Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Олег СТЕПАНОВ: «В театре есть взаимодействие, которое невозможно через интернет»

10:50
1055

Встреча актеров и зрителей, режиссеров и актеров, встреча персонажей – все это необходимо театру. Ведь именно благодаря контакту, присутствию в едином пространстве рождается то, что называют «магией театра». В ситуации изолированности людей друг от друга во время пандемии это стало невозможно. Как справиться с отсутствием репетиций, зрителя, живого общения? Об этом – наш разговор с главным режиссером Камчатского театра драмы и комедии Олегом СТЕПАНОВЫМ.

– Олег Юрьевич, как началась для вас самоизоляция, на каком этапе она застала труппу?

– Мы не были морально готовы к изоляции, все время думали, что нас это обойдет хотя бы потому, что мы живем на Камчатке. И к моменту изоляции активно работали. Параллельно шла подготовка сразу к трем премьерным спектаклям – «Русалочьи сказки», «Слуга двух господ», «Баба Шанель». Ни один из них нам не удалось выпустить. Это большая финансовая трагедия. Теперь все наши планы сдвигаются. Спектакли уже заявлены, для них сделаны костюмы, частично декорации, поэтому мы должны довести начатую работу до конца. Очевидно, нам предстоит тяжелый реанимационный период по восстановлению спектаклей из текущего репертуара. Одно дело, когда мы не играем в период отпуска, который длится около двух месяцев. Но сейчас мы не будем играть спектакли полгода! И это как минимум, ведь мы пока не знаем, как сложится ситуация. Сложно что-то прогнозировать. Думаю, импровизировать приходится всем.

– Как проходило это время для вас и для актеров?

– Мы пошли общим путем – воспользовались современными технологиями, которые нам предоставляет интернет. Это прежде всего ZOOM – программа для видеочатов онлайн и Ютуб-канал театра, который существует уже давно. Многие мои коллеги в других театрах сейчас играют спектакли в прямом эфире. Мы на это не решились, поскольку наш интернет оставляет желать лучшего, и частые «подвисания» неприятны ни актерам, ни зрителям. Поэтому мыограничились проектами на Ютуб-канале, записали читку (первичное чтение пьесы актерами). И сделали важный вывод – в театре есть взаимодействие, которое невозможно через интернет, нет химии. Но мы попробовали, и для нас это был интересный опыт. Не знаю, насколько интересно это стало для зрителей. Хотя, судя по количеству просмотров, мы выполнили годовой план.

– Как меняется театральное искусство в связи с самоизоляцией?

– Сейчас границы театра как искусства размываются, и уже непонятно, что не называть театром. Променады, так называемый иммерсивный театр (постановки с привлечением зрителей) – все это и многое другое – театр. Где граница и как ее определить? Это дело искусствоведов. Для меня театр – это живое общение, единый процесс переживания, когда есть зал и есть сцена, живая встреча. Безусловно, постоянно появляются новые идеи, темы, запросы, и без этого нельзя, так должно быть. И, скорее всего, все то, что наработается в процессе самоизоляции и карантина, станет новыми театральными формами и откроет для искусства новые горизонты. Например, формы и принципы, которые нарабатываются в ZOOM, скорее всего, перекочуют на сцену. Абсолютно точно одно – театр не исчезнет. За свою историю он пережил многое, этому искусству уже тысячи лет.

– Многие театры сегодня репетируют онлайн, например через ZOOM? Была ли у вас такая практика?

– Мы попробовали, но одно дело – личная встреча с человеком, другое дело – общение онлайн. Сейчас это вынужденная мера, но мне такая практика не нравится, потому что важно видеть, слышать и чувствовать человека. Теоретически эти технологии оставляют некую возможность для будущего. Например, когда мы начинаем работу с приглашенным режиссером, возможно проводить предварительные читки – «застольный период» онлайн. Но опасения здесь есть: возможно ли получить точное представление о другом человеке без живого общения? Большой вопрос. Будем пробовать, а что из этого выйдет, покажет практика.

– За время самоизоляции театр выпустил несколько онлайн-проектов на Ютуб-канале. Насколько интересной была для вас эта работа?

– Она началась, потому что мы не хотели терять контакт с нашим зрителем. Работать было сложно. Как выяснилось, самостоятельно снять себя на камеру – очень непростая задача. И прежде чем выложить видео, ты должен дать сам себе адекватную оценку, побывать в шкуре и исполнителя, и критика. Многие актеры на съемки тратили огромное количество времени. Кто-то, напротив, увидел для себя новые возможности для творчества, экспериментов и открытий. Мне трудно, потому что я режиссер и работаю с актерами. А они далеко. Все, что я могу, – давать какие-то корректировки. В этих проектах я скорее выступаю как модератор. Очень сложно, когда приходится просить человека внести изменения, ведь я знаю, насколько это трудоемко. Сам бы я, скорее всего, не смог этого сделать. Но все это опыт, и все пойдет в профессиональную копилку. Мы должны понимать, что входим в новую реальность.

– Какие проекты вышли на канале в «Ютубе» за время изоляции?

– Первый наш проект – ролики, посвященные 75-летию Победы. Актеры читали фронтовые письма и стихи. Эта тема в традиции камчатского театра, мы постоянно обращаемся к ней, поэтому люди очень активно включились в работу, участвовала практически вся труппа. Потом мы сделали онлайн-читку пьесы братьев Пресняковых «Пленные духи». Это мой любимый текст из современной драматургии, я когда-то его ставил, и поэтому предложил его почитать, чтобы познакомить артистов и зрителей с этой замечательной пьесой. На этом с читками я решил остановиться. Мне пока сложно понять формат, плюс ко всему начались проблемы с авторскими агентствами, открылось множество ограничений. Сейчас в полной мере работать в такой форме сложно. Следующим проектом был День славянской письменности, к которому мы подготовили чтение стихов. Завершается онлайн-сезон проектом ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина. Наши актеры читают его стихи. А 22 июня, в скорбный День начала Великой Отечественной войны, актрисы театра прочтут отрывки из книги нобелевского лауреата, писателя из Беларуси Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Я понимаю, что интернет аудитория пока очень узкая. Мы долго не выходили в онлайн-жизнь, но теперь это необходимость. И теперь мы будем думать не только о прокатном репертуаре, но и о репертуаре онлайн-показов.

– Многие сейчас говорят о переосмыслении, важном времени для раздумий… Считаете ли вы этот период полезным для вас и артистов?

– Мне пока сложно делать выводы. Конечно, сначала ты себе говоришь, что все пересмотришь. Но потом у меня произошло какое-то зависание, будто жизнь поставили на паузу. Был период, когда я активно читал, радуясь свободному времени. Но это длилось не долго. Вообще, есть чувство, что время как-то схлопнулось. Я никуда не выхожу, дни пролетают, и есть ощущение некоторой бессмысленности. Я устал от этого и, честно говоря, хочу вернуться к обычной жизни.

– Как вы думаете, когда это может произойти? Какие планы у театра сейчас?

– Если мы сможем начать сезон в октябре, то нам удастся вернуться в привычное русло и ничего страшного не произойдет. Конечно, если все будет нормально с точки зрения экономики. Ведь если у людей не будет денег, они в первую очередь будут тратить их на первостепенные нужды. Я верю, что для театрального зрителя что-то должно поменяться, что люди захотят чего-то другого в театре, новых тем, захотят уйти от простого развлекательного театра, который довлеет сейчас. Мне кажется, поскольку люди остались наедине с собой, они захотят что-то продумать, проработать и проанализировать. А театр может в этом помочь. Привычка думать и воспринимать себя никуда не уйдет, процесс осознания своего места в мире очень важен. Поэтому я хотел бы подобрать новый материал. Но мы как государственный театр должны выполнить госзаказ и обеспечить количество зрителей, а предугадать потребности людей сейчас сложно. Пока мы надеемся на лучшее и планируем начать сезон в сентябре, как обычно.


Беседовала Ива КАЗАНЦЕВА




Официальный сайт: kamteatr.com,

Youtube: youtube.com/channel/UCBKVYs-tYYdCpiUvmyaZPLA,

Instagram: instagram.com/kamtheatre,

«ВКонтакте»: vk.com/kamteatr.

Олег СТЕПАНОВ: «В театре есть взаимодействие, которое невозможно через интернет» 0Олег СТЕПАНОВ: «В театре есть взаимодействие, которое невозможно через интернет» 1Олег СТЕПАНОВ: «В театре есть взаимодействие, которое невозможно через интернет» 2Олег СТЕПАНОВ: «В театре есть взаимодействие, которое невозможно через интернет» 3

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.