Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Долго ли рыбак выдержит без туалета?

16:48
5972

В заповеднике можно рыбачить, а все остальное – нет

 

Федеральное агентство по рыболовству поставило в интересное положение государственный природный заповедник «Командорский». В результате администрация заповедника должна разрешить рыболовство на своей территории, и при этом его не допустить.

 

Долго ли рыбак выдержит без туалета?В марте 2010 года состоялся конкурс на рыбопромысловые участки для общин КМНС. По его результатам Федеральное агентство по рыболовству (ФАР) заключило с пользователями договоры на участки, по которым они получили ресурсы и разрешения на лов.

Эта процедура с 2008 года проводилась уже не раз. И все, в общем, прошло, как всегда, только с одним «но». Два участка из тех, что были поставлены на кон (№996 и №997), по какой-то причине оказались на особо охраняемой природной территории федерального значения – в государственном заповеднике «Командорский»: на реке Гладковская и на озере Перешейковское (о. Беринга). Законно ли было «нарезать» рыбопромысловые участки в заповеднике, выставлять их на конкурс, а затем передавать пользователям? На этот вопрос вряд ли можно ответить утвердительно по трем причинам.

Первая. По закону об особо охраняемых природных территориях (ООПТ), в государственных заповедниках природные ресурсы изымаются из хозяйственного использования. Их частичное хозиспользование разрешено только на специально выделенных участках, не включающих особо ценные экологические системы и объекты. Это допущение распространяется только на тех, кто тем самым обеспечивает функционирование заповедника и проживает на его территории (в основном, на инспекторов).

Вторая. По федеральному закону о рыболовстве, рыбопромысловый участок состоит только из акватории водного объекта без выделения земли. Однако ловить рыбу, не используя берег, весьма затруднительно (разве только зависнув над рекой на вертолете с удочкой). Стало быть, надо отдельно согласовать отведение земель. В то же время по закону об ООПТ изъятие или иное прекращение прав на земельные участки, которые находятся во владении (пользовании) государственных природных заповедников, запрещены. Земля и водная акватория со всеми находящимися там живыми и неживыми ресурсами переданы Правительством России государственному заповеднику «Командорский» без права передачи иным лицам.

Третья. Федеральное агентство по рыболовству не вправе распоряжаться водными биоресурсами, которые находятся на ООПТ федерального значения (об этом говорится в первом же пункте его положения). Отсюда вопрос: может ли оно выдавать разрешения на рыбалку в заповеднике? И вообще, каким образом после 2007 года участки №№996 и 997, находящиеся на территории заповедника, попали в реестр рыбопромысловых участков Камчатского края? В реестре 2007 года эти участки отсутствуют.

Тем не менее дело сделано. Пользователем участков №996 и №997 (на 20 лет!) стала родовая община алеутов «Униках». Какую злую шутку с ними сыграло Росрыболовство, в администрации заповедника поняли, когда к ним пришел представитель «Уникаха» с требованием обеспечить общине доступ к рыбопромысловым участкам.

Руководство «Командорского», прямо скажем, попало в интересное положение. С одной стороны, оно не может допустить данную хозяйственную деятельность в заповеднике по причинам, о которых сказано выше. С другой – «Униках» имеет право пользоваться своими участками, т.к. конкурс проведен в соответствии с установленным порядком. Попробуй, откажи общине в праве ловить рыбу, и «коренные» сразу устроят «бучу». А кто хочет, чтобы его обвинили в «геноциде», ущемлении прав КМНС и т.д.?

Администрации заповедника пришлось изворачиваться как ужу на сковородке в поисках компромиссного решения. И вот что она придумала в 2010 году. Община «Униках» получила-таки пропуск в заповедник с целью вылова водных биоресурсов. Но это посещение ограничено такими особыми условиями, которые делают рыбный промысел практически невозможным.

Например, рыбакам запретили накопление, хранение и захоронение отходов на территории заповедника. То есть первая же рыба, вспоротая для получения икры, должна быть сразу увезена за пределы заповедника, поскольку это не что иное, как отходы рыбопереработки (которые, к слову, относятся к категории опасных). Но так ведь никакого топлива не хватит, если каждую рыбину вывозить за тридевять земель. Остатки еды, пустые банки и бутылки – это, само собой, тоже отходы, твердо-бытовые. Им также не место на ООПТ. И воду для разных нужд из заповедного водоема брать нельзя.

Не говоря уже о том, что заповедник не может предоставлять кому-либо в пользование (аренду) землю даже для временных сооружений типа «готового домика», тем более – под устройство туалета.

В общем, если ты получил рыбопромысловый участок в заповеднике, пользуйся им, но: жилья не устраивай, костер не разводи, в туалет не ходи и – никаких отходов!

Столкнувшись с такими препятствиями, «Униках» не вела промысел на упомянутых участках в прошлом году. Но вот уже на носу новая путина. В Алеутском районе она начнется с 6 июня. Не сомневаюсь, что за прошедший год рыбаки помозговали и нашли способ обойти ограничения. Однако в администрации заповедника тоже не дремлют и готовы снова проявить смекалку, чтобы не допустить рыбного промысла на своей территории.

Мы проследим за дальнейшим развитием событий.

 

Кирилл МАРЕНИН

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.