Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Когда один шаг важнее мировых рекордов...

08:25
2154

У нас на Камчатке есть «Крылья». Организация эта никак не связана ни с птицами, ни с авиацией. Это – физкультурно-оздоровительный центр, в котором занимаются особенные люди: дети и взрослые с существенными проблемами со здоровьем. И крылья здесь дарят даже тем, кто не умеет ходить.

Люди с ограниченными возможностями здоровья – такое «политкорректное» определение последние годы применяют в отношении тех, кого раньше называли просто инвалидами. В этой сфере действительно многое поменялось, но на словах больше, чем на деле. Кроме термина «люди с ОВЗ» появилась, например, «доступная среда». Но опять же, к сожалению, в основном на бумаге. А в реальной жизни многие инвалиды так и остаются затворниками – без пандуса, без лифта, без права на обычную прогулку. Некоторые ни разу не были в магазине, что уж говорить о хобби и спорте? Мир для многих из них – это то, что видно из окна. Представьте, как реагировали эти ребята и их родители, когда им предложили научиться кататься на горных лыжах и роликах! Когда впервые слышишь о таком виде реабилитации, немного теряешься. Неходячие, слепые… и на горных лыжах? Тут не у каждого здорового-то духа хватает… Это какая-то фантастика?

Супруги Владимир и Виктория БОРИСОВЫ ничего фантастичного в идее поставить инвалидов на ролики и горные лыжи не видят. Для них это реальность, в которой они живут уже 3 года. И каждая тренировка убеждает их в том, что они занимаются нужным и правильным делом.

– Как появилась эта сумасшедшая идея? Какими путями вы оба пришли к «Крыльям»?

Владимир Борисов, директор физкультурно-оздоровительного центра «Крылья»:

– В 2001 году я стал отцом ребенка-инвалида. Операции, восстановление, реабилитация… Тема для меня действительно болезненная и прожитая на собственном опыте. Я знаю, как родителям хочется помочь своим детям жить нормальной жизнью. Большая часть моей биографии связана со спортом. Горными лыжами я занимаюсь с детства. Являюсь судьей первой категории, участвую в организации и проведении международных соревнований, в том числе таких как этапы кубков мира и Европы. Работал на Олимпиаде и Паралимпиаде 2014 года. С 2013 года я тренирую, так сказать, «ясельную группу» – ставлю на горные лыжи трехлеток. Время от времени ко мне подходили родители особенных детей и просили позаниматься и с их ребятами. Помочь хотелось, но опыта в адаптивной сфере не было. В 2017 году мы связались с организаторами всероссийского проекта «Лыжи мечты», прошли обучение и начали заниматься с детьми с ОВЗ. Чуть позже стали их полноправными партнерами.

Виктория Борисова, исполнительный директор физкультурно-оздоровительного центра «Крылья»:

– Я юрист по профессии. Когда мы познакомились с Владимиром Ивановичем и поженились, конечно, спорт стал для меня не только хобби. Начиналось все с моей помощи в работе с документами, сейчас «Крылья» для меня – большая часть жизни.

– Кто занимается в вашем центре? За какие диагнозы вы беретесь?

Виктория: Всего на сегодня у нас занимается около сотни человек. Все начиналось с горных лыж для детей с ОВЗ, потом прибавились ролики, потом подключились взрослые с инвалидностью… С какими диагнозами к нам приходят ребята? С очень разными. С ДЦП, причем даже с тяжелыми его формами, с расстройствами аутистического спектра, с синдромом Дауна, занимаются и слепые… В этом году у нас новое направление открылось – теперь роликам и горным лыжам мы обучаем еще и пожилых людей. У нас работают 8 инструкторов. И сейчас обучение проходят еще несколько человек, которые пришли к нам волонтерами, но уже доросли до того, что мы можем подготовить из них настоящих специалистов. Коллектив растет, но потребность в нас растет гораздо быстрее. Все больше людей о нас узнают, все больше к нам приходят.

– Потому что вы творите чудеса? Как проходят такие тренировки?

Виктория: Все тренировки у нас индивидуальные. Детки все очень разные, с разными диагнозами, поэтому групповые занятия тут неприемлемы. Сначала идет знакомство с инвентарем. Бывает, что даже умение надевать ботинки и лыжи уже становится достижением, у некоторых это начинает получаться только через несколько уроков. Помимо обычного инвентаря мы в работе используем еще и специальное оборудование, которое помогает поддерживать наших подопечных на трассе, – слайдеры, ролляторы, ски-виллы. Это системы прицепов, застежек, крепежей, позволяющие корректировать постановку ног, рук и тела… Чтобы человек мог ровно стоять, даже если мышцы сопротивляются, даже если нервные связи не дают это делать самому. Это все умные разработки проекта «Лыжи мечты». С помощью них ребята с инструкторами и начинают осваивать снежные склоны и роллерные трассы. И добиваются каждый своих результатов.

– Насколько занятия безопасны для таких хрупких ребят?

Владимир: За 8 лет существования всероссийской программы «Лыжи мечты» ни одного случая травмирования не было.

Каких успехов удается добиться вашим смелым подопечным?

Виктория: У нас есть яркие примеры того, что вы назвали чудом. Это и правда чудо, когда два года назад мальчика с тяжелой формой ДЦП принесли на плече, а сегодня он ходит. С поддержкой... но это такой прорыв! И все это происходит на твоих глазах! Еще у нас есть девочка, которая раньше зимой вообще не бывала на улице, – на коляске очень трудно передвигаться по городу и летом, а уж зимой… И вот почти год она занимается у нас. Если поначалу ребенок боялся любого громкого звука, то сейчас она адаптировалась, уже спокойнее общается с людьми. Раньше она не могла сама даже сидеть, а теперь стоит на лыжах, спускается, держит спину. Видно, какое это для нее преодоление, но она так старается!

– У вас не государственное учреждение, и вы не бизнес в чистом виде… Как удается выживать?

Виктория: Да, мы некоммерческая организация. Но государство вносит свою лепту, помогает нашему делу. Мы очень стараемся, чтобы занятия были для наших подопечных или совсем бесплатными, или оплачивались по минимуму. Мы одними из первых вошли в реестр поставщиков социальных услуг, получаем субсидии от Минсоцразвития и Минспорта, недавно выиграли президентский грант, к нам поступают пожертвования от спонсоров, и спасибо, что находятся великодушные люди, которые абсолютно бесплатно предоставляют нам свои площади. Это и биатлонный комплекс имени Фатьянова, и лыжная база «Альпина», Камчатский выставочный центр на Северо-Востоке и ФОК «Звездный»… До пандемии мы сотрудничали с «Роллердромом». Сейчас им до сих пор не разрешают открыться, и мы вынуждены проводить наши тренировки по роликам на открытом воздухе. Мы теперь очень зависим от погоды.

Владимир: Мы вообще очень сильно зависим... от многих вещей. У нас нет своей базы. Заняться стройкой собственного комплекса – это практически нереальная история. И нереальность эта начинается с земли. Либо я должен зайти как бизнес на конкурс и взять участок в аренду, что, понятно, мы никак не потянем. Либо нам дадут «землю без земли», то есть я не смогу ни инвесторов привлечь, ни капитального строительства произвести. А даже небольшой кресельный подъемник должен стоять на фундаменте.

Я слышал о том, что у нас собираются строить реабилитационный центр для детей – приглашать врачей. Если бы вокруг этого центра, благодаря государственно-частному партнерству, можно было бы объединить всех, кто занимается различными реабилитационными программами на Камчатке, это был бы уникальный и очень крутой проект! Но об этом пока мы можем лишь мечтать… А сегодня мы занимаемся на площадках, в основном принадлежащих частным лицам. Все держится на отношениях. Просто сегодня там у руля люди, которые понимают важность нашего проекта. Завтра же туда может прийти другой человек, который скажет, что ему эта история не особо интересна, и укажет нам на дверь. Что же касается государственных горнолыжных баз... тут сложилась такая ситуация. У нас на Камчатке эти комплексы принадлежат спортшколам. А цели и задачи школы олимпийского резерва вы понимаете – высшие достижения, победы, медали… Поэтому им не интересно вкладываться в массовый спорт и в оборудование баз под нужды людей с ОВЗ. Правильнее было бы, если школа занималась спортивной деятельностью, а спортивный комплекс был отдельной единицей, выполняющей госзаказ, но заинтересованной и в развитии иных направлений работы. Во многих других регионах работает именно такая схема, но не у нас.

У нас на Камчатке есть очень сильная школа адаптивных видов спорта, но туда ведь попадает всего 5 процентов от всех желающих. Остальные остаются со своими мечтами за бортом. Как говорится, просто спорт, ничего личного. У нас другие задачи. Нашим детям, может быть, никогда не одержать больших спортивных побед… Но спорт ребятам необходим как возможность реабилитации, как инструмент, помогающий добиться своих личных достижений. Для кого-то это – научиться держать спину и впервые сесть, для кого-то – встать, для кого-то – сделать свой первый самостоятельный шаг… Для каждой конкретной семьи все это не менее важно, чем мировые рекорды.

 

Яна ЩЕГОЛИХИНА

Фото из архива Владимира и Виктории БОРИСОВЫХ

Когда один шаг важнее мировых рекордов... 0Когда один шаг важнее мировых рекордов... 1Когда один шаг важнее мировых рекордов... 2Когда один шаг важнее мировых рекордов... 3Когда один шаг важнее мировых рекордов... 4

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.