Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

«Нургэнэк» – это праздник танца

16:18
4178

Лилия БАНАКАНОВА: «Наш ансамбль – команда, и каждый артист в ней – это Личность»

 

Звонок из Петропавловска застал ее врасплох:

- Мы выдвигаем вас на правительственную премию «Душа России».

- А разве я достойна? – только и смогла выдохнуть.

А уже потом на нее обрушился поток поздравлений:

- Ты разве не слышала? Целый день по радио передают, что ты – лауреат. Поздравляем!

 

НургэнэкВ конце того же 2007 года наша землячка Лилия Банаканова уже получала в столице высокую награду. Это событие там, в Москве, с ней разделили и артисты знаменитого эвенского национального ансамбля «Нургэнэк». Художественный руководитель этого коллектива стала первой на Камчатке обладательницей престижной российской премии. Тогда же москвичи и гости столицы смогли воочию убедиться, что не зря. Они, как завороженные, любовались неожиданным для них аутентичным искусством аборигенов с далекой Камчатки, которое сумела трепетно сохранить для потомков эта маленькая хрупкая женщина.

 

В семье Егора и Октябрины Индановых Лиля стала долгожданным и обожаемым ребенком. Когда после троих богатырей родилась, наконец, девочка, ее баловали безмерно и разрешали делать все, что она хотела. Это ощущение внутренней свободы, вольнодумства, независимости и наложило отпечаток на всю ее жизнь и сформировало Лилию как личность. Если в работе у нее вдруг возникало ощущение какого-то дискомфорта, что это – не ее, то могла, не раздумывая долго, бросить уже начатое. Но уж коли задевало за живое, то и результат бывал фантастическим, доведенным до совершенства.

 

У нее и по сию пору есть с кого брать пример. Ее мама – Октябрина Николаевна Инданова, знатная мастерица и рукодельница. В придачу к этому еще и широкой души человек. Ее жизненная стезя в дни юности сделала крутой поворот, и ей пришлось уйти из педучилища, не доучившись.

 

- Только фотографии на память о той поре остались.

 

Неспокойная жизнь чумработницы научила многому. Она на лету схватывала умение обрабатывать оленьи шкуры и шить из них торбаза, кухлянки, малахаи и всевозможные украшения. А самое примечательное в этой женщине то, что все, что она сама умеет, всем этим щедро и бескорыстно делится с людьми. Потому и слава о ней летит на крыльях по тундре.

 

Егор Евгеньевич и Октябрина Николаевна поженились, сохраняя древние обычаи.

 

- Папа был из уягинского клана. Мама – долганка. И было так положено по правилам, чтоб молодая пришла в семью мужа. Так у них и получилось.

 

Лилия Егоровна гордится своими родителями. И для этого есть все основания. В музыкальном училище, где она получила свою первую профессию, она взяла для дипломной работы тему «Есть такая партия!». Шел 1981 год. Лиля решила писать работу на основе материалов, связанных с ее родным кланом.

 

- У нас в Анавгае очень хорошая библиотека. Я подняла тогда газеты, начиная с 1926 года. Раскопала, что мой дед был одним из лучших оленеводов своего времени. А в военное лихолетье он внес большие деньги в фонд обороны. Нашла я в газетах и добрые слова о моих родителях, которые тоже не остались в стороне от событий тех лет…

 

Именно родители заложили в юной наследнице тот стерженек, который и позволил ей очень достойно выстроить свою судьбу. Но были у Лилии Банакановой и еще учителя, великие учителя, о которых она сама сегодня вспоминает с особым трепетом, любовью и уважением.

 

- Как-то уже к концу учебы в музыкальном училище позвала меня и еще двух моих сокурсниц наш педагог Валентина Сервайская и сказала: «Сходите, девочки, покажитесь Александру Гилю, он набирает артистов для «Мэнго». Но для меня в ту пору и «Мэнго», и сам А. Гиль – это было нечто из разряда недосягаемых. Как же, они уже ездят по заграницам, им там рукоплещут. А кто такая я? И я уехала в свой Анавгай. А потом уже, я это хорошо помню, приезжал к нам в село сам Александр Васильевич. Мы со стороны тогда наблюдали, как он, уединившись в высокой траве с местными старушками, подолгу с ними о чем-то беседовал. А потом появилась его знаменитая «Эвенская свадьба».

 

Но еще большее влияние и на становление характера начинающего хореографа, и на все ее творчество, которое впоследствии так высоко оценило правительство России, оказал наш знаменитый поэт, писатель, музыкант и большой знаток искусства и культуры древней Камчатки Георгий Поротов. Он с самого начала создания «Нургэнэка» понял, что это очень перспективное начинание. И приехал в эвенские края вместе с известным ученым-этнографом Татьяной Петровой-Бытовой.

 

- Они выстраивали для ансамбля программу. И потом Георгий Германович много лет помогал нам в наших творческих поисках. Он вместе с нами пел, плясал, играл на балалайке, мы все вместе выступали с концертами по табунам.

 

Лилия БАНАКАНОВАКто с интересом следит за творческим наследием аборигенов, особенно за их танцевальным искусством, хорошо знает, что каждой народности свойственна своя, только ему присущая исполнительская манера.

 

- У эвенов в танцах подчеркивается степенность, скромность, в движениях плеч ощущается скачка на оленях. Отличается ото всех других и движение рук – кулачок танцовщицы напоминает покачивание змеиной головки.

 

- А так как змеи на Камчатке не водятся, то я считаю, что это – наследие долган. Мама же моя из рода долган, а долгане пришли к нам из Китая. Это у нас известно всем.

 

Это сейчас Лилия Егоровна с головой погружена в радости и заботы своего родного коллектива. Но не сразу пришла к осознанию этого. Сегодня «Нургэнэк» знаменит, обласкан властям и радует своим искусством жителей планеты, потому что артисты – нередкие гости в городах России и в зарубежных странах. Но это сейчас. Большой труд и терпение потребовались от артистов и их руководителя Лилии Банакановой, чтоб достичь такой степени совершенства.

 

- Когда мы поначалу собирались и долго-долго репетировали, мне всегда становилось скучно. Я быстро схвачу, станцую и сразу же мне неинтересно.

 

Однако осознала Лилия свою сопричастность к великому делу сохранения культуры своего маленького, но такого суперталантливого народа, когда коллектив получил признание, обретя статус народного. А потом их еще выделили и на краевом фестивале «Золотые родники».

 

Однажды в Японии на празднике «Васей-2000» кто-то нечаянно в порыве восторга от выступления наших артистов воскликнул: «Приезжайте к нам в 3-тысячном году!»

 

- Но нас уже не будет, – раздался в ответ тоненький голосок.

 

- Но будут наши потомки.

 

Память – это и потомки, и дело, которое человека прославляет.

 

Сегодня Лилия Банаканова не мыслит себя без коллектива, с которым уже срослась за годы совместного существования. Гордится, что этот поистине «праздник танца», которому на будущий год исполнится 40 лет и откуда выпорхнуло уже третье поколение первоклассных артистов, единственное на Камчатке муниципальное учреждение культуры. При нем в последние годы поднялся Этнокультурный центр «Мэнэдек» (стойбище). В нем царит ярко выраженный творческий пыл и дух его создательницы Лилии Банакановой.

 

Нет-нет да и вспоминается, как когда-то, в далекой юности, отчаянно хотела попасть на концерт «Мэнго». И какое потрясение тогда испытала:

 

- У меня внутри все плясало. И это была сопричастность с искусством мэнговцев. Мы с подругой после концерта вернулись в общежитие музыкального училища и до изнеможения танцевали «Норгали». И было такое ощущение, будто мы в тот момент взошли на большую-большую сопку.

 

Лилия выросла в большой семье, но в искусстве чудеса творит она одна. Правда, в ансамбле у нее успешно выступает один из племянников. Свои же собственные сыновья пока что маму не поддерживают в этом смысле. Старший, Даниил, вообще далек от искусства, он уже взрослый самостоятельный человек. Младший, школьник Денис, с 3-х лет был в ансамбле и выступал. Но, судя по всему, подустал. Потому и «официально» заявил, что берет «творческий перерыв».

 

Коллектив «Нургэнэка» небольшой. Стабильно это шесть пар. Но, как уверяет сама их руководительница, каждый из артистов – это ярко выраженная индивидуальность, Личность. С только ей присущим характером, отношением к делу, которому посвятили жизнь, своим отношением к искусству, со своим кругом обожающих их зрителей. А все вместе – это единая сплоченная команда. И это самая большая победа в судьбе девушки из глубинки Камчатки Лилии Банакановой.

Но это не все, что она хотела бы еще от этой жизни.

 

- Хотелось бы проскакать, как в юности, верхом на коне, да так, чтоб только ветер в ушах. А еще хочу успешно закончить Восточно-Сибирскую академию культуры и искусства в Улан-Удэ и посвятить себя этнографии. Но сначала – подготовить себе смену.

 

В соприкосновении с высоким искусством и зарождались те счастливые моменты радостного осознания себя в этом подлунном мире, где искусство приносит людям счастье. Именно так, в труде, поисках и находках, сомнениях, потерях и приобретениях и рождается великая душа нашей великой России. Недаром же и премию так и назвали – «Душа России». Она вручается за высокие достижения в развитии народного искусства. И первым ее лауреатом на Камчатке стала заслуженный работник культуры, художественный руководитель эвенского народного ансамбля «Нургэнэк» Лилия Банаканова. Которая завтра отмечает и свой личный юбилей. Поздравляем!

 

Валентина АЛЕКСЕЕВА

Фото Виктора ГУМЕНЮКА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.