Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

«Эльвель»: зеркало ительменской души

08:00
7899

Едва не забыли ительмены звучание своей родной речи, родовые мелодии отцов и дедов, как возникло таинство и дуновение прошлого

ЭльвельКак-то совсем незаметно самый искрометный, зажигательный ансамбль российских северян «Эльвель» обрел зрелый возраст – свое яркое 40-летие. Родина ительменского фольклорного ансамбля «Эльвель» – небольшое селение на западном побережье Камчатки, Ковран, овеваемый холодными ветрами и туманами Охотского моря.

Спектакль-балет «Эльвель», воплощенный во время районного смотра художественной самодеятельности в Тигиле – щемяще трогательная легенда. Зрители были потрясены увиденным. 20 апреля 1970 года стало датой рождения танцевального ансамбля «Эльвель».

Словно из глубины каменно-березового леса вышло неведомо как сохранившееся древнее племя. Молодой охотник Ухт (ит. – березовый лес) и красавица Лаччах (ит. – солнышко) полюбили друг друга. На роскошной свадьбе все радовались за молодых, кроме злого старого шамана Канну. Умирая, он сказал вернувшемуся охотнику Ухту: «Помни, 18 раз зазеленеют и отцветут деревья, прежде чем ты покажешь свою дочь людям. Иначе будет беда…»

Долгое время отец с дочерью жили в отдалении от ительменских острожков. Но однажды Эльвель уговорила отца взять ее на великое празднество. Беда пришла неожиданно. Увидели девушку два брата. И вспыхнула любовь, породившая вражду кровнородственную. Не смогла красавица спасти братьев.

«…Выбежала из жилища Эльвель и видит, потекли откуда-то две реки. Одна – широкая и спокойная, другая – поменьше, но очень бурная. Бросается девушка то к одной, то к другой, не может выбрать: обоих братьев горячо любит она. Вот и море уже рядом. Не в силах Эльвель спасти одного, не погубив другого. Застыла она между любимыми братьями».

В отчаянии превратил Ухт свою единственную дочь в высокую гору Эльвель между двух рек – Плах и Каврал, соединившихся с морем навеки…

Душа «Эльвеля»

В песенно-танцевальных и музыкальных традициях фольклорного ансамбля «Эльвель» неповторимо и самобытно выражена древнейшая культура рыболовов, охотников, собирателей, оленеводов.

Огромна дань уважения эльвельцев создателям ансамбля – сказительнице Татьяне Гуторовой и Борису Киле. Балетмейстер Борис Жирков, директор ансамбля Лидия Кручинина, концертмейстер Анатолий Левковский – душа «Эльвеля».

Классикой стали постановка многих танцев и хореографических миниатюр заслуженного артиста России Бориса Жиркова в сотворчестве с Владимиром Ласточкиным, Георгием Запороцким, Анатолием Левковским.

Один из любимейших номеров у публики – современный юмористический парный танец с элементами эротики «Ку кэнэлю». Задор танцу придает исполнение песни на ительменском языке. Состязательность пар, веселье и красота никого не оставляют равнодушными.

Действительно, сказать, что зрители оказывают «Эльвелю» горячий прием, значит, ничего не сказать. Каждый выход на любой сцене сопровождается криками «Браво!».

Рожденная в стране Уйкоаль

Эльвельцы родом из Тигильского района, в основном ковранцы.

Директор ансамбля Лидия Кручинина – мильковчанка. С 2000 года она не может представить себе другого места жительства, кроме Коврана. Здесь работящий творческий коллектив, который не только поет и танцует, но и к ремеслам большой интерес проявляет.

Сильная, волевая, красивая и талантливая. Я, конечно, перечислила не все качества Лидии, но это стержень, и он помогает работать с коллективом.

В 1997 году Лидия успешно окончила хореографическое отделение Хабаровского института культуры. Уже в студенческие годы девушка освоила амурские и многие камчатские танцы. Но главный ее танец еще впереди.

Несколько лет работы в творческих коллективах Милькова – дом пионеров, уроки ритмики в музыкальной школе, дом культуры (танцевальный хоровой коллектив «Мильковские зори») и творческий союз с Татьяной Жуковской. Их детище – фольклорный коллектив «Камчадалочка».

16 лет назад Лидия становится участницей самого большого осеннего ительменского празднества благодарения – «Алхалалалай». Поездка в Ковран была знаковой.

Словно в старое Мильково окунулась. Многое было родным и близким: бытовая повседневная жизнь, гостеприимство и хлебосольность, национальная кухня, слова, шутки, лица и ощущение возвращения в детство.

Работа с талантливым и уже очень известным балетмейстером Борисом Жирковым обогащалась новыми идеями в постановке танцев, обрядовых праздников.

Многие номера, предложенные Лидией, органично вживались в программу эльвельцев и вошли в основной репертуар: «Камчатские напевы», «За сараной», «Сети из крапивы», «Морские водоросли», «Чайки». Всего и не перечислишь.

Ительмены сыграют и на ракушках

ЭльвельВсе исследователи Камчатки, начиная со Степана Крашенинникова, отмечали удивительную музыкальность ительменов, но сетовали, что очень бедны они музыкальными инструментами.

Между тем, ительмены использовали множество природных материалов и, кроме бубна, заимствованного у соседних народов, применяли ракушки, оленьи рога с колокольчиками (урильдычи), свиристелки из веточек тальника. Эти самодельные инструменты органично используются во многих номерах и придают музыкальному обрамлению своеобразное звучание.

А вот баян, заимствованный у русских, стал самым любимым музыкальным инструментом. Известные баянисты Коврана Борис Заев (он еще и первый ительменский композитор), Яков Жирков, Владимир Ласточкин нигде и никогда не проходили школу игры на баяне, но их талантом гордятся и ныне живущие. А там, где появляется Анатолий Левковский, звучит несмолкаемый смех, широта песни объединяет всех и, опять же, нет равнодушных. Музыкальные обработки Анатолия к танцевальным номерам щедро раздариваются фольклорным национальным коллективам, и песни его подхватываются каюрами, артистами и всеми собравшимися на празднества Первой рыбы, Благодарения, Встречи солнца.

В смешливых образах проказника и создателя земли Камчатской ворона Кутхи, грациозных повадках хитрой и осторожной росомахи, в ловких движениях рыбака, перебирающего свой богатый улов – яркая артистичность еще одного из старейших артистов ансамбля «Эльвель», постановщика многих веселых, задорных сценок Валерия Мещерякова.

Ни дня без танца!

Как по-девичьи волнительно исполнение танцев Татьяной Дегай! Еще в раннем детстве Ковран стал для нее самым любимым местом. Борис Жирков уже давно приметил эту красавицу. Звонил ей в город, и с присущим только ему юмором говорил: «Танюша, хочешь в Париж? Приезжай или приходи!», и она, действительно, в свои 10 лет добралась в Ковран пешком из Эссо, проходя перевалы, болотистые топи, борясь с тысячной армадой комаров…

Подрастает новое поколение эльвельцев. Ни дня без репетиций! Жанна и Саша Мокрые, Оксана Данилова, Даша Васильева уже не представляют своей жизни без танца.

В каждодневном поиске танцевальных движений, песенных ритмов, новых сюжетов рождались запоминающиеся образы Валерия и Юрия Мещеряковых, Якова Жиркова, Леонида Сысоева, Владимира, Ирины и Виктора Ласточкиных, Татьяны Левковской, Алексея Садовникова, Александра Запороцкого, Ирины Квасовой и многих ковранцев, оставляющих свой след в успехе ансамбля «Эльвель».

Есть в этом успехе и лепта патриархов северного искусства Татьяны Петровой-Бытовой, Георгия Поротова, Татьяны Лукашкиной.

Полет орла и гул вулкана

В природной пластике артистов можно зримо увидеть полет орла, повадки зверя, услышать чарующие звуки природы, неумолкаемый гомон птиц, будоражащие крики чаек, рев моржа, тюленя, нарастающий гул извергающегося вулкана, мощный порыв громыхающей волны морского прибоя…

Участники ансамбля постоянно совершенствуют уровень исполнительского мастерства, создают смешные сценки, пантомимы, миниатюры, разнообразные постановки танцев.

Фольклор ительменского народа во всем многообразии составляет неотъемлемую часть в концертных номерах творческого коллектива.

Благодаря фантазии артистов возрождаются древнейшие обрядовые праздники, ритуальные действа, обогащаются концертные программы.

В творческой мастерской «Уйэрет» (очаг) при ансамбле «Эльвель» свой опыт работы с природными материалами, мехом, кожей, бисером передает молодежи, детям Ольга Коваленко и ее мама Галина Притчина.

Множество образцов травяного плетения освоили ковранские мастера. Кроме травяных корзин – лепхэ для сбора дикоросов, из чудотворной тувейки возникают красочные кулоны, головнушки, браслеты, настенные панно, циновки.

Творческое сотрудничество с художником-дизайнером Галиной Писковецкой позволило эльвельцам обрести великолепные сценические костюмы, освоить технологии для более качественной обработки изделий и сувенирной продукции.

Эльвельцы заслуженно имеют множество дипломов, свидетельств, грамот, благодарностей за высокий профессионализм, верность народным национальным традициям, своеобразный вклад в сохранение и развитие самобытной культуры коренных народов Севера.

Гастроли «Эльвеля» на промысловых станах, в традиционных хозяйствах оленеводов, в городах и селениях России, в различных странах мира (Германия, Вьетнам, Норвегия, США, Италия, Франция) сопровождаются взрывами аплодисментов.

Однажды соприкоснувшись с творчеством эльвельцев, вы навсегда останетесь поклонником их таланта дарить людям радость, приобщитесь к сказочному жизнелюбию одного из самых малочисленных народов мира – ительменов.


Виктория ПЕТРАШЕВА

Фото Андрея КРУЧИНИНА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.