Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Сергей КОРОСТЕЛЁВ: «Наши прогнозы лососёвой путины оправдываются»

16:02
3510

30 июня, в эфире ГТРК «Камчатка», директор ФГУП «КамчатНИРО» Сергей КОРОСТЕЛЕВ ответил на вопросы журналистов и телезрителей. Предлагаем выдержки из этого разговора.

 

- Сергей Георгиевич, в каком состоянии находятся запасы тихоокеанских лососей, которые приходят на нерест в камчатские реки?

- Большинство камчатцев проживает в краевом центре и судит о состоянии запасов лосося по водоемам, которые находятся вблизи Петропавловска и Елизова. В ряде этих водоемов рыбные ресурсы подорваны, так как они подвергнуты очень большому прессу со стороны различных видов рыболовства. Но эта ситуация не характерна для всего полуострова. В тех реках, где присутствие человека не оказывает такого влияния, наблюдаются очень высокие запасы, которые позволяют достигать высоких уловов в последние годы.

В 2009 году мы достигли на территории края рекордного вылова тихоокеанских лососей - 196,6 тысячи тонн. 2010 год, с точки зрения промысла лосося, был менее удачным, но достаточно весомым. В 2011 году, по предварительным прогнозам, уловы могут превысить 180 тысяч тонн. Эти цифры говорят сами за себя.

 

- В этом году основные уловы придутся на восточное побережье. А что ждать на западном?

- Если говорить о горбуше, то для западного побережья 2011 год нерыбный. С неркой, которая воспроизводится в Курильском озере, обстановка стабильная. Полагаю, что уловы будут не меньше чем в прошлом году. По кете также достаточно благоприятные прогнозы. Ее промысел уже начался в Тигильском районе. Выловлено почти 600 тонн кеты. Во всех остальных реках тоже будут достигнуты неплохие уловы.

 

- Как складывается промысел на северо-востоке Камчатки?

- Там уже отмечены первые уловы горбуши в ставных неводах. Наши прогнозы оправдываются. По результатам траловой съемки наблюдаются хорошие уловы горбуши, которая подходит в Карагинский залив. На юге также видим хорошие уловы горбуши, которая зайдет в Охотское море.

 

- Когда в последний раз проводились донные траловые съемки у восточной Камчатки?

- В 2002 году. В дальнейшем на эти работы не хватало средств. По стоимости они не соизмеримы с теми ресурсами, на которые нацелены. Мы пошли по другому пути: чтобы отслеживать ситуацию, выполняем съемку в Авачинском заливе (правда, не тралом, а снюрреводом). Зато выполняем ее 3 раза за сезон: весной, летом, осенью.

 

- Многих наших земляков волнует, как повлияют выбросы радиоактивных веществ с АЭС «Фукусима» на водные биоресурсы…

- Мы тоже были обеспокоены этой ситуацией, внимательно следили за ее развитием. Радиоактивный шлейф, который возник в результате взрывов на АЭС, распространился над акваторией Тихого океана. В тот период там нагуливались лососи российского происхождения. Тут же был налажен радиационный контроль с помощью судов, которые находились в том районе. Он показал, что фон в воздухе, воде и объектах промысла, а именно в лососях, в норме. Мы продолжаем мониторинг. В Оссоре находятся наши сотрудники, которые оценивают радиационный фон в объектах промысла. Информация поступает постоянно. На сегодня каких-либо превышений фона не отмечено.

 

- Как вы оцениваете влияние на экологию строительства газопровода?

- Его строили длительное время. В результате, мы получили технологический проезд, который позволяет браконьерам добираться практически до всех нерестовых рек - от Соболева до Усть-Большерецка. Причем не просто на реки, а на их верховья, где происходит нерест. Там возникает угроза уничтожения рыбы, которая миновала промысел и прошла на нерестилища. Браконьерский пресс может значительно подорвать рыбные запасы в этих водоемах.

По проекту после окончания строительства технологический проезд должен быть ликвидирован, вместе с мостовыми переходами, чтобы ограничить несанкционированный доступ к газопроводу. Но на сегодня этого пока не сделано.

 

- Когда-то ваш институт разрабатывал проект зарыбления Кроноцкого озера неркой проходной формы. Имеет ли он перспективу?

- Действительно, еще в советские времена такой проект был разработан. Он предполагал, что нерка, которая воспроизводится в низовьях реки Кроноцкой, может попадать в озеро. Было несколько вариантов (например, возведение рыбоходных сооружений), которые помогли бы создать в этом озере достаточно важную промысловую популяцию. Но затем Кроноцкое озеро вошло в состав Кроноцкого биосферного заповедника, на территории которого подобные проекты реализовать практически невозможно.

 

- Воды у берегов Камчатки, кроме рыбы, богаты и другими биоресурсами - от водорослей до морского зверя. Во Владивостоке развито производство БАДов, фармацевтики на основе этих ресурсов. На Камчатке такое направление существует?

- Эти исследования выполняются, хотя не всегда в полном объеме. Дело в том, что такие ресурсы как водоросли пока не очень востребованы. Что касается разработки препаратов и продуктов из данных объектов, этим занимается ТИНРО-центр. Его наработки могли бы применять и в нашем крае. Этого не происходит, видимо, по экономическим причинам. Высокая стоимость электроэнергии и удаленность не позволяют создавать из этих биоресурсов конкурентоспособную продукцию.

 

- В этом году произошла трагедия: погиб СТР «Аметист», который принадлежал КамчатНИРО. Продолжается ли поиск этого судна?

- Принято решение силами дальневосточных институтов продолжить поиск судна. В июне военные обнаружили в Охотском море затонувший объект, который, предположительно, является «Аметистом». Попробуем исследовать его с помощью подводной видеоаппаратуры, ориентировочно, в конце июля - начале августа. Все приготовления к этому уже выполнены. Возможно, удастся получить дополнительную информацию.

 

Александр КЛИМОВ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.