В Петропавловске-Камчатском 05:38, 21 Октября, среда
ночью 1°C
днем 7°C
ветер 7,2 м/с
Завтра 22 Октября
0 ... 10°C
ветер 5,8 м/с

Как Камчатке вырастить профессионалов?

Как Камчатке вырастить профессионалов?

На базе Центра развития Камчатки 2 сентября прошла сессия на тему «Развитие среднего профессионального и высшего образования: его роль в экономическом развитии региона». Представители школ, высших и средних профессиональных учебных заведений собрались на площадке Центра развития Камчатки, чтобы обсудить состояние системы образования, ее проблемы и перспективы.

– Мы сегодня говорим о развитии края. И от вас в этом направлении зависит многое. Ведь именно педагог и создает тех людей, которые в будущем развивают страну в целом и Камчатку в частности. Нам с вами предстоит определить не только основные проблемы, которые стоят сегодня, но и заглянуть как минимум в недалекое будущее – представляя, что же станет интересным, востребованным, актуальным через несколько лет, – напутствовали участников модераторы сессии. – Что будет, когда те, кто сейчас учится в средней школе, пойдут учиться в сферу среднего и высшего образования? И как сделать так, чтобы то, чему мы их будем учить, было современно, отвечало не только постоянно растущему качеству образования, но и потребностям экономики региона?

Была обозначена и сверхзадача образовательной политики в регионе: сделать так, чтобы люди, которые получат хорошее образование, не уезжали с Камчатки, а оставались здесь и продолжали развивать свой родной край.

Модераторы рассказали, что на подобных сессиях, где присутствуют и предприниматели, и представители образования, они просят педагогов озвучить «топ-5» профессий, по которым они ведут подготовку, и, соответственно, бизнесу предлагают обозначить «топ-5» профессий, в которых он нуждается… Совпадений – ноль. В ряде моментов регион готовит студентов по старым программам, методикам, механикам, не заглядывая в будущее, не представляя, какие профессии будут востребованы в динамике через 3–5 лет.

– Давно была потребность покреативить, – сказала в своем обращении к коллегам министр образования края Александра Короткова. – Сегодня в рамках стратегической сессии такая возможность у нас появилась. Я очень рада, что этот разговор, этот мозговой штурм состоится. Надеюсь, что вас эта креативная бацилла поразит и вы придумаете самое важное, интересное и эффективное, что нам необходимо делать, какими шагами идти. Нам надо понять, куда мы движемся дальше. Без образования мы никуда не пойдем… Учитель – это основа всего. Без вас ни одного профессионала здесь не может быть. Наша задача сегодня – прописать нашу роль в развитии Камчатки. Эти наши наработки лягут в основу большой программы.

Участники сессии выделили самые острые, на их взгляд, проблемы, которые мешают сфере образования быть эффективной и отвечать требованиям современности. Среди самых тормозящих развитие факторов были названы: кадровый голод; невозможность финансирования вузов из бюджета Камчатского края; высокая стоимость обучения; нежелание бизнеса участвовать в процессе подготовки студентов; отсутствие базы реальных востребованных специальностей; слабое качество образования школьников; непривлекательность региона для жизни в целом.

– У нынешних наших абитуриентов очень низкая мотивация, – рассказала начальник учебно-методического управления КамчатГТУ Наталья Кириенко. – Большинству из тех, кто остается на Камчатке, в принципе без разницы, на кого учиться. Не поступили туда, поступим сюда, лишь бы был диплом, а работать по нему они все равно не собираются. Эта проблема уходит корнями в вопрос востребованности – они не видят ясной перспективы, где они найдут применение своим знаниям, где получат достойную оплату. А то, что на поверхности, где есть большой кадровый запрос – здравоохранение, образование, культура – туда незачем идти, ведь там низкая зарплата. Поэтому мы говорим о том, что в обязательном порядке заработная плата в этих сферах должна стать достойной. Тогда на обучение по этим специальностям будет спрос. Человек, работающий в бюджете, должен получать достойную зарплату. Образование – это будущее нашей страны, государство и бизнес туда должны вкладываться и понимать, что они себе смену растят. У нас основная часть педагогического состава – люди в возрасте. Ну уйдут они рано или поздно на заслуженный отдых, кто будет учить?

– У нас общая задача – мотивированный специалист, который будет учиться и останется в крае, – считает директор Камчатского колледжа технологии и сервиса Ольга Мошкина. – Мы должны вести разъяснительную и профориентационную работу, которая направлена на то, что у ребенка будет возможность гарантированно получить хорошо оплачиваемую работу именно в Камчатском крае. Мы считаем, что в образовательном процессе должны принимать участие специалисты-практики. Еще важные шаги – это изменение содержания образования под потребности работодателя и применение современных образовательных технологий.

– Мы выделили такую проблему – бизнес не хочет участвовать в подготовке кадров, – отметил участник сессии, депутат краевого Заксобрания Владимир Агеев. – Хотелось бы более широкого участия работодателей в образовательном процессе. Есть специальности, которые работодатель целиком и полностью обеспечивает, – это педагогические и медицинские, но есть и те, которые требуют более плотного взаимодействия с работодателем, его участия в лекциях, практиках. Как эту проблему решить? Предпринимателя необходимо мотивировать. Предлагаем предоставлять господдержку субъектам малого и среднего предпринимательства, обеспечивающим трудоустройство выпускников камчатских вузов. Рассчитывать ее в зависимости от того количества выпускников, которых бизнесмен устроил. Так же предлагаем поддержать предпринимателей, которые направляют абитуриентов на целевое обучение. Предоставлять налоговые льготы участвующим в материально-техническом оснащении вузов и ссузов края. Также одним из важных шагов мы считаем возобновление практики наставничества. Чтобы вузам и ссузам выделяли дополнительные средства на тех наставников, которые работают с практикантами на предприятиях. И все это приведет к социальному партнерству – работодатель – вуз – государство. Я бы еще отметил, что в этой сфере очень важное место занимает информационная поддержка: работодатели должны рекламировать свои профессии и рассказывать о перспективах на примере своих работников, добившихся успехов в этих профессиях.

– Одним из решений для привлечения абитуриентов в камчатские вузы мы на сегодня видим диверсификацию рекламы, – поделился доцент кафедры экономических и социально-гуманитарных дисциплин петропавловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Виталий Федоров. – Мы из динамиков из года в год слушаем рекламу наших учебных заведений, но это уже устарело. Мы ее слушаем с удовольствием, а они – абитуриенты – ее уже не слушают совсем, они смотрят интернет. Поэтому нужно думать, как диверсифицировать… и не только по каналу, но и по содержательной стороне. Мы обычно идем по шаблону, а потенциальный абитуриент хотел бы услышать более развернутую информацию – чем он будет заниматься, какова возможность трудоустройства, чем интересна данная специальность, каковы реальные возможности вуза, какие навыки он получит в ходе подготовки. Ну и такие привлекательные детали: например, если вы перейдете на третий курс без троек, мы вам повысим стипендию, а если вы до 4 курса хорошо доучитесь, вы поедете на обязательную стажировку… Другой важный аспект – это взаимодействие региона и работодателей. Здесь требуются комплексные решения. Один из обязательных пунктов – создание базы данных по предложению, спросу, возможностям системы профобразования региона. Также необходимо уделить должное внимание целевой подготовке. Да, она есть в крае, но ее нужно совершенствовать и расширять. Как привлечь сюда работодателя? Мне кажется, край может предложить льготы, скидки, преференции, например, связанные с ТОРом. Если предприниматель хочет быть резидентом ТОР и если, допустим, он участвует в целевом наборе, то у него есть возможность каких-то преференций.

Все выдвинутые в ходе стратегической сессии предложения будут переданы краевым властям для дальнейшего анализа и рассмотрения возможности их реализации. Наработки экспертов войдут в народную программу развития Камчатского края.

 

Лада КАЛИНИНА

700

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых