(«Камчатский край» № 13, 6 апреля 2011 года)
Давно уже установлено морской практикой: когда судно мгновенно опрокидывается и погибает, на поверхности остаются одни предположения, а все причины гибели уходят вместе с судном на дно океана.
Но мне хотелось бы высказать по этому поводу свое мнение.
При советской власти были жесткие требования к безопасности мореплавания и контролю за судами, находящимися в море.
1. На бассейне существовала оперативная дежурная служба наблюдения за флотом, которая получала два раза в сутки, в 08.00 и 20.00, радиограммы с судов об их местонахождении и состоянии.
2. В порту был аварийно-спасательный отряд и дежурное судно «Спасатель».
3. Службы мореплавания судовладельцев постоянно следили за местонахождением своих судов.
4. Бассейновая служба ОДСНФ (оперативная дежурная служба наблюдения за флотом) могла обязать и привлечь к поиску любое близлежащее судно, находящееся в этом районе.
5. Если судно не выходило вторично в срок радиосвязи, при ОДСНФ организовывалась оперативная группа, которая брала на себя ответственность и обязанность по поиску судна.
6. При оформлении отходов судов портнадзор строго контролировал судовые запасы воды и топлива.
7. Судну проекта СТР-420, к которому относится «Аметист», при советской власти разрешалось плавание в Охотском море до 55 параллели, так как судно менее 500 тонн подвергалось интенсивному обледенению, и за крупнотоннажным судном было постоянно закреплено наблюдение за его безопасностью. Сейчас эта практика безопасности мореплавания никем не соблюдается.
Случай гибели проекта СТР-420 в Охотском море не первый. Чтобы это судно безопасно плавало, его надо правильно и грамотно загружать, следить за судовыми запасами.
Суда не только проекта СТР-420, но и более высокого тоннажа, в период тяжелой навигации с 1 декабря по 15 марта нуждались в повышенном контроле со стороны руководства промысловых экспедиций и судовладельцев.
В настоящее время этот контроль и спрос значительно принижены, все переложено на судовладельцев.
А.Г. ТИТОВ,
бывший зам. председателя КМПО
по безопасности мореплавания,
капитан дальнего плавания.