Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Человек-знак качества

17:52
3688

Есть слово такое – «знаковый». Не люблю его, потому что употребляют часто совсем не к месту, а оттого незнакового у нас практически ничего не осталось. Но в этот раз воспользуюсь этим словом по праву. Потому как относительно Геннадия ФУРЯЕВА иначе и не скажешь. Геннадий Иванович – знаковая фигура для камчатского строительства. Он – знак качества, знак целой эпохи. Человек, влюбленный в свое дело и в Камчатку, будучи совсем молодым заслуживший звание Героя Социалистического Труда.

Это звание, наряду со званием Героя Советского Союза, являлось высшей степенью отличия СССР, присваивалось людям, которые своей особо выдающейся новаторской деятельностью в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, научных открытий и технических изобретений проявили исключительные заслуги перед государством. 

Отрадно, что сегодня Геннадий Фуряев входит в тройку кандидатов в депутаты Государственной Думы от Камчатки.  В этом году отбор претендентов на эту высокую должность впервые проходил совместно с Общероссийским народным фронтом. Партия «Единая Россия» предложила всем общественным организациям, всем активным и неравнодушным землякам объединиться в единый фронт и выдвинуть своих кандидатов. Делается это для того, чтобы максимально учесть мнение всех камчатцев и выбрать действительно достойного человека.  Появление в списках фамилии Фуряева как нельзя лучше подтверждает эти намерения. Он с достоинством прошел весь свой трудовой путь. 

- Можно смело сказать, что я пошел из династии строителей, - рассказывает Геннадий Иванович, - родился я в поселке Вербилки Московской области, а на селе, сами понимаете, без строительных навыков никуда. Отец ушел на фронт, а мы вдвоем с братом остались матери помощниками. И хоть к началу войны мне было всего-то 5 лет, но осваивать мужскую работу пришлось с самого малолетства.

До войны Фуряевы перебирались поближе к Москве, а в 1941-м пришлось уезжать обратно в деревню. Был голод, отец ушел защищать Родину, а защищать двух пацанов приходилось маме. Тогда в Подмосковье люди выживали обменом. Вещи меняли на еду. Вот мать и меняла, пока было что менять. А потом голодных мальчишек отвезла в деревню. Своего дома у них не было. Приходилось скитаться по чужим – то у одного угол снимут, то у другого. Отец так и не вернулся с войны, пропал без вести.

Геннадий закончил семилетку, работал на торфяниках. 

- Несмотря на то, что мы прожили на селе 10 лет, деревня нас не приняла, - вспоминает Геннадий Иванович. - Своего дома так и не построили, тогда еще у нас, мальчишек, таких навыков не было, да и средствами были не богаты. А я в те годы бредил авиацией, но хотел не летчиком быть, а строить самолеты. Я даже построил несколько моделей из подручных материалов, бегал с мальчишками, запускал самолетики в небо! Деревенские удивлялись, как это у меня получается. И даже прозвище мне дали – Сам. Потому как я сам до всего доходил, сам все делал.

 Братьям Фуряевым, можно сказать, повезло – у их матери, в отличие от остальных жителей поселка, был паспорт. Она в колхозе не состояла, работала техничкой в школе. Колхозникам паспортов не полагалось, перебираться в города запрещалось. Большинство было привязано к деревне. А Фуряевы, на правах сыновей «вольной птички», тоже получили паспорта. Геннадий Иванович вспоминает, как в сентябре 1953 года они приехали в Москву – столица тогда была большой стройкой. И  Фуряевы устроились в СМУ-2 треста «Легпромстрой-12».

Братья жили в общежитии. Строили дома для москвичей, а своего угла не было, и ближайшая перспектива его не обещала.

- В столице, на ул. Пятницкой, была такая контора «Камчатпромкадры», - рассказывает Геннадий Фуряев. - Рабочая сила тогда полуострову требовалась в больших объемах, а нам необходимо было свое жилье уже, наконец, иметь. Родственников моих сразу завербовали, а меня не хотели брать на работу – 18-то еще не было. Могли взять как иждивенца. Но так ехать было невыгодно, льгот бы не заработал сразу. Другое дело по оргнабору! Вот и пришлось мне чиновников уговаривать. Уговорил. Я без сожаления поменял перспективу московской прописки на камчатскую вербовку… 4 апреля 1954 года ступили мы на камчатскую землю. Сначала обомлели: во Владивостоке уже трава вовсю зеленела, а здесь сугробы в апреле! Но мы не испугались, главное нас жильем обеспечили и работу дали. 

На Камчатке Фуряев начал свою строительную карьеру плотником в СМУ-8 треста «Камчатрыбстрой». Первый камчатский объект, к которому ныне легендарный, а тогда еще начинающий строитель приложил свою руку, – 49-й магазин в районе «СРВ», к приезду Фуряевых на полуостров его уже почти достроили, братьям достались отделочные работы. 

Через 1,5 года работы Геннадия Ивановича забрали в армию, на Сахалин. После демобилизации он вернулся в родную бригаду, параллельно учился в вечерней школе.

Когда окончил вечерку, решил устроить для себя каникулы, поехал в родную деревню. А вернулся оттуда с молодой женой. 

- С Лидой мы знали друг друга с 6 лет. Но потом была большая разлука. Уезжал я малым пацаном, а приехал уже статным парнем, настоящим мужиком. Вот тут-то нежданно-негаданно любовь и нагрянула. Свадьбы у нас не было, зато было свадебное путешествие. Сначала родню всю объехали, а потом на Камчатку. Лида тоже строительную специальность освоила, работала на стройке штукатуром-маляром. Двоих детей мне родила. Только вот, к большому горю, ее жизнь оказалась короче моей, в 1992 году она умерла, - о жене Геннадий Иванович говорит очень тепло, но коротко, видно, что, несмотря на два десятка прожитых без нее лет, боль потери не утихла до сих пор.  

На вопрос, сколько зданий в Петропавловске построено его руками, удивленно пожимает плечами и улыбается:

- Ну, что значит, моими руками? Стройка – это же общее дело. Вот такую формулировку можно применить к моей даче, например. Дачу я своими руками построил, да и то она еще до ума не доведена. 

Несмотря на то, что носит самое почетное в стране звание,  Геннадий Иванович – человек очень скромный, о заслугах своих молчит как партизан. Тем не менее свою звезду Героя он получил еще в 35 лет, а звание «Заслуженный строитель РСФСР» двумя годами раньше. Строил и жилье, и промышленные объекты. Но своей главной стройкой считает ТЭЦ-1. Такой объект был в новинку для камчатских строителей. ТЭЦ долго проектировали, вымеряли каждый миллиметр, а потом возводили около 15 лет. Геннадий Иванович вспоминает свою радость, когда в мае 1965 года ТЭЦ дала первый ток.

Диву даешься, как человек, постоянно занятый тяжелым физическим трудом и руководящей работой, умудрялся постоянно повышать свой образовательный уровень.

Без отрыва от стройки в 1965-м он окончил 2-годичную вечернюю школу мастеров при тресте «Камчатрыбстрой», в 1977-м – Всесоюзный юридический заочный институт, в Москве. 

Работу на стройке и учебу совмещал с общественной работой. Неоднократно избирался членом комсомольского и профсоюзного комитетов треста «Камчатрыбстрой», членом парткома. Был народным заседателем городского и районного судов, депутатом Петропавловск-Камчатского городского и районного Советов народных депутатов, занимался партийной работой. 

В 2001 году Геннадию Ивановичу было присвоено звание почетного гражданина г. Петропавловска-Камчатского.

В настоящее время Фуряев находится на заслуженном отдыхе, но это только по трудовой книжке… На самом деле работа у Геннадия Ивановича кипит как и прежде. Он является активным членом президиума областного Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, руководит Камчатским отделением ВОО «Трудовая доблесть России». 

- Организация у меня маленькая, по количеству человек. Нас на Камчатке всего пятеро: три Героя Соцтруда и два кавалера ордена Славы. Но, по сути, дело, которым мы занимаемся, – большое, - рассказывает Геннадий Иванович. - Долгое время России было не до Героев Труда, многих забыли. Мы вот помогли Евгению Урбану составить галерею Героев в здании Дома дружбы. За всю историю на территории Камчатки проживало 28 Героев Социалистического Труда. Сейчас осталось трое – кто-то уехал, а кто-то уже ушел из жизни. Время идет. Но память о них мы должны сохранить. Эти люди, отдавшие свои жизни труду, достойны этого. Среди камчатских Героев Соцтруда было немало строителей. На нашем полуострове профессия строителя пользовалась не меньшим уважением, чем рыбацкая. Петропавловск был построен в короткие сроки, затем, к большому сожалению, в строительной отрасли случился большой провал. И вот теперь все потихоньку возвращается в нужное русло. Сейчас на город смотреть стало приятно, вновь закипела работа  на стройках, вырастают целые микрорайоны. Я живу здесь более полувека. Здесь все мое: каждая травинка, каждая улица. Здесь живут мои дети и внуки. Мне не все равно, какое будущее ждет Камчатку. Она стала для меня домом. Территория у нашего края большая, вопросов нерешенных много, а нас – мало. Мы не можем игнорировать выборы. Свой депутат у Камчатки будет только в том случае, если мы все отнесемся ответственно к своему гражданскому долгу и придем голосовать.  И мое участие в выборах основано именно на огромном  желании видеть в Госдуме человека, способного помогать возводить этот дом, содержать его в чистоте, делать его теплым и хлебосольным.

Лада КАЛИНИНА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.