Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Председатель Госдумы Борис ГРЫЗЛОВ:

18:46
2471

«Внимание к защите и сохранению русского языка будет признаком духовной силы нашего общества»

6 июня исполняется 212 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. И хотя это не «круглая» юбилейная дата, она дорога каждому, кто любит русский язык. Не случайно именно этот день объявлен Организацией Объединенных Наций Днем русского языка.

Борис ГрызловЯзык часто называют душой народа. Богатство русского языка, величие русской литературы по праву вызывают восхищение. Но в каком состоянии находится наш язык сегодня? Судя по данным многочисленных опросов, положение дел вызывает беспокойство у очень многих граждан страны. И основания для таких чувств действительно есть. Русский язык нуждается в защите.

В некоторых бывших союзных республиках нашлись политические силы, которые, по сути, объявили войну русскому языку. Попытки изгнать наш язык из школ, из органов власти и по возможности из повседневного общения – это одна из составляющих политики, проводимой антироссийскими силами.

Она сопровождается попытками переписать историю – прежде всего историю Великой Отечественной войны, а нередко и другими, мягко говоря, недружелюбными действиями по отношению к нашей стране и нашим соотечественникам.

Безусловно, у подобной политики нет и не может быть перспектив. На противопоставлении одних жителей страны другим, на разжигании социальной и национальной розни не построишь ничего прочного – ни внутри государства, ни в отношениях с другими государствами. Но на сегодняшний день реальность именно такова: эти силы существуют, и они избрали одной из своих целей борьбу против русского языка.

Поэтому одна из задач Российского государства – поддержать соотечественников в защите их прав. Это не вмешательство во внутренние дела других стран, это помощь в защите прав, предусмотренных всеми международными документами, в отстаивании возможностей, которые предполагаются уже простым здравым смыслом.

Но положение русского языка за границей – это одна грань проблемы. Есть и другие, имеющие отношение к положению дел уже в нашей стране.

И, наверное, один из самых острых вопросов связан с засорением языка (как иностранными словами, так и разного рода жаргоном), которое видно всем.

Конечно, любой язык развивается, но то, что происходит с русским языком сегодня, сложно назвать нормальным развитием. Здесь и язык рекламы, где слова коверкаются, чтобы привлечь внимание к товару. Здесь и явно избыточное использование иностранных слов для того, чтобы «произвести впечатление», или просто потому, что лень искать русское соответствие. Здесь и многочисленные оговорки, опечатки, ошибки – на телевидении и радио, в газетах и журналах, и, к сожалению, в книгах. Здесь и своего рода «сетевые диалекты», на которых многие общаются в Интернете и которые все дальше отходят от литературного русского языка.

Несмотря на то, что на Единый государственный экзамен по русскому языку приходят больше молодых людей, чем на ЕГЭ по любому другому предмету, общая грамотность выпускников, не говоря уже о других знаниях, умениях и навыках, оставляет желать лучшего.

Однако сложности начались не с Единого государственного экзамена, не с формы проверки знаний. Обстановка была тревожной еще до введения ЕГЭ. В то же время приходится слышать опасения, что в результате появления ЕГЭ по русскому языку и литературе все больше будет распространяться практика «натаскивания» на правильный ответ. Такие опасения не беспочвенны.

Проблемы есть. И значит, обществу – и прежде всего педагогическому, образовательному, научному сообществу – важно обратить внимание на них. Было бы легко сказать, что решением всех вопросов является увеличение количества уроков русского языка и литературы. Решение, конечно, достаточно симпатичное, и, во всяком случае, я и многие мои коллеги против сокращения преподавания этих предметов. Но простое увеличение количества часов не снимает все проблемы. Нужно совершенствовать качество преподавания, нужно очень внимательно подходить к вопросу качества учебников. Необходимо готовить учителей русского языка и литературы к ответам на «новые вызовы» – это касается и подготовки, и переподготовки.

Нужен диалог специалистов и широкой общественности. Родители школьников хорошо понимают, чем они недовольны, но совсем другой вопрос – что нужно изменить и как нужно менять? Поэтому голос специалистов в области образования должен быть услышан. И в то же время, чтобы это обсуждение было наиболее эффективным, в нем должны участвовать и представители общественности, ведь состояние русского языка является тем вопросом, который важен для каждого из нас.

Язык всегда отражает национальное самосознание, отражает вечные ценности. И в то же время в каждый конкретный исторический период состояние языка отражает эту, именно эту эпоху. И внимание к защите и сохранению русского языка будет признаком духовной силы нашего общества.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.