Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Комбикормовый завод – в объятиях системных факторов

16:57
4462

Во времена промышленного запустения судьба каждого производства становится показательной – для населения, власти, бизнеса. Формула последних лет «за нефть мы купим все» позволяет подчас сквозь пальцы смотреть на реальные производства, изо всех сил карабкающихся к своей экономической стабильности. Чего, собственно, стараться, если можно купить все что угодно – по мировым ценам. С другой стороны этой легкомысленной позиции – реальные люди, их семьи, реальная продукция, необходимая региону, возможность купить быстро и спросить с конкретных директоров за качество.

О судьбе такого завода и пойдет речь. Его первый запуск прошел в 1999 году. В 2000 году новый комбикормовый завод начал работать. Новые цеха, хранилища, итальянское, до сих пор современное и надежное оборудование. Сбылись надежды и обещания для всех, кто работал в самом сложном для Камчатки секторе сельского хозяйства – животноводстве и птицеводстве. Умное проектирование позволило с первого дня замкнуть технологический цикл. Зерно здесь по-прежнему видят только на стадии выгрузки с парохода. На выходе – уже готовая продукция.

 

Прежде, чем зерно станет камчатским

На самом деле, уточню, привозное зерно специалисты берут на пробу задолго до того, как открываются трюмы парохода. Поставка зерна на Камчатку имеет свои традиции. (Речь не только о воробьях, попавших на Камчатку с первыми канадскими зерновозами.) Так исторически сложилось, что грузы для Камчатки всегда таят в себе риск недобросовестности. Ну, в самом деле – где эта Камчатка и почему бы туда не отправить товар сомнительного качества? Вот и летают специалисты комбикормового завода раз в квартал на проверку зерна с элеватора. Последний пароход, разгрузившийся в порту неделю назад, привез к нам зерно из Сибири. А до этого камчатские специалисты слетали в Красноярский край к поставщику ячменя и пшеницы, чтобы самим убедиться в качестве зерна. На месте и убедились – зерно почти идеальное, сорной примеси минимум.

После такой «отмашки» приходит в движение система транспортной логистики завода. Доставить зерно из Красноярска – очень дорого, за 3,8 тысячи тонн - около 20 млн рублей. А если логистика допустит ошибки, то и больше. Представьте: загруженные зерном 56 вагонов (хопры – специальные зерновозы) не поспеют вовремя во Владивосток, тогда за каждые сутки простоя парохода в ожидании погрузки – 180 тысяч рублей. И если вагоны придут, но не станут под разгрузку, – по 2 тысячи рублей в сутки за каждый вагон. К счастью, последняя партия зерна была доставлена без лишних затрат.

 

В ожидании «лесника»

Теперь о грустном. Доставили зерно на Камчатку – отборное, налитое, нового урожая. В прежние годы открывались ворота транспортной галереи, и зерно по системе транспортеров утекало в хранилища. Галерея эта строилась в едином комплексе с мелькомбинатом в 1968 году – тогда и в голову никому не могло прийти, что перегрузка зерна может быть делом нескольких хозяйствующих субъектов, все же было народным, единым. Сейчас галерея принадлежит мелькомбинату, который давно не работает и, в свою очередь, принадлежит алтайским коммерсантам. Те его отдали в аренду, а арендаторы, понимая, что иным образом зерно на комбикормовый завод не выгрузить, назначают очень высокую цену, равную услугам порта. Порт – это краны, погрузчики, люди. Галерея – это, по сути дела, брошенный объект, который тихо, по­партизански поддерживают в более-менее рабочем состоянии работники комбикормового. Не будь этого, все оборудование галереи давно бы оказалось под водой – ее постоянно подтапливает. И во время разгрузки – на всех постах галереи – работники завода, потому как рассчитывать не на кого, даже если за использование объекта заплачены огромные деньги. Разгрузка – круглосуточно, люди работают в две смены, по 12 часов. Только дождь может остановить весь этот напряженный процесс.

Ситуация, да? Государственное предприятие (92 процента уставного капитала принадлежит краю) «партизанит» на своей территории, чтобы вопреки так глупо сложившимся хозяйственным связям обеспечить завод зерном, а хозяйства края – комбикормом. Но ничего (?) не поделаешь: как только замаячит на горизонте пароход с полными трюмами зерна, начинаются проблемы. Кто их может решить? Власть о таком положении знает. Давно. Системно вопрос пока не решен. Неопределенность во всем. Раз в квартал завод заключает договор аренды галереи, платит (куда деваться – это к вопросу о стоимости камчатского комбикорма) 1.200 тысяч рублей и нервно ждет следующего зерновоза.

Прежде все, что касалось зерна, считалось в государстве вопросом стратегическим. Сейчас – нет. Стратегия спустилась до уровня предприятия. До принципа: ему надо, вот и пусть бегает. Что с того, что предприятие фактически принадлежит краю? За прошедшие годы это никого не впечатлило. Мелькомбинат, подобно избушке лесника из известного анекдота, десятилетие переходит из рук в руки, а самого лесника, который бы навел порядок, – до сих пор не видно. Галерея меж тем приходит в аварийное состояние, капитальный ремонт со стороны фирмы, берущей за аренду деньги, не предвидится. Разве что сам комбикормовый завод сделает это в порядке благотворительности. Хотя государственному интересу уже давно бы пора проявиться. Этому есть веские причины.

 

А может, в 5 раз больше!

Продовольственная безопасность края – под большим вопросом. Сами знаете, чем мы питаемся и сколько стоит килограмм парной свинины. Комбикормовый завод выпускает в месяц до 1,5 тысячи тонн разных видов кормов. А может, выпускать в 5 раз больше, до 10 тысяч тонн в месяц, соответственно, до 120 – в год! Оборудование, проектная мощность позволяют, а используются на 20 процентов!

Тогда другой вопрос: а кому сегодня нужны эти корма? Число потребителей ограничено. В числе основных – ГУ СХП «Пионерское» (птицефабрика), свинокомплекс в Елизове и десятки мелких сельхозпроизводителей.

Разумеется, расширяться этот рынок будет. В перспективных планах края – создание в Сокоче большого современного свинокомплекса, планируется строительство птицефабрики по производству бройлеров, есть другие проекты. Это не может не радовать. С появлением в Сокоче канадских хрюшек годовая потребность в комбикорме вырастет на 7 тысяч тонн. Чуть меньше сегодня – потребность птицефабрики, а она потребляет 70-80 процентов от всего производимого объема. Для каждого понятно, что с увеличением объема выпуска затраты на килограмм продукции становятся меньше. Так что все мощности комбикормового завода должны быть задействованы!

 

Что выгодно стратегически?

Сами заводчане мечтают о том, чтобы мелькомбинат наконец­то «восстал из мертвых». И дело не только в проблеме с галереей. Отходы от мукомольного производства (отруби, жмых) можно прекрасно использовать в производстве комбикорма (сейчас – завозим). Комбикорм – многокомпонентный продукт. Если интересно, туда входят различные фосфаты, витамины и микроэлементы (премиксы), соль (экстра), известняковая мука, соевый жмых, рыбная мука (источник протеина) и, разумеется, ячмень, кукуруза и пшеница. Из всех компонентов только рыбная мука поставляется камчатскими фирмами. Все остальное – завозное.

А мелькомбинат в Петропавловске не работает с 2000 года. Производственные мощности сохранены, даже кадры сохранены – люди до сих пор работают на комбикормовом. Вспоминают, как выпускал мелькомбинат до 30 тысяч тонн муки в год, обеспечивая не только Камчатку, но и ряд городов Крайнего Севера.

Конечно, тема мелькомбината – отдельная, и наша газета к ней вернется, но несомненно, что есть вопросы комплексные, особенно в такой отрасли, как выпуск продукции из зерна. Поясню: мы уже коснулись темы поставки зерна и дороговизны этого процесса. Пора бы вспомнить и старый опыт 1980-х годов по доставке зерна на Камчатку. Это когда у нас воробьи появились. Экономика тех лет и сегодняшнего дня особо не отличается. Не знаю, выболтаю ли страшную тайну, но импортное зерно по-прежнему дешевле отечественного. Транспортные расходы по доставке зерна в 5 (!) раз меньше, чем доставка из ближайших регионов России. Та же Сибирь, откуда сейчас привезли зерно – уберите затраты на железную дорогу и перегрузку во Владивостоке. И еще прикиньте: вместо 4 пароходов – 1 рейс для обеспечения годового цикла. Экономия за год на одном только транспорте – к сожалению, пока только на бумаге – более 50 млн рублей!

Работа с иностранными зерновыми компаниями – это курорт. Зерно – идеальное, сервис, сами понимаете, буржуйский, никаких тебе взяток, уговоров… Одно только условие:  иностранцы готовы поставлять зерно в объеме не менее 20 тысяч тонн. Все остальное для них – семечки, на которые внимания не обращают, в переговоры не вступают. Не менее 20 тысяч тонн! Своим пароходом, в любые сроки. При «живом» мелькомбинате – проект вполне реальный и экономически выгодный. И хлеб был бы дешевле, и комбикорм потерял бы в цене пару рублей.

Впрочем, и сейчас комбикормовый завод от импортного зерна и возможности сэкономить отказываться не собирается. Хранилища позволяют принять сразу 15 тысяч тонн, есть еще небольшие резервы (об этом – чуть позже), но можно привлечь и хранилища партнерских предприятий. А при пуске мелькомбината – это 24 тысячи тонн единовременного хранения! (Так и хочется повторить: нам просто необходимо привести этот объект в порядок, мелькомбинат нужен Камчатке не в качестве памятника нашему же легкомыслию!) Как и беспорядок, порядок обладает свойством распространяться – работает один завод, а рядом заработал комбинат, и уже включились системные экономические рычаги, и уже продукция может, должна стать дешевле. И не будут у прилавков ругаться люди, и собаке достанется лишний кусочек… Про грядущие выборы я уж вообще промолчу!

 

Чтобы покупать дешевле, платить надо вовремя

При снижении себестоимости комбикорма – могу предположить – и должников у завода будет меньше. Это больная тема, потому что рентабельное предприятие сегодня «купается» в долгах. Выбирать клиентов пока не приходится, поэтому продукция часто отпускается в долг. У самых значительных покупателей комбикорма – самые значительные долги. Около 77 млн должна птицефабрика. В августе ей отгрузили продукции на 12 млн рублей, а получили только 6 млн. При этом птицефабрика дотируется из бюджета, а комбикормовый завод – не дотируется.

Из-за неплатежей должником становится и комбикормовый завод – берет кредиты, гасит, снова берет. Свободных оборотных средств нет, и на каждую закупку зерна – снова к банкам. Опять же – системный фактор, только со знаком минус. И в нашем кармане – минус, потому что в цене комбикорма еще 2 процента – это деньги, отданные банкам за кредиты, за невозвращенные потребителями долги. Вывод: хотите покупать продукцию дешевле, вовремя платите по счетам. Любопытный факт: до 2005 года, когда была пущена птицефабрика, комбикормовый завод выпускал 3 тысячи тонн продукции в год (сейчас – 1,5 тысячи тонн в месяц), долгов не имел, зарплату работники получали вовремя.

 

Первая забота – вторая очередь

Деньги заводу нужны, чтобы стать еще лучше. Созданный в 1999 году, он и сегодня представляет образец продуманного производства. Использование пневмонасосов, в частности, избавило завод от пыли, шума, неприятных запахов. Пульт управления заводом все гости сравнивают с пультом управления газопроводом в Соболеве. Всюду автоматика, контроль, на постах - только дежурные. Весь производственный процесс обеспечивает коллектив из 40 человек. Почти все здесь – с момента образования завода, случайных людей нет.

И хочется этим людям, знающим завод «от и до», запустить вторую очередь производства. Вторая очередь – это пристройка к заводу, построенная в том же 2000 году, где должно разместиться более 90 бункеров, предназначенных для хранения компонентов. Я уже говорил, что комбикорм – продукт многокомпонентный, вот для этих добавок и предназначены бункеры с автоматизированной подачей любого компонента. Сейчас эту работы выполняют люди – вручную, из огромных 2-тонных «мешков». Это единственное место на заводе, где труд человека остался ручным. Хотя – лежит оборудование, ждет своего часа. Смонтируют это техническое чудо – людям станет легче работать, автоматика покажет свои возможности – для любого клиента можно сделать комбикорм по индивидуальному заказу, с увеличением или снижением любого компонента. Очень ценное качество с учетом того, что сельхозпроизводители у нас в большинстве своем имеют небольшие хозяйства, у каждого свои проблемы и пожелания. Так что пуск второй очереди – не просто блажь, а необходимость, движение вперед. И не забудьте: вторая очередь – дополнительная возможность для увеличения объема хранимого зерна.

Еще один момент: на камчатский рынок комбикорм завозится и с материка. Товар у конкурентов похуже качеством – гранула растирается пальцами почти в пыль, ничего значительного там не увидеть, соответственно, и питательная ценность корма под вопросом. Да и цену привозному товару коммерсанты подгоняют под камчатскую продукцию. И на заводе каждому посетителю всегда объяснят преимущества своей продукции, проведут по цехам, складам, расскажут о производстве, дадут потереть те же гранулы – пусть каждый сам увидит, из чего состоит хороший корм.

 

Посмотрите сами

- Мы живем по принципу открытых дверей, - говорит генеральный директор комбикормового завода Александр Калугин. Сам он, кстати, родом из Петропавловска­Камчатского, знаком с крестьянским трудом не понаслышке. – Завод всегда открыт для людей, секретов у нас нет. Есть технологические окошки, все можно увидеть своими глазами. Мы не готовимся к приходу гостей, не наводим аврально порядок, а работаем в обычном режиме. И чистота у нас обычная.

Завод искренне заинтересован не просто в гостях, а в клиентах, в предпринимателях, готовых распространять товар во всех районах Камчатского края. Пока основная точка продажи комбикорма – на рынке 30 км, в Елизове. Но уже начались переговоры с предпринимателями из Милькова, Эссо, Ключей. Предоставляя коммерсантам агентскую скидку, завод стимулирует продажи комбикорма в регионах по заводской цене. И это тоже может иметь свой положительный системный фактор: кто-то начнет свое домашнее хозяйство, а кто-то создаст целый бизнес – всем от этого только польза.

Вот такой непростой завод, работающий в жестких объятиях системных факторов. И история этого завода, и его сегодняшний день говорят о многом. Многом, что необходимо сделать, чтобы жизнь на Камчатке стала лучше и хоть чуточку дешевле.

 

Владимир Гусев

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.