Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Другого пути нет

09:43
3718

«Текущие и перспективные задачи развития Камчатского края и при этом возрастающая конкуренция на рынке труда ставят систему профессионального образования перед необходимостью кардинальных качественных сдвигов в подготовке кадров», – уверена начальник отдела государственных образовательных учреждений краевого министерства образования и науки Наталья РОЗГАЧЕВА.

 

 Наталья Розгачева- Наталья Геннадьевна, в 17 краевых учреждениях НПО и СПО молодежь обучается по 35 профессиям и 40 специальностям. Обоснована ли такая многопрофильность? Какие профессии на рынке труда края более всего необходимы?

 - Если говорить о наиболее востребованных профессиях, то проведенный анализ прогноза потребности в кадрах в Камчатском крае показал, что широким спросом пользуются монтажники, электрогазосварщики, водители, слесари по ремонту автомобилей, машинисты бульдозера, электромонтеры по обслуживанию электростанций и сетей, токари, повара, продавцы. Не падает спрос и на строительные специальности. На предприятиях рыбной промышленности ждут судовых механиков и матросов, электромехаников и сварщиков. И краевая система НПО и СПО ведет подготовку по этим профессиям.

 Что касается дублирования и необоснованной многопрофильности, то над этой проблемой мы работаем. В период с 2008 по 2010 год проведена оптимизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования. Путем преобразования в 2009 году созданы два двухуровневых учреждения СПО. Это Камчатский индустриальный техникум в Вилючинске и Камчатский политехнический техникум в Петропавловске, который работает в автономном режиме. В 2010 году создано еще одно двухуровневое учреждение СПО – Паланский колледж, который реализует программы начального и среднего профессионального образования. С января 2011 года посредством изменения типа образовательного учреждения образовано автономное учреждение – ПУ №2. В настоящее время идет реорганизация еще двух учреждений НПО.

 

 - Согласно статистике в общей структуре экономики доля рабочих и специалистов среднего звена составляет почти 70 процентов. Очевидно, что темпы экономического роста и качество жизни напрямую зависят от качества профессионального образования. Какие шаги предпринимаются в этом направлении у нас на Камчатке?

 - Для подготовки квалифицированных специалистов и рабочих в первую очередь необходимо современное материально-техническое оснащение. С целью концентрации материальных ресурсов на базе учреждений НПО и СПО (Камчатского политехнического техникума, ПУ №№2, 3, 7) созданы 4 ресурсных центра. В 2010 году в рамках программы «Развитие образования Камчатского края на 2010-2012 годы» закуплено и установлено компьютерное оборудование, тренажеры по электротехническим специальностям, аппаратно-программные комплексы для оснащения автотранспортных средств, предназначенных для подготовки водителей. В прошедшем году ресурсный центр, созданный на базе Камчатского политехнического техникума, укомплектовал современным технологичным оборудованием свои лаборатории и мастерские за счет средств, полученных в результате победы на конкурсе в рамках ПНПО. Вместе с тем следует отметить, что ресурсные центры в крае находятся на начальной стадии своего становления. Предстоит большая работа, чтобы сделать их отвечающими тем требованиям, которые к ним предъявляются.

 

 - Тем не менее, несмотря на предпринимаемые шаги, инновационное развитие экономики невозможно без инновационных изменений системы профессионального образования. Решается ли вопрос о модернизации профобразования в крае?

 - Во-первых, планируется, что начальное и среднее профессиональное образование с 1 сентября 2011 года должно перейти на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Внедрение ФГОС должно изменить требования к подготовке специалистов и в значительной мере приблизить профессиональное образование к потребностям работодателей. Основным условием реализации профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС является то, что они должны учитывать требования работодателей и быть согласованы с ними. Следовательно, необходимо привлекать работодателей к разработке учебно-программной документации, развивать механизмы социального партнерства по подготовке кадров. В 2010 году в крае учреждениями НПО и СПО заключено более 38 договоров о социальном партнерстве с ведущими предприятиями.

 Во-вторых, краевым министерством образования и науки совместно с некоммерческим партнерством «Ассоциация предприятий и предпринимателей Камчатки» и объединением работодателей «Камчатский краевой союз промышленников и предпринимателей» разработан проект региональной комплексной программы развития профессионального развития образования в Камчатском крае на 2011-2013 годы. Основная цель данной программы – создание региональной системы профессионального образования, отвечающей запросам экономики края и потребностям населения. Считаю, если программа будет принята и реализована, мы сумеем решить задачи подготовки высококвалифицированных кадров и поднять престиж рабочих профессий.

 В-третьих, профориентационная работа в общеобразовательных учреждениях должна измениться кардинально. На сегодняшний день опросы старшеклассников говорят о крайне низкой готовности (около 5 процентов) обучаться по рабочим профессиям. Концепция непрерывного профессионального образования трактуется преимущественно как вертикальная траектория, вершина которой – диплом о высшем образовании. В результате, из учебных заведений выходят специалисты, в которых нет необходимости в Камчатском крае. К примеру, такие специальности, как «Юриспруденция», «Финансы и кредит», «Менеджмент организации». Необходимо же исходить из реального положения на рынке труда, повышать ценность и социальную значимость рабочих профессий, в которых нуждается экономика края.

 И другого пути нет.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.