29 августа рефрижератор «Коммунары Николаева», пройдя Северный морской путь (СМП), доставил из Петропавловска в Санкт-Петербург первую партию камчатской рыбы.
«Коммунары Николаева» вышел из Петропавловска 29 июля. Таким образом, переход занял ровно месяц. На борту судна находилось 4.725 тонн горбуши и кеты.
Напомним, что в этом году ряд дальневосточных компаний решили отправить лосось в центральные регионы России Северным морским путем. Для этого были зафрахтованы рефрижераторные суда усиленного ледового класса. Вслед за «Коммунарами Николаева» вышли рефрижераторы «Капитан Пряха» (4.864 тонн) и «Берег Надежды» (примерно 8 тысяч тонн). Итого, почти 18 тысяч тонн. Всего же речь идет об отправке морем порядка 40 тысяч тонн лосося.
Доставка рыбы Севморпутем в Санкт-Петербург имеет неоспоримые преимущества. Она помогает миновать проблематичный транзит через порты Дальнего Востока и РЖД. Кроме того, в Северной столице мощная инфраструктура, которая располагает достаточным количеством складов и обеспечивает более быстрый доступ к потребителю. Это позволяет хранить рыбу столько времени, сколько необходимо, чтобы без издержек и спешки искать покупателя. В таких условиях можно ориентироваться на средний опт, продавать продукцию постепенно, исходя из ситуации на рынке. Отправка первых партий по Севморпути снизила напряженность в транзитных портах. Там уже нет тех проблем, которые были 2 года назад.
Но здесь есть свои минусы. Во-первых, таможня обязала суда перед отправкой в центральную Россию проходить в Петропавловске таможенное оформление, хотя владельцы груза надеялись работать в режиме «большой каботаж». Те рефрижераторы, которые уже были готовы отправиться в путь из Карагинской подзоны, были вынуждены идти в противоположном направлении чтобы оформиться. В результате, была потеряна неделя.
Во-вторых, рыбопродукция в номенклатуре «Атомфлота» пока не указана, что отражается на стоимости. Если перевозка тонны леса стоит 118 рублей, то такой же объем рыбы обходится более чем в тысячу рублей. Так, доставка 4.725 тонн лосося на «Коммунарах Николаева» потянула на 6,138 млн рублей, с учетом НДС. Впрочем, это все равно дешевле чем железной дорогой, которая в летний период задирает тарифы на перевозку до 10 рублей за кг. Хотя, с другой стороны, доставка по РЖД немного быстрее: путь с Дальнего Востока до Санкт-Петербурга может занять около 2,5 недели.
В Федеральном агентстве по рыболовству (ФАР) уверены, что все проблемы, возникшие при использовании Северного морского пути, будут решены, в результате плюсов окажется больше.
Как заявил глава ведомства Андрей Крайний, он добивается снижения тарифов на провозку Северным морским путем для рыбаков раза в 4. По его словам, он уже провел предварительные переговоры на эту тему с Федеральной службой по тарифам, Росатомом, Минтрансом и «Атомфлотом». По прогнозам ФАР, в 2012 году с Дальнего Востока в центральную часть России по Севморпути будет доставлено не менее 100 тысяч тонн лосося.
Правда, есть одна проблема, устранить которую вряд ли удастся, - Китай. Как ни крути глобус, эта страна для доставки дальневосточного лосося ближе. Она заинтересована в поставках рыбы и всегда может предложить более выгодные условия для продавцов.
Николай ГОРЕЛОВ
Рефрижератор «Коммунары Николаева»
Порт приписки: Санкт-Петербург
Год и место постройки: 1989, СССР
Дедвейт: 7.912 тонн
Водоизмещение: 12.697 тонн
Длина габаритная: 133,95 м
Ширина габаритная: 18 м
Высота борта: 10,7 м
Осадка: 7,88 м
Скорость: 15 узлов