Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Камчатское БТИ: привычка голодать

19:30
255

Сотрудники бывшего камчатского БТИ вновь грозят властям голодовкой, о чем они уведомили публичным письмом. Общественность вздрогнула – нам все труднее разбираться в причинах и следствиях третьего раунда голодовок, которые объявляет маленький, но удивительно стойкий коллектив.

Губернатор Владимир Солодов не оставил ситуацию без оперативного реагирования – поручил председателю регионального правительства Александру Кузнецову совместно с краевым министерством имущественных и земельных отношений отработать вопрос так, чтобы «люди не пострадали» и «их законные права, которые закреплены в соответствующих коллективных соглашениях, были выполнены».

Казалось бы, все предельно ясно. Но далеко не так просто, учитывая скандальную историю камчатского БТИ. Проблемы в работе предприятия возникли не вдруг и не сегодня – еще в 2015 году федеральная налоговая служба выявила в деятельности ГУП «Камчатское БТИ» серьезные налоговые правонарушения, а общая задолженность составила 14 миллионов 219,9 тысяч рублей. Гасить долги было нечем, и в марте 2017 года была запущена процедура банкротства предприятия, инициированная налоговиками (в настоящее время БТИ находится в процедуре конкурсного производства).

В причинах столь плачевного положения дел, а их было немало, разбирались власти края, прокуратура и следственные органы (в отношении гендиректора ГУП было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 201 УК РФ - «Злоупотребление полномочиями»). Сотрудники БТИ считали, что их предприятие сознательно загоняли в долги. Однако среди прочих была и объективная причина кризиса: к тому времени в результате изменений в федеральном законодательстве функции БТИ были переданы кадастровым инженерам (Росреестр). Как пояснили в минимущества края, предприятие лишилось практически полного объема работ по своей основной деятельности, связанной с техническим учетом и технической инвентаризацией объектов капитального строительства.

В июле 2017 работники БТИ, не смирившись с участью банкротов, в первый раз направили губернатору края уведомление о начале голодовки. На предприятии на тот момент числились 19 сотрудников, имелась задолженность по заработной плате. Можно было только позавидовать решимости людей отстоять свои трудовые права, получить положенные выплаты. Но, как выяснилось, куда сложнее оказалось смириться с тем, что твои услуги по большому счету больше не востребованы. Правильно это или нет, но таков на сегодня вердикт государства. Однако несогласные, по сути, потребовали принять краевой закон, который обязал бы физические и юридические лица проводить технический учет. Закон, который обеспечил бы БТИ привычной работой. Увы, сделать это при всем желании не представляется возможным: в соответствии с Жилищным кодексом РФ это является компетенцией исключительно Российской Федерации, у субъекта нет полномочий по нормативному регулированию данных отношений. Эту позицию подтвердили многочисленные проверки Прокуратуры края, которые проводились по заявлениям БТИ, письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Тем не менее, как сообщали в правительстве края, делалось все возможное для сохранения предприятия. Работникам, угрожавшим голодовкой, предлагали разработать новые, востребованные населением, услуги. Предлагались различные варианты трудоустройства. Однако за два года ситуация не изменилась. До июня 2019 года предприятие финансировалось за счет субсидий из бюджета края.

Одновременно, и это удивительный факт, предприятие отказывалось передать министерству имущественных и земельных отношений хранившуюся у него учетно-техническую документацию об объектах государственного техучета и инвентаризации (технические паспорта). Что является требованием федерального закона «О кадастровой деятельности». Добиться этого министерству удалось только через арбитражный суд края, передача паспортов состоялась в августе 2019 года.

А 23 сентября 2019 года гром все-таки грянул - 9 сотрудников БТИ объявили бессрочную голодовку. Они вновь не верили, что им выплатят все положенное. Одним из требований участников акции по-прежнему оставалось сохранение предприятия. Ситуацию в БТИ оперативно начали разруливать краевые чиновники и прокуратура. Встреча с тогдашним губернатором края Владимиром Илюхиным длилась 2,5 часа, стороны получили возможность высказаться…

Уже 27 сентября прошло первое совещание рабочей группы под руководством зампреда правительства края Юрия Зубаря с участием представителей исполнительных органов государственной власти края, администрации Петропавловска-Камчатского, прокуратуры края и трудового коллектива ГУП БТИ.

В итоге было создано новое предприятие - ГУП «Центр учета жилищного фонда Камчатского края – БТИ», изменены виды его деятельности, на его счете имелись 20 миллионов рублей. В новый ГУП были трудоустроены работники БТИ, все расчеты с ними произведены, задолженности по зарплате не было.

Такой вариант был принят протестующими. Люди получили сферу деятельности, с которой не хотели расставаться, финансы для работы предприятия. Казалось, конфликт исчерпан, ситуация вошла в стабильное русло, и об «очаге голодовок» можно забыть. Но… когда пришло время подводить первые итоги, выяснилось, что по результатам работы нового предприятия за 2020 год убыток составил более 12 миллионов рублей.

В этом случае у власти, которая головой отвечает за эффективное использование бюджетных средств, есть конкретные обязательства. 10 декабря 2020 года прошло заседание Координационного совета по предупреждению несостоятельности (банкротства) государственных унитарных предприятий края под председательством зампреда регионального правительства Евгения Чекина. Обсудив ситуацию и перспективы финансово-хозяйственной деятельности нового предприятия, Совет рекомендовал принять решение о его ликвидации.

Здесь можно бы поставить точку – процедура ликвидации регламентирована законом, в том числе и защита прав, выплаты уволенным сотрудникам. Ликвидация предприятия – это всегда обидно и болезненно, но что делать, если специалистам БТИ не удалось доказать свою востребованность реальными результатами труда.

Однако выяснилось, что закаленные боями с властью сотрудники предусмотрительно «подстелили солому» под свое возможное сокращение, и весьма щедрую. 23 марта 2020 года на новом предприятии был заключен Коллективный договор сроком на год, который предусматривает единовременное пособие работнику в размере 50 МРОТ (630 тыс. рублей) при сокращении или ликвидации предприятия. С учетом того, что данный пункт не исключает выплаты при сокращении, предусмотренные трудовым законодательством, каждому работнику при сокращении необходимо выплатить в среднем 970 тыс. рублей.

И этим не ограничилось. В адрес и.о. директора 29 января этого года работники направили проект дополнительного соглашения, в котором предлагали продлить срок действия Коллективного договора до 23 марта 2023 года, а также предусмотреть выплату единовременного пособия в размере 80 МРОТ при выходе на пенсию (все работники достигли пенсионного возраста).

Как сообщили в минимущества края, и.о. директора отказался от продления Коллективного договора на этих условиях.

Реакция не заставила ждать - 3 марта в адрес и.о. директора и министерства поступил ультиматум с требованием о немедленном сокращении сотрудников и выплате им 50 МРОТ. В противном случае, работники намерены обратиться на федеральный канал и в администрацию Президента и объявить очередную голодовку. Получается, не мытьем, так катаньем.

 

Сергей СЕМЕНОВ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.