Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Страшно, аж жуть!

09:05
15703

Что случится, если судно водоизмещением более 8 тысяч тонн оторвет от причала?

 

У причала порта Петропавловска-Камчатского стоит корабль-призрак «Тихон Семушкин»: без хозяина, экипажа и охраны. Днем на его борту – мертвая тишина. А по ночам он будто оживает, и с него слышатся загадочные звуки. Какие же тайны хранит это судно? Каких «сюрпризов» нам от него ждать?

 

«Призраки» КМП

 

Корабль-призрак«Тихон Семушкин» в советское время принадлежал Камчатскому морскому пароходству (КМП), которое обеспечивало практически весь грузооборот в регионе. В 1999 году оно отметило 50-летие и вскоре приказало долго жить. Некогда мощный флот превратился в объект многолетней судебной тяжбы между различными фирмами, которые считают себя его новыми владельцами. Суда бывшего КМП стали по очереди попадать под арест. Так, в прошлом году транспортники «Вася Курка», «Гриша Подобедов» и «Лида Демеш» были арестованы в портах Приморья.

 

«Тихона Семушкина» ожидала в Петропавловске не менее трудная судьба. В 2009 году Арбитражный суд Камчатского края признал ЗАО «Каско-Трамп» его собственником. В марте 2010 года приставы приступили к передаче судна этому предприятию. Но процедура была приостановлена Высшим арбитражным судом по требованию другой компании, которая также претендовала на это имущество – ООО «Флот-4».

 

В итоге «Тихон Семушкин» стал фактически бесхозным и в таком статусе безнадежно застрял в Авачинской бухте у причала №11, к которому был пришвартован после возвращения из очередного рейса. Вскоре его покинули все члены экипажа и охрана.

 

 Мало не покажется

 

Корабль-призрак«В Аваче при юго-восточном ветре нагоняет зыбь, при которой даже крупные суда болтает как щепки, – говорит директор ООО «Камчатский морской порт» Евгений Сказин. – В советское время капитан порта при штормовой погоде заставлял стоящие здесь плавбазы выходить на рейд, чтобы они не разбили причалы и сами не получили пробоину. Кроме того, на флоте, который находился в порту, было постоянное дежурство. На таких судах как «Тихон Семушкин» должны нести круглосуточную вахту как минимум 10 человек. А сегодня там нет ни одного».

 

Судно – сложный механизм. Как любая машина, это источник повышенной опасности. Даже если оно просто стоит у берега, его необходимо обслуживать, поддерживать на ходу. Без присмотра судно может затонуть или, оторвавшись от причала, пойти «гулять» по акватории, сметая все на своем пути. Подобные случаи уже неоднократно происходили в Авачинской губе: с судами «Минг Жу» в 2005-м, «Орчик-2» – в 2006-м, «Ерикаристине-1» – в 2007-м, «Базальт» – в 2009-м. Причем все они были либо арестованы, либо конфискованы, либо просто брошены на произвол судьбы.

Если в аналогичную ситуацию попадет «Тихон Семушкин», мало не покажется.

 

Нам пока везет

 

Корабль-призрак«Тихон Семушкин» – одно из самых крупных судов на Камчатке. Его габаритная длина – 128,78 м, ширина – 16,42 м, водоизмещение – 8.140 тонн. Оно обездвижено, не может своим ходом отойти на рейд, перешвартоваться. В неуправляемом состоянии может наделать немало бед.

 

Кроме того, когда «Тихон Семушкин» остался без хозяев, на нем находилось 98 тонн мазута, 4,2 тонны дизельного топлива и 3,4 тонны моторного масла. Можно не сомневаться, что сейчас на борту еще находится большое количество ГСМ. В случае затопления горючее может попасть в морскую среду и нанести ей непоправимый вред (недалеко находится устье реки Авача, куда на нерест заходит чавыча).

 

Почти год назад на совещании в администрации морского порта ситуация с «Тихоном Семушкиным» была признана чрезвычайной. С того времени различные службы пытались переложить друг на друга заботу о нем. Но никто не хотел брать на себя такую ответственность. Единственное, что было сделано для обеспечения безопасности судна – заведение на причал всех его швартовых. За прошедший год на Камчатку приходили очень сильные циклоны. У ее берегов штормило как никогда. Можно считать большим везением, что «Тихон Семушкин» все это выдержал и выстоял. Но стоит ли рассчитывать на удачу и дальше?

 

Когда спускается ночь

 

Корабль-призракЕсть еще один фактор, повышающий риск. Как любое брошенное судно «Тихон Семушкин» подвергся разграблению. Когда темнеет, к нему с морской стороны на моторных лодках регулярно подходят охотники за чужым добром. Остановить их некому.

 

После перенесенных испытаний «Тихон Семушкин» представляет собой жалкое и страшное зрелище. По его темным коридорам ходить жутковато. Говорят, что однажды ночью на судне раздался истошный крик, будто кого-то убивали. А потом настала гробовая тишина. Правда это или нет? Не знаю. Зато следы грабежа видны повсюду. Каюты взломаны. В них все перевернуто вверх дном. Кабели срезаны. Все, что можно было унести малыми силами, унесли. Теперь на очереди более ценное имущество: цветные металлы, топливо.

Если кто угодно может попасть на судно (в том числе в помещения ограниченного доступа), то и произойти на нем может что угодно. Представьте, что на судне начнется пожар – случайно или по чьей-то злой воле. «Тихон Семушкин» обесточен. Значит, системы пожаротушения не сработают. Сами понимаете, чем это чревато.

И еще один пример из прошлого. Когда грабители открутили какую-то важную деталь на СТР «Гарус», задержанном в 2006-м, его затопило, хоть он и стоял у мелководного причала. Если тем же образом затопит «Тихона Семушкина», его подъем растянется на годы.

 

Дайте причалу работать!

 

Судно пока не вызвало ЧС, но уже нанесло экономике региона ущерб, который еще никто не считал. Дело в том, что «Тихон Семушкин» полностью занял один из наиболее востребованных причалов на территории морского рыбного порта Петропавловска. В итоге был ограничен доступ к складским площадкам, примыкающим к причалу, площадью 5 тысяч квадратных метров. Это мешает обслуживать другие суда, использовать подкрановые пути, перегрузочную технику. После того как в рыбном порту уже закрыли два рабочих причала в силу технического состояния, его хозяйственная деятельность свелась к минимальным объемам, он терпит убытки. Прямо какая-то напасть на наш порт. Приглашаем к себе флот со всего мира, а рабочих причалов почти не осталось.

 

Есть возможность отправить злосчастное судно на другое место стоянки. Но все боятся это сделать. Вдруг с ним что-нибудь случится во время перешвартовки, кому отвечать перед хозяином? Как ни крути, «Тихон Семушкин» – частная собственность, хоть и непонятно чья.

 

Когда верстался номер, я попросил прокомментировать ситуацию заместителя капитана порта Василия Берданосова. Он сообщил, что на днях в администрацию порта пришло письмо от фирмы «Флот-4», упомянутой выше, которая обещала после 9 мая приступить к владению судном и обеспечению его безопасной стоянки.

 

Хотелось бы верить, что корабль-призрак «Тихон Семушкин» снова станет нормальным рабочим судном, у которого будут и хозяин, и экипаж.

 

Кирилл МАРЕНИН

 

 

 Суда бывшего Камчатского морского пароходства:

 

«Тихон Семушкин»: год и место постройки – 1982 год, СССР. Полная грузоподъемность – 5.485 тонн.

«Лида Демеш»: 1977 год, Румыния. 2.180 тонн.

«Гриша Подобедов»: 1976 год, Румыния. 2.180 тонн.

«Вася Курка»: 1976 год, Румыния. 2.180 тонн.

Еще одно судно КМП «Павел Щепелев» 1986 года постройки с дедвейтом 5.020 тонн в российском морском регистре уже не упоминается. По последним данным, его переименовали в «VEGA», повесили флаг Монголии и приписали к Улан-Батору (!).

 

 

 

Справка:

Тихон СЕМУШКИН – советский писатель. Лауреат Сталинской премии второй степени. Неоднократно принимал участие в экспедициях на Чукотку, в 1928 был директором первой школы-интерната для детей чукчей. Автор повести «Чукотка» и романа «Алитет уходит в горы».

 

 

Без присмотра судно может затонуть или, оторвавшись от причала, пойти «гулять» по акватории, сметая все на своем пути. Если в аналогичную ситуацию попадет «Тихон Семушкин», мало не покажется.

 

По темным коридорам судна ходить жутковато. Говорят, что однажды ночью отсюда раздался истошный крик, будто кого-то убивали.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.