Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

У ворот жизни

09:38
6042

Врач Ирина ШКАРУПА знает: технологии в медицине играют не первостепенную роль. Вера в успех способна творить чудеса.

 

Говорят, что самые счастливые люди вырастают из желанных детей, долгожданных родителями. И в нашем городе есть человек, который помогает таким детям появиться на свет, а их родителям – осуществить самое драгоценное желание, зачастую вопреки всем прогнозам и вероятностям. Это акушер-гинеколог, мать четверых детей, глубоко верующий православный человек – Ирина Шкарупа.

 

Ирина ШкарупаНа стене ее кабинета множество фотографий, с которых смотрят на посетителей счастливые детские лица. Это мальчишки и девчонки, появившиеся на свет благодаря не только своим родителям, но и участию Ирины Анатольевны. Практически всю свою врачебную жизнь она посвятила проблемам репродуктивного здоровья женщин, с 2000 года возглавляет Центр восстановления репродуктивного здоровья при краевой больнице им. Лукашевского, ее пациентки – женщины, страдающие бесплодием, невынашиванием беременности, эндокринными нарушениями и т.п. Призвание Ирины Анатольевны – быть проводником в жизнь, и, что немаловажно, в силу своих убеждений она давно отказалась от обратной роли: в прерывании беременности врач Шкарупа не участвует.

О том, как ей далось это решение, и был наш первый вопрос.

- Решение созрело не сразу, оно исходило больше от матери, чем от врача, – делится Ирина Анатольевна. – Тогда сильно болел мой старший ребенок. И у меня постепенно сложилось убеждение, что если ты прерываешь беременности, претендовать на какую-то милость, на здоровье и благополучие близких – неправильно даже по-человечески, не говоря уже с позиций религиозных. Уже потом я поняла, что болезнь является плодом греха, причем наши дети отвечают за наши ошибки, за ошибки наших родителей и т.д. И каждая мать может разрубить этот мистический узел, висящий надо всем родом, своей нравственной позицией, изменив отношение к жизни.

Тогда пришло время перемен в моей жизни. Это был год 1995-й или 96-й… Мне пришлось уйти из гинекологии, из областной больницы, на должность ведущего специалиста в управлении здравоохранения Камчатской области по вопросам охраны материнства и детства. Работа была чисто бюрократическая, не моя. Оттуда я ушла в декретный отпуск, и все время продолжала дежурить в роддоме, вести прием в поликлинике, то есть от практики я не уходила, но эта практика была совершенно другого свойства, она была созидательная.

В те годы, когда я набралась мужества и заявила о своей позиции, меня многие не понимали, и мое решение казалось вызовом. Но постепенно приоритеты смещались, общество обратило внимание на демографическую проблему, и стали возникать структуры, которые занимались репродукцией. Раньше выделения из общей врачебной практики проблем, связанных с бесплодием, просто не было. Это сейчас гинекология раздробилась, появились новые специальности, в том числе и репродуктологи, возникли новые технологии, включая экстракорпоральное оплодотворение и т.п. И когда на Камчатке был создан центр восстановления репродуктивного здоровья, мне предложили его возглавить, потому что я с первых лет практики занималась гинекологической эндокринологией и была очень близка к репродуктивным проблемам.

Сегодня приветствуются методики сохранения беременности, мы используем все возможности, чтобы помочь женщине выносить и родить ребенка.

Хирургия тоже изменилась: независимо от возраста женщин проводятся щадящие органосохраняющие операции. И этим знаменуется новое столетие.

 

Женщины дорого платят за безрассудство

 

- Насколько успешно внедряются новые технологии на Камчатке?

- Не могу говорить за всю Камчатку, скажу про краевую больницу, в которой работаю. У нас очень хороший уровень специалистов и адекватная материально-техническая база. Выезжая на конгрессы, в том числе международные, мы понимаем, о чем идет речь, и внедряем это на практике. Все условия, чтобы поставить правильный диагноз и назначить лечение, у нас есть, и, сравнивая специалистов Петропавловска с нашими коллегами из столицы или Санкт-Петербурга, видно, что не все лечебные учреждения центра могут похвастаться таким уровнем, как у нас.

 

- Можете ли вы выделить основные проблемы, вызывающие бесплодие и невынашиваемость?

- Главная тенденция состоит в том, что вторичное бесплодие (когда у женщины были прерывания беременности) преобладает над первичным.

Другая большая проблема – инфекции, которые перенесла женщина в начале своего интимного дебюта. В дальнейшем они очень серьезно сказываются на ее здоровье, жизни и детородной функции. Это инфекции, которые, по сути, определяют гинекологическое здоровье женщины. Одна из них – папилломавирусная инфекция, которая «накрыла» сейчас весь земной шар, и нас в том числе, ассоциированная с раком шейки матки у молодых женщин. Пресловутый хламидиоз, который вызывает поражение маточных труб. Как итог – рост опухолей матки, связанный с инфекционной агрессией, запускающей неуправляемые процессы в органе. Женщины дорого платят за свои безрассудство, неосведомленность, наивное следование модным тенденциям. Во всяком случае, те народы, которые блюдут чистоту и целомудрие – жители Средней Азии, Закавказья – более здоровы, чем мы.

 

- Насколько успешным может быть лечение на таком фоне?

- Многое определяется длительностью заболевания, его причинами. Есть ситуации, к сожалению, необратимые, когда мы вынуждены объяснять пациентам, что медицина здесь бессильна.

А вообще, недавно я прочитала замечательную статистику, она произвела на меня сильное впечатление, и я цитирую ее всем своим пациентам. По формулировке генетиков, здоровье человека зависит на 50 процентов от образа жизни, на 20 процентов – от окружающей среды, на 20 процентов от генетики, и только на 10 процентов – от уровня развития медицины. Так что, когда все остальные факторы находятся в плачевном состоянии, медицина оказывается бессильна.

Даже на генетику можно повлиять: зная предрасположенность человека к определенным болезням, можно объяснить, чего нужно избегать, и человек может уклониться от своей судьбы. Но самое сложное – изменить образ жизни. Проще всего требовать: «Дайте мне волшебную таблетку, я ничего больше делать не буду, продолжу пить, курить, есть продукты, которые мне явно вредят». Но, к сожалению, это не работает.

Участие самого человека в его состоянии играет важную роль. Был замечательный священник Иоанн Крестьянкин, он учил своих духовных чад, что надо полюбить свои болезни. С благодарностью принять, как крест, который мы по заслугам получили, не искать виноватых вокруг себя, кроме себя, и тогда будет с терпением легче его нести. Тогда появятся силы сделать ревизию самого себя и встать на борьбу с болезнью любыми доступными методами, и, в первую очередь обновлением своей совести.

 

Чудеса вопреки прогнозам

 

У ворот жизни- Говорят, что хороший врач может лечить и словом. Как вы относитесь к этому утверждению?

- С полным доверием. Сам феномен веры состоит в уверенности в невидимом. Если пациент верит врачу, он уверен в том, что тот ему поможет. У него лучше настроение, он меньше себя жалеет, он добывает в себе спортивный дух борьбы, и это работает. А со стороны кажется – произошло чудо.

Я иногда удивляюсь: 20 лет назад я не имела таких знаний, которые есть у меня сейчас, и такого опыта. Я тоже лечила, и у меня получалось. Сейчас думаю: как это получалось? Значит, просто работали другие универсальные механизмы. Технологии – очень значимы, но они не играют первостепенной роли.

 

- А часто ли случаются чудеса в вашей практике?

- Знаете, у меня есть желание все эти чудеса как-то фиксировать, потому что их такое количество, что я уже стала забывать. Наверное, главное чудо, которое объединяет разных людей – вынашивание беременности вопреки патологиям. С точки зрения медицины, эти женщины не должны были выносить плод, но если мать борется за своего ребенка, то она рождает его, и рождает здорового. Зачастую все вокруг уговаривают ее прервать эту беременность, а она отчаянно сопротивляется, и у нее получается. В благодарность что ли, за веру. И это часто случается.

Вот Матрона (доктор снимает со стены и показывает фотографию маленькой веселой девочки). Ее маму я оперировала, вынуждена была констатировать полное трубное бесплодие. И мама поехала на экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) в Москву. Мы договорились, что до ЭКО она обязательно пойдет к Матроне Московской, к этой святой обращаются со своими мольбами тысячи православных, особенно много среди них семейных пар, мечтающих о детях. Но наша землячка не успела в монастырь до процедуры, пошла уже после ЭКО и опоздала на самолет. Вылетели днем позже, но до Матроны достоялись. ЭКО было неудачным, беременности не получилось, деньги большие были затрачены. Семья снова начала собирать деньги, и тут наступила беременность. Через непроходимую маточную трубу! Вот это для меня абсолютное чудо. Родилась девочка, которую в крещении нарекли Матроной.

 

На чаше весов

 

- Ваша позиция такова, что вообще не существует причин для прерывания беременности?

- Есть случаи, когда женщина желает прервать беременность по каким-то социальным причинам. Конечно, осуждать ее нельзя. Может, она вспомнит об этом через много лет, и воспоминание послужит поводом к раскаянью и изменению всей жизни.

А бывают случаи, когда есть медицинские показания для прерывания беременности, и на чаше весов лежит здоровье матери. Тем более невозможно осуждать такую женщину. Есть 2 группы: те, кто готовы пожертвовать собой и родить ребенка, и те, кто еще не готовы пожертвовать собой. Обе группы испытывают колоссальное давление со стороны медицины, семьи. И все зависит от самой женщины, от ее личной готовности рисковать собой ради ребенка. Года 2 назад у нас был случай, когда женщина со сложным пороком сердца вынашивала двойню. Она выносила, несмотря ни на что. Рожала в Москве, а потом ее в Новосибирске прооперировали. И детки сейчас растут, и мама хорошо себя чувствует. И подобных случаев в моей практике много.

Третья группа ситуаций самая трагичная, когда женщина вынашивает ребенка с пороками развития. Установка такова, что она может прервать беременность в любом сроке при выявлении у ребенка аномалии развития. И наметилась такая тенденция, что женщины, даже обреченные на рождение ребенка с аномалиями и, возможно, нежизнеспособного после родов, донашивают беременность и рожают детей. Некоторые малыши потом умирают, их успевают окрестить, наверное, ангелами становятся, потому что затем наступает беременность, и практически во всех случаях женщины нормально вынашивают и рожают здоровых детей.

Но это, конечно, подвиг колоссальный, когда давление по прерыванию беременности оказывается со всех сторон, и мать знает, что вынашивает больного ребенка. В ноги хочется поклониться этим женщинам.

В прошлом году у нас была пациентка с первой беременностью, и ее ребенку поставили синдром Дауна. Девушка решила рожать, ушла из женской консультации, нигде не наблюдалась. И у нее родился замечательный здоровый ребенок. Это тоже чудо.

 

- В настоящее время средний возраст вступления молодежи в половые отношения составляет 14-15 лет. Вы, как мама, что-то делаете, чтобы защитить своих детей от раннего полового опыта?

- Все мои дети с рождения воцерковлены, поэтому у нас просто не возникает вопросов о половом воспитании. Считается, что залогом женского и материнского счастья должно быть целомудрие, и я, и мои дети уверены, что на их пути появится человек, который будет близок им по взглядам, и все хорошо сложится. Самое главное, что я стараюсь воспитать в них – терпение и умение ждать. Когда дети с пеленок видят правильное устроение жизни, у них развивается вкус к такой жизни, формируется нравственный стержень, и им уже труднее соблазниться «попкорном».

 

Беседовала Эмма КИНАС

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.