительству приступили с опозданием и план переселенческого строительства не выполнили. […] Вследствие невыполнения плана строительства свыше 50 процентов переселенцев размещены во временных помещениях (палатки, землянки, производственные постройки и другие плохо приспособленные для жилья помещения). […] Особенно плохо с размещением и бытовым устройством переселенцев в рыбокомбинатах западного берега (Кихчик, Ича и др.) и в Морлове АКО, АКОстрое и Корфском рыбокомбинате».

В документах зафиксировано множество случаев неудовлетворительной организации условий быта на рыбокомбинатах. Например, партийная организация рыбокомбината им. Микояна в апреле 1944 г. сообщала: «Из года в год говорим о постройке колодезев, но построить их не можем, и население пьет грязную речную воду. Баня грязная, дезокамера плохо работает. Санпропускник не соответствует своему назначению. Освещения население почти не имеет. […] Постельного белья нет, вынуждены были использовать для этой цели икорную бязь. […] Плохое бытовое обслуживание населения трудящихся порождает кражи и т. п.»

Парторганизация рыбозавода № 5 Корфского комбината на закрытом партийном собрании в том же 1944-м обсуждала проблему отсутствия бани на заводе: «…вопрос о бане нужно ставить на повестку дня, более 1 месяца люди не моются в бане. Вшивость принимает большие размеры, а вшивость – это распространитель и других инфекционных заболеваний». На Ново-Олюторском комбинате практически не было топлива, что в зиму 1943–1944 гг. приводило к срывам в работе столовых, а отопление жилищ рабочих было «большим событием». В соответствующей докладной записке сотрудника Обкома ВКП(б) о ситуации на комбинате говорилось и о том, что улучшить бытовые условия рабочим комбината крайне необходимо, так как имеются настроения «быстрей уехать из этого комбината». Однако уехать, оставить свое место работы было невозможно, так как люди закреплялись на своих предприятиях на весь период войны, а самовольный уход мог караться тюремным заключением.

Проблему с рабочими кадрами осложнил указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 октября 1942 г., которым были отменены все северные льготы. В частности, было прекращено начисление северных надбавок к зарплате, отпали льготы по оплате проезда к месту отпуска и обратно, продолжительность самого отпуска была сокращена. Эта мера значительно снизила приток на Камчатку новых рабочих, особенно квалифицированных специалистов, и увеличила текучесть рабочей силы.

Ходили умываться на берег бухты

Ситуацию усугубляло и то, что обеспечить нормальные условия работы людям власти тоже оказались не в состоянии, поскольку часто рабочие не получали ни полноценного питания, ни необходимой одежды.

В одном из документов (1944 г.) отмечалось, что в столовых судоремонтного завода по вине хозяйственного и партийного руководства завода, а также руководства рыбкоопа предприятия общественного питания остались совершенно без овощей, а в меню столовых, кроме рыбы, ничего не значилось. В столовых отсутствовало достаточное количество ложек, мисок, вследствие чего нередко рабочие принимали пищу руками, за время перерыва не успевали покушать и опаздывали на работу.

12 июля 1944 г. на заседании бюро Камчатского обкома ВКП(б) было принято постановление, в котором говорилось: «Большинство столовых Олюторского, Карагинского и Усть-Большерецкого районов приведены в полную непригодность, однако никаких реальных мер по приведению их в порядок не принято. Несмотря на достаточное количество продуктов, поступающих в столовые, приготовляется пища крайне низкого качества, меню однообразные. […] Очереди не изжиты, не приняты меры к обеспечению столовых необходимым инвентарем (столы, стулья, табуреты), посудой (ложки, миски, кружки и пр.)».

Школьники, привлекавшиеся к работам на рыбокомбинатах, в совхозах и колхозах области во время каникул, работали наравне со взрослыми, также в крайне тяжелых условиях. В одном из решений Камчатского облисполкома от 7 июля 1943 г. зафиксирована такая ситуация: «Произведенной проверкой на месте установлено, что Камчатторг (директор тов. Цымбалист) и Рыббаза мыса Зайчик (заведующий тов. Кривоногов), несмотря на неоднократные предупреждения облисполкома и горисполкома, к приему школьников, мобилизованных на рыбную путину, не подготовились. Палатки, в которых размещены школьники, не отремонтированы и промокают. Кроватей и топчанов не хватает, часть школьников спит по двое на одной кровати. Матрацы и наволочки для подушек не выданы, несмотря на то, что в складе базы постельные принадлежности имеются в достаточном количестве, вследствие чего школьники спят на сырой траве, постеленной на топчаны, и без подушек. Кипяченой воды нет из-за отсутствия бочек, школьники пьют сырую воду, вследствие чего уже имеются заболевания дизентерией (школьник Кочкин). Уборной для школьников нет совсем. Совершенно отсутствуют умывальники, школьники принуждены ходить умываться на берег бухты».


Окончание в следующем номере


Анастасия СЕСИЦКАЯ, начальник отдела публикации и использования документов КГКУ «Государственный архив Камчатского края»

Фото из фондов архива

Тыловые будни военного времени 0

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.