Сообщество психологов, работающих в системе образования края, сегодня выглядит мощно и уверенно. Это более 200 специалистов, деятельность которых имеет колоссальное значение и получает высокую оценку. Призовые места школьных психологов Камчатки, представлявших наш край на Всероссийском конкурсе «Педагог-психолог России» (Нелли Журило – Термальненская сош Елизовского района, 2009; Яна Сурикова – сош №45 г. Петропавловска-Камчатского, 2010) – убедительное тому подтверждение.
«Бесспорно, конкурсы педагогического мастерства имеют важное значение как средство трансляции лучших образцов педагогической практики и непосредственным образом влияют на развитие профессионального мастерства», – считает руководитель кафедры педагогики и психологии Камчатского института повышения квалификации педагогических кадров Ирина ГРЯЗНОВА.
- Ирина Юрьевна, возглавив кафедру, вы с особым вниманием относитесь к конкурсам профессионального мастерства педагогов-психологов. Что вами движет?
- Да, к конкурсам у меня действительно повышенный интерес. Если говорить об их значимости коротко, то я бы выделила две составляющие. Во-первых, это огромный стимул к саморазвитию, во-вторых, эффективный способ популяризации одной из самых нужных профессий в современном мире.
- В течение двух последних лет вашим подопечным удалось достичь впечатляющих результатов на всероссийском уровне. Как вы думаете, это случайность или зарождающаяся закономерность?
- Думаю, не случайность. С течением времени (служба практической психологии в образовании края насчитывает 20 лет) педагогам-психологам удалось объединиться, причем независимо от места проживания (Палана, Петропавловск, Елизово, Вилючинск, Усть-Камчатск…). Их связывает общая идея, и направлена она именно на психолого-педагогическую помощь и поддержку детей, педагогов, родителей. Нельзя не отметить высокую мотивацию к профессиональному саморазвитию. Как правило, все педагоги-психологи – участники семинаров практической направленности, конференций различного уровня. Они пишут статьи, обобщают опыт работы и с готовностью им делятся.
- Как складываются взаимоотношения с участниками конкурса у кафедры и у вас лично в послеконкурсный период?
- Участники конкурсов – наши первые и верные помощники. Они читают лекции на курсах повышения квалификации, дают открытые занятия, мастер-классы. Без них как без рук. Образовательные учреждения, в которых работают конкурсантки, стали базой для проведения практических занятий и стажировки молодых специалистов. Сегодня мы уже говорим о создании клуба неравнодушных, фонтанирующих идеями специалистов, готовых транслировать свой опыт и знания.
- Известен ваш командный подход, т.е. работа в команде, при подготовке конкурсантов. Расскажите об этой технологии поподробнее.
- Один в поле не воин. Это про всех, и про нас. Конкурс – всегда работа сообща. Безусловно, каждый победитель – кладезь талантов. Тем не менее для подготовки участников Всероссийского тура мы приглашаем самых разных специалистов (психологов-ученых, психологов-практиков, педагогов). Мнение каждого – те кирпичики, из которых выстраивается общая картина. Как показывает опыт – в этом наша сила.
- Еще совсем свежи впечатления от краевого конкурса педагогов-психологов этого года. Ваше мнение об уровне его проведения, профессиональной подготовленности участников.
- В конкурсе 2011 года победитель и лауреаты очень яркие личности и, хочу подчеркнуть, ПРОФЕССИОНАЛЫ! Приехали на конкурс педагоги-психологи и из отдаленных территорий. Они смелые и, главное, готовые к работе. Их достоинство – желание узнать как можно больше.
- В этом году в конкурсе принимали активное участие педагоги-психологи сельских школ. Если проводить параллель между работой специалистов этого профиля в городских и сельских школах, то можно ли говорить о каких-то отличительных чертах, особенностях профессиональной деятельности тех и других?
- Все-таки нет. Педагоги-психологи городских и сельских школ в рамках конкурса говорили на «одном языке», их волновали одни и те же проблемы: низкая мотивация школьников к учению, высокая тревожность выпускников в период ЕГЭ, уровень коммуникативной и психолого-педагогической компетентности педагога. Где бы ни жил человек, каждого волнует одно и то же, а психолог, как профессионал, помогает улучшить качество жизни: повысить самооценку, снизить тревожность, научить понимать себя.
- Кто из участников конкурса по-хорошему удивил? Как известно, победителем признана Михеева Алена из Николаевской сош. Какой он – лучший педагог-психолог Камчатского края? Будет ли Алена представлять Камчатку на заключительном этапе этого конкурса?
- Удивили и порадовали все участницы! На таких конкурсах я узнаю много нового и делаю для себя неожиданные открытия. Алена Михеева давно в профессии. Она из тех немногих, кто начинал работать в 90-е годы. Это интересный человек с открытым взглядом, готовностью помочь и поддержать, всегда в творческом поиске, с высокой мотивацией. Сегодня она к тому же работает над кандидатской диссертацией. Как любой талантливый человек, Алена талантлива во всем: пишет стихи, играет на гитаре, мастерски катается на горных лыжах, ходит в сложные многодневные походы, занимается дайвингом, любит путешествовать. Обаяние ее не знает границ. Смею надеяться, что и в третий раз наше участие на Всероссийском этапе конкурса станет успешным.
- Без сомнения, соревновательный момент конкурсных отборов является мощным профессиональным двигателем. На ваш взгляд, какие еще способы повышения профессионального мастерства результативны? Какие из них предпочтительнее? Какие используете вы в своей профессиональной деятельности?
- Конечно, никто не станет отрицать, что в конкурсной идее заключена большая движущая сила. И тем не менее, результативны в повышении профессионального мастерства курсы, семинары, круглые столы, конференции, мастер-классы. Особенно ценны лекции специалистов, которые приезжают на Камчатку из других регионов. Только в этом году нам удалось пригласить именитых ученых с огромным опытом: И.В. Вачкова, В.И. Слободчикова, В.Н. Касаткина, А.М. Щербакову, Ю.Н. Белихова….
- Если говорить о ближайших и отдаленных перспективах, что впереди?
- Прежде всего работа. Та, которая делается с осознанием того, что все, за что ни берешься, полезно и важно.
К сведению
Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог Камчатского края» 2011 года – Алена Михеева, Николаевская сош Елизовского района.
Лауреаты – Галина Таскина, сош №24 г. Петропавловска-Камчатского и Ия Потапова, сош №9 г. Вилючинска.