Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Твоё собачье дело

09:25
4907

9 ноября в Кафедральном соборе Святой Живоначальной Троицы земляки простились с маленьким Мишей, погибшим на минувшей неделе.

Информация о том, что в Петропавловске потерялся ребенок, появилась в Сети поздно вечером 3 ноября. Школьник Миша ушел из дома по улице Красная Сопка и не вернулся, связи с ним уже на тот момент не было. Обычно в подобных случаях диванные «психологи» советуют родителям не сильно беспокоиться, мол, «нагуляется, вернется». Под этим сообщением подобных советов не наблюдалось. Мальчишке всего-то 8 лет, а на улице штормовой ветер и ливень. Мишу искали всю ночь, следующее утро… А днем 4 ноября в интернете вновь были опубликованы ориентировки, но уже с грифом «найден». Только порадоваться этой новости не дала приписка в комментариях – ребенка нашли мертвым. Труп был обнаружен рядом с нежилой зоной морского порта. На теле мальчика следователи обнаружили следы укусов животных. Было назначено проведение ряда экспертиз, в том числе и для установления причины смерти. По городу поползли слухи: на ребенка напал медведь. Однако версия экспертов Следкома оказалась более страшной – маленький Миша скончался от кровопотери от многочисленных укусов собак. В этот же день на территории, где произошла трагедия, отловили большую собачью стаю – животных усыпили, их тела отправили на экспертизу.

Жестче!

Глава Камчатки Владимир Солодов отреагировал на трагедию очень эмоциональным посланием, которое он разместил на личной страничке в «Инстаграме»:

– Случилось ужасное событие! (...) Горе семьи ребенка трудно осознать... Приношу глубокие соболезнования. Трудно найти слова утешения… Мы должны дождаться официальных результатов расследования. Но уже сейчас понятно, что нам необходимо сделать все для того, чтобы эта страшная трагедия не повторилась! Федеральное законодательство сегодня предусматривает только отлов, стерилизацию и дальнейший выпуск бездомных животных в среду обитания, т. е. на улицу. К сожалению, стерилизация не лечит животных от агрессии. Здесь не должно быть полумер. Считаю, что необходимы самые жесткие действия по защите жителей наших городов от одичавших собак. В ближайшее время проведем проверки исполнения муниципалитетами полномочий в сфере работы с бездомными животными. Также подготовим законодательные инициативы. Если установленными законом мерами не удается обеспечить безопасность людей, значит надо менять эти меры. На более жесткие. Здоровье и жизнь граждан превыше всего. Трагедия не должна повториться!

Виноват город?

Глава Петропавловска-Камчатского Константин Брызгин с губернатором, конечно, согласен. Но честно признался местным СМИ, что «сказать, что именно нужно поменять вот так просто, – невозможно». Однако слова Солодова о необходимости действовать жестче городские власти расслышали хорошо. 4 ноября, по поручению мэра, специализированные службы города начали проводить внеплановые рейды по отлову бродячих собак. На вопрос журналистов, почему не делали этого раньше, Константин Викторович отметил, что зачастую, к сожалению, именно такие трагедии являются катализатором. Но работа ведется, и город теперь обязательно проверит промзоны, стоянки, базы и другие обособленные частные территории и продолжит отлов беспризорных собак. Мэр также призвал горожан звонить и сообщать о таких собаках в ЕДДС.

Проверять, безусловно, нужно. И вести отлов бездомных собак тоже. Но вот куда их девать? Федеральный закон, как мы помним, велит стерилизовать таких животных и отпускать с миром восвояси, а тех, кто проявляет агрессию, – помещать в приюты. Только вот в этом интервью Константин Викторович забыл рассказать, что приютов в Петропавловске нет. Может, это как раз то, что и нужно поменять?

Стрелять придется вечно!

Мария Штейн занимается «собачьим делом» на добровольных началах уже порядка 7 лет. Она с командой волонтеров собирает по городу шариков и бобиков и стерилизует их за свои кровные (иногда сборы средств для этого объявляют, иногда, когда повезет, гранты выигрывают). Стерилизуют не всех поголовно, а тех собак, о которых есть кому позаботиться. Вот, например, прибилась к стоянке Жучка, родила троих щенят. Люди кормят Жучку, любят ее, но они не хотят, чтобы буквально через некоторое время ее три щенка превратились в 33. Тут на помощь приходят волонтеры и проводят стерилизацию. За эти годы команде добровольцев удалось значительно улучшить ситуацию.

– Но вот за последние десять месяцев все наши старания и успехи были испоганены, – признается Мария. – С января 2020-го заработал 498 федеральный закон. Он в том числе подразумевает создание в муниципалитетах приютов. Были ли созданы приюты в Петропавловске? Нет! Для собак был создан лишь пункт временного содержания. Он рассчитан всего на 84 головы. И, если по-честному посчитать, то он не закрывает и 1 процента потребностей краевой столицы. Этот пункт переполнен. По закону уличных собак власти должны стерилизовать, повесить бирку и вернуть на прежнее место. Но только в том случае, если собака не агрессивна. А дать поведенческую оценку собаке (склонна ли она к проявлению агрессии) может только профессиональный кинолог… Таковых в этом пункте просто нет. Повторю: не врач, а именно кинолог должен оценивать. К тому же ветеринары в основном видят собак находящимися под влиянием наркоза – заторможенных, сонных. В любом случае они не могут дать объективного профессионального заключения. Следовательно, легко могут выпустить на волю агрессивное животное. Что зачастую и происходит. Да и потом, как я уже сказала, в пункте временного содержания все места забиты, помещать новых собак просто некуда. Поэтому обратно на волю идут все, без разбора. Если несколько лет назад я на каждом углу кричала, чтобы не трогали собачек с бирками, и объясняла, что они не опасны, то теперь сказать такое однозначно не могу – потому что больше половины собак, которые выпущены, не проходили никакую поведенческую оценку. Их тупо вернули на улицу, потому что их негде содержать.

– Так если вы до сих пор не создали государственных приютов, возьмите и хотя бы поддержите волонтеров, – делится своим мнением руководитель приюта «Оберег» Марина Кононенко. – У нас на Камчатке мощное зоозащитное сообщество, Агентство стратегических инициатив еще в 2018 признало его одним из сильнейших в стране. Люди работают в этой сфере десятки лет – создают маленькие частные приюты, организуют передержки. Помогите им, и вам будет на кого опереться.

Специалисты разъясняют: стерилизация и бирка на ухе действительно не делают собаку неагрессивной. Да, у нее меняется гормональный фон, но она не прекращает охранять свою территорию. Кого она примет за чужака в этот раз? Сколько к ней еще прибьется таких же «милашек» с биркой в ухе? Да, они не дадут потомства, но в значительной мере попортят жизнь землякам. И, к сожалению, от новых трагедий при таком подходе город не застрахован. Опять будем их стрелять?

– Ну, отстрелите вы этих животных. Дальше что? – задается вопросом Мария Штейн. – Через три месяца популяция будет такая же. Схема-то не поменяется. Стрелять придется вечно.

Отлов у нас, как правило, строится на контрактной системе.

И приходят в эту сферу люди, которые на этом хотят заработать. Вот получили они заявку на отлов агрессивной стаи. Приехали, огляделись и... переловили в этом районе безобидных Жучек и Плюшек, находящихся на самовыгуле. Они-то сами готовы к вам в машину прыгнуть. А за тертой бродячей собакой придется побегать. И далеко не факт, что в итоге удастся ее изловить. Если у нас будет введен отстрел – мы не избавимся от агрессивных стай, они живут на улице и знают, как спрятаться. К сожалению, те подрядчики, которые работают по отлову, не заинтересованы в уменьшении численности, они заинтересованы в получении прибыли. Нужно уходить от контрактов, и эти функции необходимо передавать специальному учреждению, которое будет построено по принципу частно-государственного партнерства. Необходимо менять систему!

Собака – это ответственность

Собаки сами по себе на наших улицах не появились. Их когда-то выкинули люди. И продолжают выкидывать. Известная участница «Берингии» Анфиса Бразалук написала в своем блоге: «Много ли вы знаете диких собак, которые являются такими по природе? Я нескольких: динго, африканская собака, новогвинейская и каролинская. 4 вида. Бездомные собаки – это следствие безответственности человека».

Волонтер Мария Штейн даже отметила, что в последние несколько лет портрет среднестатистической дворняги порядком изменился.

– Раньше было много больших лохматых собак, которые жили и плодились на улице из поколения в поколение, – говорит Мария. – Теперь же гораздо чаще встречаются потомки тех, кого выкинули недавно, – в их чертах читаются отголоски разных пород. Например, если говорить о тех 11 псах, которых отловили на месте гибели мальчика, они все бородатые, «терьеристые» – такие просто так на улице не появятся, это потомство домашней собаки, оказавшееся ненужным человеку, причем выкинули их родоначальников не так давно. У нас же вечно у людей возникают разные «важные» обстоятельства в виде аллергии или переезда на материк, при котором «мы не можем взять собаку с собой» и пр. Самовыгул, внеплановая вязка и… очередная коробка со щенками отправляется на помойку. И ответственности за это человек не несет никакой.

– Да, у нас теперь есть 498 закон, но что в нем радости, если он не исполняется? – рассуждает волонтер Марина Кононенко. – А еще в нем нет очень важного пункта: необходимо привлекать к административной и уголовной ответственности людей, которые способствуют росту численности бездомного поголовья. Если ты не стерилизуешь свою собаку, плодишь новых и новых бездомных, будь добр, заплати. Пусть эти деньги пойдут на строительство и поддержку приютов.

– Я за то, чтобы у каждой домашней собаки был чип, – говорит Анфиса Бразалук. – Если она потерялась – ее смогут легко вернуть владельцам, а если хозяин выбросил собаку или отпускает на самовыгул – его штрафовали.

Как верно заметил в своем выступлении в СМИ наш мэр Константин Брызгин, в трагической гибели маленького ребенка виноваты взрослые дяди и тети, все вместе. Однако это не значит, что эту вину нельзя разделить на составляющие. Виновен и тот, кто когда-то выкинул «лишнего» щенка, и тот, кто не исполнил закон и не построил приют, виновен и тот, кто поскупился поставить ограждение вокруг опасной зоны, не нанял профессиональную охрану и решил, что с ролью сторожа за миску каши вполне себе справится стая одичавших собак... Клубок этих проблем большой и разнородный, но распутывать его, как ни крути, должны люди. Собачье дело – оно и мое, и твое, и наше.

Яна ЩЕГОЛИХИНА


Кого накажут?

Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту ненадлежащего исполнения должностных обязанностей неустановленными лицами службы благоустройства Петропавловск-Камчатского городского округа, повлекших по неосторожности смерть 8-летнего мальчика (по части 2 статьи 293 УК РФ «Халатность»), говорится в сообщении ведомства.

По данным следствия, чиновники муниципального учреждения с начала этого года не приняли требуемых мер по отлову и контролю безнадзорных животных в Петропавловске-Камчатском, что привело к увеличению их популяции на улицах города.

Твоё собачье дело 0

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.