Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

АВТОПАРК ТОЧКА РУ

09:18
3670

Будущее автобусного парка: Интернет и космические спутники

 

Автопарк19 апреля исполнилось 60 лет с того момента, как на Камчатке начались регулярные наземные перевозки пассажиров по утвержденным маршрутам. Нельзя сказать, что за прошедшее время мы достигли больших успехов в этой сфере. Зато перспективы обнадеживают.

Но, прежде чем говорить о будущем, вспомним историю старейшего пассажирского автотранспортного предприятия нашего края.

 

Счастливый билет Любомиры Плотниковой

 

Первый автобус на Камчатку поступил в 1937 году. Но до регулярных пассажирских перевозок оставалось еще 14 лет. Только в апреле 1951 года здесь была организована автотранспортная контора. Ее парк состоял из двух такси М-20, пяти грузовиков ЗИС-150 и трех автобусов ГАЗ-03-30. С годами автопарк развивался, рос его коллектив.

Любомира Плотникова – одна из тех, чья судьба уже более 40 лет связана с этим предприятием. Она приехала на Камчатку в январе 1968 года с Украины. Попыталась устроиться на работу. Но везде получала отказ, поскольку ей еще не исполнилось 18-ти. Удача улыбнулась, когда пришла в автопарк. Здесь требовались кондукторы. Поначалу к Любомире отнеслись с недоверием. Ведь кондуктор – лицо материально ответственное. Можно ли доверить деньги молодой девчонке? Но профком предприятия все-таки решил за нее поручиться. Так в феврале 1968-го в трудовой книжке Любомиры Михайловны появилась первая запись.

Людмила Плотникова (слева)«Я очень стеснительная была, пассажиров побаивалась, – вспоминает она. – Но потом это прошло. Люди на Камчатке были очень доброжелательными. Водитель Александр Степанович Маховиков, который меня стажировал, очень помог».

В то время Любомира еще неважно знала русский. А кондуктор должен был объявлять остановки. Если не объявишь, могли даже без премии оставить. Так что пришлось срочно учить названия улиц. Нередко пассажиры сами подсказывали, что объявить.

Первая смена начиналась в полшестого утра и длилась до середины дня. Вторая продолжалась до 3 часов ночи. Когда она заканчивалась, Любомиру высаживали в районе КП, и она пешком шла на Пограничную, где жила. Идти по ночному городу в то время можно было спокойно.

«Сначала работала без надбавок. Получала около 200 рублей. Но на все хватало, – продолжает Любомира Михайловна. – Через три года зарплату подняли, дали путевку в Адлер. Забота о коллективе проявлялась во всем. Автопарк организовал для своих работников вечернюю школу, строил жилье, общежития».

К 1980-м годам автобусный парк стал одним из крупнейших предприятий Камчатской области. Здесь трудилось почти 1.200 человек, на городские маршруты за смену выходило 175 автобусов. Работа считалась престижной. А потом настали 1990-е…

 

Трудные времена миновали?

 

20 лет назад автопарк, как и тысячи других предприятий бывшего СССР, оказался на грани выживания. Его руководство не понимало, что если коллектив насчитывает 360 человек, а на линию выходит только 35 автобусов, то «контора» заедет в тупик. Так и случилось. Самые тяжелые годы пришлись на конец 1990-х и начало 2000-х. Тогда в автопарке зарплату не выплачивали по 7- 8 месяцев. А сама зарплата составляла копейки. Наплевательское отношение было и к работникам, и к технике.

К этому времени автопарк распался на несколько предприятий: «Автотрол», «Автотранс» и другие. Все они закончили свое существование одинаково. Когда совокупный долг по зарплате достиг десятков миллионов рублей, их начали банкротить.

В тот момент администрация Петропавловска, наконец, опомнилась и приняла меры, чтобы сохранить городской автопарк.

19 июня 2007-го для эксплуатации муниципального пассажирского транспорта был образован холдинг из трех МУПов: городских автобусных предприятий (ГАП) №№ 4 и 5, а также «Автопарка», который является головной организацией. Основу коллектива составили работники старого автобусного парка. Им удалось вытащить свое предприятие с обочины и вернуть к стабильной работе. Сегодня оно обеспечивает доходом 300 камчатских семей.

Здесь нет долгов по зарплате и налогам. У работников – полный социальный пакет.

Прежние начальники даже не думали о том, что людям надо отдыхать во время рабочего дня. При Михаиле Решетняке в автопарке появилась комната отдыха, где можно погреться после смены, выпить горячего чаю. В управлении сделан ремонт. Стало светло и чисто. Идешь на работу с душой.

Кроме того, холдинг взял на себя заботу о ветеранах автобусного парка. Можно сказать, что он является преемником этого предприятия не юридически, а по совести. Так что, его коллектив по праву отмечает 60-летие автобусного парка как свой праздник. В юбилейный день хочется пожелать ему успехов и достатка. Однако завершить статью на этой мажорной ноте не получится.

 

Одно слово – бардак

 

Сегодня ситуацию в сфере пассажирских перевозок на территории Петропавловска можно назвать одним словом – бардак.

Лицензирование этой деятельности носит заявительный характер. Практически любой желающий может ею заняться. В этой сфере появилось множество ИП и ООО, количество которых никто не регулирует. Петропавловску для обслуживания маршрутов требуется 220 автобусов. А на деле в городе работает порядка 550 автобусов.

«Полное отсутствие стратегии развития пассажирского транспорта привели к хаосу на дорогах, – говорит председатель первичной профсоюзной организации МУП «Автопарк» Александр Куранов. – Неумение организовать работу пассажирского транспорта привели к перенасыщению города автобусами. Порой на остановках собирается до десятка автобусов. В результате возникают пробки, которые душат город».

Частные перевозчики фактически не соблюдают общее расписание. Как правило, их автобусы «окучивают» только прибыльные маршруты. А кто ими управляет? Окончив автошколу и получив права нужной категории, человек вправе сразу сесть за руль автобуса. Только на междугородние маршруты берут водителей с последним 3-летним стажем работы на автобусе. Не раз выявлялись факты, когда водители-частники выходили на линию без медосмотра или вообще «под газом».

Отдельная тема – водители, прибывшие издалека. Российский закон позволяет им заниматься перевозками пассажиров. Но если рассуждать здраво, можно ли чувствовать себя в безопасности, когда в водительской кабине оказывается горячий южный парень, который только приехал на Камчатку? А если российский водитель поедет в Армению или Азербайджан на заработки, допустят ли его там к этой работе?

Меж тем, новоявленные перевозчики диктуют нам свои порядки. Они устраивают гонки, подрезают на дорогах или поджимают другой транспорт. Им все позволено. Не так давно в отношении такого частника возбудили уголовное дело за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей. В его автобусе были неисправны тормоза и рулевое управление. Подобные факты теперь никого не удивляют.

В то же время автобусные предприятия, основанные на базе автопарка, строят свою работу в соответствии с законами и нормами, цель которых обеспечить качественные перевозки пассажиров. Они предъявляют строгие требования к здоровью и опыту водителей. Они не могут позволить себе работать только в часы пик и только на популярных маршрутах Петропавловска. Их автобусы едут и в Радыгино, и в Нагорный, и в Чапаевку.

Как же можно равнять в правах муниципальный автопарк и тех горе-перевозчиков, для которых главное – выжать из нас побольше денег?

 

Выживет ли автопарк?

 

«У нас водитель автобуса встает в четыре утра каждый день, чтобы к шести утра уже выйти на линию. И так – 10 месяцев в году. Это каторжный труд, – рассказывает директор МУП «Автопарк» Михаил Решетняк. – Помимо пассажирских перевозок наше предприятие занимается диспетчеризацией, ремонтом, медицинским освидетельствованием водителей. По этим видам деятельности мы лицензированы. Все рабочие места аттестованы. «Автопарк» сегодня единственное автобусное предприятие в крае, которое награждено Почетным дипломом Министерства транспорта России за вклад в повышении качества транспортного обслуживания камчатцев».

Недавно муниципальные предприятия приступили к оснащению своих автобусов системой ГЛОНАСС, как того требует федеральный закон. И это не прихоть государства, а необходимая мера для обеспечения безопасности людей. Кроме того, такой вид контроля должен навести порядок на дорогах, заставить перевозчиков соблюдать общий график движения. Отпадет надобность в диспетчерских пунктах, путевых листах и т. д.

Сейчас в МУП «Автопарк» оборудуется диспетчерская ГЛОНАСС, где в режиме онлайн будут следить за местонахождением автобусов. В перспективе – свой сайт. Представьте недалекое будущее. Вам надо добраться из Радыгино в Петропавловск. Зачем стоять на остановке без толку часами в страхе пропустить маршрутный автобус, если можно в Интернете узнать точное время его прибытия?

Новые технологии создадут в автопарке новые рабочие места, которые рассчитаны на молодежь. Правда, есть одно «но». Предприятие потратило на новое оборудование большие средства. Но цена на билет (а это единственное, за счет чего автопарк может окупить расходы) остается прежней. Добавим к этому рост налогов, цен на топливо и получим в итоге одни убытки.

В таких условиях муниципальному автопарку трудно тягаться с частными перевозчиками, которым можно экономить на всем – социальных гарантиях для своих работников, надбавках, северных коэффициентах, ремонте.

Сможет ли он выжить, если у него с трудом хватает денег только на зарплату, в то время как его подвижной состав стремительно стареет?

 

Программа спасения

 

Не секрет, что до недавнего времени руководители края и Петропавловска не ладили друг с другом. Они тратили больше времени на выяснение отношений, чем на решение общих проблем. Но жизнь меняется. Одним из первых документов, которые подписаны новым губернатором Владимиром Илюхиным, стало постановление о краевой программе развития пригородного и городского транспорта на 2011-2013 годы.

Программа предлагает решение вопросов, которые давно назрели. В ней говорится, что частные фирмы уже обеспечивают около 60 процентов перевозок. Их маршрутная сеть дублирует маршруты муниципального транспорта. Это вызывает отток платных пассажиров в сторону частных перевозчиков, которые не несут социальной нагрузки, связанной с перевозкой льготных категорий пассажиров. Эта нагрузка полностью ложится на муниципальные автобусные предприятия, что усугубляет их тяжелое финансовое состояние, ослабляет конкурентоспособность. Итог – доминирование на рынке частников и неконтролируемое увеличение стоимости проезда.

Чтобы навести в этой сфере порядок, в 2011 году планируется обследовать пассажиропоток, создать навигационную систему диспетчерского управления перевозками. С 2012 года начнется выделение средств на покупку новых автобусов для муниципальных автопредприятий. В результате должна быть создана оптимальная система пригородного и городского транспорта.

Будем надеяться, что в год 60-летия этой сферы услуг в крае начнется новый виток ее развития, который позволит нам оставить в прошлом все перечисленные проблемы.

 

Александр КЛИМОВ.

 

P. S. Хотелось бы поздравить с юбилеем автопарка всех его работников и ветеранов поименно. Но, к сожалению, для этого не хватит газетной площади. Поэтому назовем лишь несколько фамилий:

В.И. Бабич, А.М. Батянов, П.М. Боровкова, А.М. Буданов, Г.Я. Василенко, А.Д. Ганичев, З.С. Евсюкова, В.И. Еремкина, А.В. Казанин, В.В. Канахина, Л.П. Кокорева, А.И. Кошелева, А.М. Лихачевский, И.И. Митюрев, Г.Н. Рахлее, В.М. Рогин, В.С. Романюк, Л.М. Сафонова, М.А. Сычевская, И.А. Сулава, А.Ф. Шашин.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.