Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Электроэнергия в местах общего пользования: за что и как платят жильцы многоквартирных домов

16:28
6126

В управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю поступают многочисленные обращения граждан по вопросу обоснованности начисления платы за потребленную электроэнергию в местах общего пользования. В этой связи разъясняем следующее.

 

Основными законодательными актами, регулирующими вопрос обоснованности начисления платы за потребленную электроэнергию, являются:

  • Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 №188-ФЗ (далее - ЖК РФ);
  • постановление правительства РФ от 23.05.2006 №306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее - Правила №306);
  • постановление правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее - Правила №307);
  • постановлением правительства Камчатского края от 15.02.2008 №26-П.

Согласно ст.157 ЖК РФ размер платы за электрическую энергию рассчитывается исходя из объема потребленной электроэнергии, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления, которые утверждаются органами местного самоуправления.

Расчет платы за электроэнергию жильцам, квартиры которых не оборудованы индивидуальными приборами учета, производится по нормативам потребления, в который включен расход электроэнергии в местах общего пользования, компенсацию потерь во внутридомовых сетях, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества (ОДН), и составляет 7 кВт/ч в месяц на 1 человека (Правила №306).

Порядок расчета платы за электрическую энергию определяется Правилами №307, в соответствии с которыми собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета и индивидуального прибора учета.

Показания коллективного прибора учета отражают не только совокупное потребление электроэнергии во всех помещениях дома (жилых, нежилых, местах общего пользования), но и потери во внутридомовых сетях, которые также должны возмещаться собственниками жилого дома.

Начисление суммы оплаты потребленной электроэнергии в местах общего пользования осуществляется согласно п.7 Правил №307 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета пропорционально показаниям индивидуальных приборов учета.

В соответствии с пп. 1 п. 3 приложения №2 (формула №9) Правил №307 при начислении платы квартирам с индивидуальными счетчиками из общего объема потребленной электроэнергии вычитается расход электроэнергии, потребленный юридическими лицами с учетом потерь (если в вашем доме таковые присутствуют). Полученный результат делится на суммарный объем потребленной электроэнергии за расчетный период в жилых помещениях по показаниям индивидуальных приборов учета и объем электроэнергии, потребленный за расчетный период в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления. Полученное частное (является коэффициентом, характеризующим расход электроэнергии на общедомовые нужды и потери во внутридомовых сетях) умножается на объем электроэнергии, потребленной за расчетный период в конкретной квартире (показания индивидуального прибора учета), и умножается на действующий тариф. При этом чем больше потребление электроэнергии в квартире, тем больше оплата на общедомовые нужды.

В целях выявления причин большого потребления электроэнергии жильцы должны обращаться с заявлением в энергоснабжающую организацию (филиал «Энергосбыта»), управляющую компанию, государственную жилищную инспекцию о проведении проверки внутридомовых и внешних схем электроснабжения дома, правильности работы индивидуальных и общедомовых приборов учета, выявления несанкционированного подключения к электрическим сетям дома. Выявление незаконного потребления электроэнергии может значительно снизить коэффициент ОДН.

Исполнитель (управляющие компании, ТСЖ) обязан согласно п. 49 (е) Правил при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение 1 рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал. Таким образом, потребитель имеет законное право ежемесячно контролировать показания общедомового прибора учета электроэнергии.

При рассмотрении обращений граждан по предоставленным квитанциям установлено, что количество потребленной электроэнергии на общедомовые нужды и компенсацию потерь (ОДН) составляет до 200 процентов от количества электроэнергии, потребленной в конкретных квартирах, в которых установлены индивидуальные приборы учета.

Так, например, в квитанции за январь 2011 года гражданину выставлено количество потребленной энергии по прибору учета 577,0 кВт и дополнительно 897,275 кВт на ОДН. При проведении проверки по указанному дому представителями управляющей организации совместно с представителями собственников помещения и работниками «Энергосбыта» установлены факты незаконного подключения к внутридомовым электросетям: 2 безучетных кабеля в 3-м подъезде, присоединение гаражного кабеля к внутридомовой проводке, 3 факта естественного торможения диска.

Исходя из анализа рассмотренных обращений, причинами высокого уровня внутридомовых потерь является, например, тот факт, что в указанном 104-квартирном доме 53 квартиры не имеют приборов учета и, соответственно, производят расчет за электроэнергию по нормативу, утвержденному постановлением правительства Камчатского края от 15.02.2008 №26-П. В данный норматив включены расходы на содержание общего имущества дома от 8 до 10 кВт на человека, в зависимости от количества комнат и количества проживающих (зарегистрированных) граждан в квартире. То есть фактический расход на ОДН на квартиру обычно 10-30 кВт. Однако при расчете по приборам учета на квартиру приходится от 80 до 700 кВт электроэнергии на ОДН.

Нормативы установлены без учета конструктивных и технических параметров, а также степени благоустройства многоквартирных домов, то есть норматив установлен единым для домов постройки 1990-х годов и 1960-х годов, для домов как 2- так и 4-трубной системой теплоснабжения и для домов с печным отоплением. При этом новым ЖК РФ установлено, что бремя содержания общего имущества дома ложится на граждан-собственников жилых помещений, хотя передача данных помещений многоквартирных домов в собственность гражданам производилась без проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Соответственно, во многих домах ремонт инженерных сетей не проводился со дня постройки домов.

Так, например, в домах с 2-трубной системой теплоснабжения горячее водоснабжение осуществляется только в отопительный период. Соответственно, в данных домах в большинстве квартир установлены водонагреватели различного типа, и это увеличивает расход электроэнергии по дому, и данный расход в норматив не включен. Таким образом, оплату нагрева воды в межотопительный период и при отключении централизованной подачи горячей воды оплачивают только те граждане, которые имеют индивидуальные приборы учета. При этом они вынуждены еще оплачивать и подогрев воды соседями, которые не имеют приборов учета, и оплачивают электроэнергию по установленному для всех одинаковому нормативу. В многоквартирных домах с печным отоплением многие жильцы, не имеющие индивидуальных приборов учета, отапливаются не дровами или углем, а с использованием электрообогревателей. И, соответственно, расход электроэнергии на отопление опять приходится оплачивать гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета.

Кроме того, указанные нормативы применяются в соответствии с п.2 Правил на граждан, проживающих на законных основаниях, то есть на зарегистрированных граждан в конкретной квартире. Фактически, далеко не всегда и везде в квартирах проживают и пользуются коммунальными услугами только те граждане, которые зарегистрированы.

Для решения данного вопроса управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю обратилось в прокуратуру Петропавловска-Камчатского с инициативой необходимости выйти с предложением в правительство РФ о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации.

 

Со своей стороны, для снижения негативных последствий данной ситуации рекомендуем жителям:

  • провести осмотр электросетей своего многоквартирного дома и, в случае необходимости, обратиться в управляющую компанию для включения в план текущего ремонта замены электросетей;
  • установить во всех квартирах счетчики с классом точности не ниже 2 кВт;
  • провести осмотры подвальных и чердачных помещений на предмет несанкционированного подключения к энергосетям и, в случае отсутствия необходимости пользования данными помещениями, обратиться в управляющую компанию для обесточивания указанных помещений.

 

Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.