Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Дайте шанс выжить!

08:50
1252

На встрече лидеров общероссийской общественной организации «Опора России» с представителями малого и среднего предпринимательства Камчатки, которая состоялась на минувшей неделе в центре «Мой бизнес», было поднято немало острых тем.

Озвучивая эти вопросы, камчатский бизнес надеется быть услышанным и на местном, и на федеральном уровнях – ведь почти за каждой конкретной историей стоит системная проблема.

 

Почему чиновники не дают пшенице колоситься?

Татьяна Баланева – глава фермерского хозяйства в Милькове. Ее предприятие единственное на всю Камчатку занимается выращиванием зерновых. Казалось бы, этот смелый бизнес везде должен сопровождать зеленый свет?

– Многие удивляются, узнав, что на Камчатке можно, оказывается, растить пшеницу, – рассказывает Татьяна Геннадьевна. – Но наш район очень отличается по климату от Петропавловска. Если в этой зоне суммарное количество летних температур составляет 1100–1200 градусов, то в Милькове – более 1 500. Это позволяет выращивать очень качественное зерно. И ведь еще не так давно это не было таким уж уникальным делом. 10 лет назад у нас более 50 предприятий разного уровня занимались выращиванием зерновых. Но «благодаря» деятельности некоторых чиновников мы остались единственным на полуострове хозяйством, работающим в этой сфере.

Выращивание зерновых очень помогает развивать и другое направление – мы также занимаемся производством яйца. И использование собственного зерна при кормлении птицы значительно уменьшает себестоимость яйца. Если мы идем на комбикорме «Камчатской мельницы», то 1 яйцо выходит более 7,5 рубля, не считая перевозки. Если идем на своем корме – всего около 3 рублей. У нас очень хорошее яйцо домашнего качества. И зерно отменное! С 2016 года мы отработали сорта пшеницы и ячменя… И при этом у нас почему-то каждый год внеплановые проверки. Каждый год нас проверяет Россельхознадзор. И этот год пандемии не стал исключением! Вот мне опять пришло предписание. В ноябре нас будут проверять по свинине и производству мяса птицы. Я звоню им и говорю: помилуйте, но мы не выпускаем свинину и мясо птицы тоже, мы производим только яйцо. Мне отвечают: не страшно, проверять все равно будем.

В прошлом году нам Россельхознадзор запретил выращивать зерно. Мы так и не поняли почему. Мы – небольшое хозяйство, у нас нет огромного капитала… Весь наш бюджет – около 5–6 миллионов в год. И сейчас я расскажу, чего от нас требуют. Нас хотят обязать построить спецплощадку для хранения навоза (это обойдется в 30 миллионов!). Ограждение территории нам будет стоить 24 млн рублей. Мы – микропредприятие! Откуда у нас такие средства? Дайте нам шанс выжить! Повсюду препятствия… Вот, например, чтобы ввезти на Камчатку инкубационное яйцо с материка, у меня ушло на борьбу 3 месяца! Мне сказали, что мое хозяйство не соответствует СанПиНам. А эти СанПиНы родом из 1973 (!) года. Уже страны той нет, которая эти нормы принимала, уже жизнь по-иному строится, хозяйства уже совсем другие… Очень обидно тратить время и силы на это, ведь каждый год приходится сражаться не столько за урожай, сколько с чиновниками. Хочу, чтобы вы знали, что у Камчатки потенциал – не только рыба. Я сдавала зерно в лабораторию. Заключение получили, что наше зерно промышленное, хорошего качества. Его даже в фураж нельзя пускать, его по качеству можно на каши, на крупы отдавать. И ведь у нас здесь могло бы зерноводство и вместе с ним другие отрасли сельского хозяйства развиваться, не будь этих бюрократических препон. Но мы предпочитаем питать экономику Алтая.

Крик души Татьяны Баланевой коллеги из «Опоры России» услышали и поделились советом.

– Генеральная прокуратура в начале года сделала выделенную линию для предпринимателей, – рассказал президент «Опоры России» Александр Калинин. – Вы можете воспользоваться этим отдельным сервисом данной интернет-приемной и направить свои жалобы вот по этому адресу: businesspravo@genproc.gov.ru. На обращения по этой линии реакция очень быстрая, особенно это касается вопросов неправомерных проверок.

 

Полная аренда – не по карману

Руководитель мастерской керамики Ольга Самойлова озвучила проблему, которая коснулась многих предпринимателей во время пандемии.

– Когда вводились ограничительные меры, предприятиям пострадавших отраслей была предоставлена льготная аренда, – рассказала Ольга. – Я имею в виду тех предпринимателей, которые арендуют помещения у таких собственников, как «Единая городская недвижимость» и Дирекция эксплуатации зданий. Три месяца у нас была скидка 50 процентов, но 1 октября стоимость снова вернулась к 100 процентам. Но многим из нас (например, у меня деятельность связана с допобразованием, с обучением детей) разрешили работать только с конца августа. То есть мы даже сейчас не вышли на прежние обороты. По количеству детей, возобновивших занятия, мы уже видим, что не вывозим. Хотим попросить, чтобы на это обратили внимание и продлили льготы.

Исполнительный директор камчатского регионального отделения общероссийской организации «Деловая Россия» Ольга Горбикова отметила, что местные общественники уже отрабатывают эту тему.

– Мы от «Деловой России» вынесли этот вопрос на общественный совет при администрации Петропавловска-Камчатского по предпринимательству и инвестициям, – объяснила Ольга Валерьевна. – Есть много организаций, которые недавно приступили к работе и не успели встать на ноги, а есть и те, деятельность которых до сих пор полностью запрещена. И с них тоже требуют плату в полном размере. Этот вопрос будет рассмотрен на ближайшем заседании совета, и я думаю, нам удастся прийти к какому-то компромиссу.

– Это правильный подход, – отметил Александр Калинин. – Мы у себя в Москве направили такое же письмо в мэрию. Уже сейчас очевидно, что вторая волна будет круче первой. И это, конечно, отразится на потоке клиентов. За последнюю неделю обороты малого бизнеса в Москве уже упали на 15 процентов, дальше будет больше. Многие люди предпочитают даже необходимый визит в стоматологическую клинику отложить до лучших времен… Что уж говорить о студиях дополнительного образования.

 

Закон о «северах» – на плечах бизнеса

Председатель камчатского отделения «Деловой России» предприниматель Рашид Шамоян выступил от имени всех коллег, которым приходится нести бремя северных доплат:

– На Камчатке, как и в других северных регионах, выплачиваются коэффициенты и надбавки. Но если в бюджетной сфере все это платится из бюджета, который формируется из наших налогов, то бизнес вынужден нести эти льготы на своих плечах. Мы не говорим, что эти надбавки не нужно платить населению. Нужно! Ведь у нас и так сильный отток из региона. Но мы просим государство компенсировать эти издержки бизнесу. Если мы говорим, что у нас единое экономическое пространство – обеспечьте нам, пожалуйста, равные условия с бизнесом других регионов. У нас отпуск 52 дня, и не отпускать в отпуск мы не можем. Но и предприятие 52 дня не может оставаться без работника. Как японцы говорят, «если предприятие живет без сотрудника месяц, значит этот сотрудник не нужен предприятию». Чтобы работа не провалилась, мы обязательно должны взять на это место другого человека. Плюс мы должны оплачивать проезд в отпуск и обратно раз в два года. По нашему коллективному договору это еще 26 тысяч рублей. И это тоже лежит на наших плечах! Мы на многих площадках поднимали этот вопрос – и в Госдуме, и в Совете Федерации были доклады, было даже поручение Президента Минсоцразвития и Минэконому в части того, чтобы проработать механизмы этой компенсации. И в итоге все это сошло на нет.

– Мы знаем эту проблематику, – ответил Александр Калинин. – Вопрос действительно сложный и наболевший. Но когда говорят о надбавках к зарплате, тут мы все равно платим столько, сколько на рынке человек стоит, поэтому по данному конкретному вопросу я не вижу, что это будет сделано. Все равно вы будете платить зарплату, чтобы люди у вас работали. А она коррелируется со стоимостью жизни. А вот другие аспекты этой проблемы надо прорабатывать. С тем, чтобы компенсировать проезд в отпуск, – я согласен, этот вопрос необходимо ставить. А также, например, участие в торгах. Когда вы делаете калькуляцию и выходите на торги, вы свои затраты умножаете на коэффициент 2,8… а московские, например, предприятия – нет. Если я с московской фирмы захожу к вам, у меня нет этих затрат, естественно, я могу дать более низкую цену и, как следствие, выиграть тендер. И тем самым еще больше усугубить положение местного бизнеса. Вы правы, единое экономическое пространство требует единых подходов. Для решения этих проблем нужно брать в союзники губернаторов.

 

Яна ЩЕГОЛИХИНА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.