Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Неучёных – тьма

17:16
4004

Глядя на заполняющую улицы Петропавловска приезжую рабочую силу, становится вполне очевидным: проблему безработицы на Камчатке перевешивает проблема дефицита работников. Речь идет не только о низкоквалифицированных рабочих. Территория задыхается от недостатка специалистов в различных областях.

 

Горожане в полном неведении

По данным центра занятости Петропавловска-Камчатского, спросом пользуются бухгалтеры, инженеры различных специальностей, менеджеры, врачи, техники, не спадает спрос на строительные специальности. Рынок труда Петропавловска испытывает постоянную потребность в преподавателях-предметниках средней школы, преподавателях в системе специального образования, воспитателях детского сада. Кроме того, по результатам проверок, проведенных Контрольно-счетной палатой краевого центра, установлено, что администрация городского округа сама испытывает потребность в квалифицированных специалистах.

Тем временем в Петропавловске живет немало молодых людей, которые стремятся к знаниям, но не имеют средств, чтобы самостоятельно оплачивать учебу. И, что приятно удивляет, в бюджете города предусмотрены средства на обучение такой молодежи. Оплата обучения регламентируется специальным положением, утвержденным городской Думой краевого центра 28 декабря 2005 года №257-р – о порядке подготовки специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа.

Согласно положению такое преимущество имеют выпускники, окончившие школу на  «хорошо» и «отлично», победители региональных и городских олимпиад, обладатели золотых и серебряных медалей «За особые успехи в обучении». Обучаться за счет средств городского бюджета также имеют право дети-инвалиды, дети-сироты, дети из малоимущих и многодетных семей.

Однако городская Дума, видимо действуя по принципу «делай добро и бросай его в воду», приняв в 2005 году данное положение, за 6 лет так и не удосужилась поинтересоваться в администрации – а как оно исполняется? Зато насколько эффективно и целенаправленно работает этот замечательный документ, недавно проверила Контрольно-счетная палата Петропавловска-Камчатского. И практически сразу же выяснилось: администрация города в лице департамента социального развития (ДСР) этим положением попросту не пользовалась. За последние годы не было размещено ни одного объявления, ни одного материала в СМИ с информацией о наличии этого прекрасного документа. В результате, горожане не знают о существовании положения, дающего им право обратиться за поддержкой в оплате обучения детей.  А потому документ все годы с момента его принятия не работал. Единственное, чем занимался департамент все это время, – финансировал обучение студентов, которые якобы были направлены на обучение еще в 2002-2003 годах управлением образования города, которое давно реорганизовано. Кстати, правопреемником управления образования этот департамент не является, поэтому и платить-то, строго говоря, права не имел.

 

За кого платим?

Когда КСП начала проверку, выяснилось, что документы, которые свидетельствовали бы о том, что  управление образования направляло этих выпускников на учебу,  отсутствуют.  А значит, абсолютно не понятно, почему департамент соцразвития решил платить именно за этих людей. Из 23 человек, за которых платит ДСР в течение 2009-2010 годов, правомерность оплаты обучения подтверждена только у 9. Почему город должен платить за остальных? Могут ли работники ДСР подтвердить, что это дети-отличники или дети-сироты, словом, имеют ли они право на данную поддержку? Руководство ДСР ответило честно: поскольку нет документов, то и уверенности такой нет. Но, оплачивая учебу на неизвестных им самим основаниях, они якобы выполняют обязательства, принятые предыдущей администрацией.  Впрочем, что руководители ДСР вкладывали в понятие  «предыдущая администрация», они раскрыть так и не смогли. Это и немудрено, ведь власть в стране не менялась, да и на территории Петропавловска не имело места военных переворотов, оккупанты на город также не посягали. Списки на оплату обучения для ДСР якобы подготовили и представили сами учебные заведения.  Но по какой причине учебные заведения включили в списки именно этих людей, а не каких-то иных, в ДСР также не имели понятия. Но продолжали платить.

Логично, что КСП проверяла исполнение положения 2005 года, которое действует на сегодняшний день и регламентирует порядок оплаты обучения выпускников школ за счет средств городского бюджета. Но поскольку выяснилось, что оно вообще не исполняется, возник вопрос: чем руководствуется ДСР? И тут всплыла поражающая воображение информация: в ДСР попытались объяснить, что раньше действовало другое положение, которое было утверждено решением городской Думы в 2002 году, но утратило свою силу в 2005 году, в связи с принятием нового документа. Нонсенс, но при исполнении бюджета департамент пользовался документом, утратившим силу…

Дабы попытаться хоть как-то обосновать действия ДСР, аудиторы взялись изучать положение 2002 года. Но выяснилось, что деятельность департамента в части оплаты обучения специалистов не соответствует и этому документу. Так и осталось загадкой, чем руководствовался ДСР - сигналами ли из космоса, прямыми указаниями неких вождей, но точно не легитимным документом.

Интересно, что между положениями 2002 и 2005 годов есть определенные отличия. Действующий документ 2005 года, каким бы несовершенным он ни являлся, имеет явные преимущества. Положение предусматривает заключение договоров со студентами, обучаемыми за счет средств города, о том, что после окончания обучения они 3 года отработают на предприятиях, в учреждениях города либо Камчатского края. Однако ни с одним из 23 студентов такой договор заключен не был (!).

Положением также предусмотрено, что список специальностей, на которые город обучает людей, определяется реальной потребностью на основе статистических данных, в том числе - городского центра занятости населения и структурных подразделений самой мэрии. Вопиющий факт: Петропавловск, чей архитектурный облик ярко описан в кратких, но емких высказываниях первых лиц государства, не имеет главного архитектора. Однако ни одного человека на эту специальность за бюджетные деньги город не выучил. Между тем положение не устанавливает ограничения обучать выпускников школ именно в камчатских вузах. Быть может, разумно отправить талантливую молодежь, заключив с ней необходимые договоры, в ведущие вузы страны, чтобы город получил действительно квалифицированных специалистов?

Однако учились ребята в ДВГУ (специальность – юрист), ДГТУ и в английском лицее. Последний является негосударственным образовательным учреждением дополнительного образования (не предоставляет ни среднего, ни высшего профессионального образования). Как это учебное заведение попало в нормативный правовой акт, регламентирующий порядок направления выпускников на учебу в учреждения среднего и высшего профессионального образования, не понятно.

 

Когда начнем работать?

Итак, в течение 9 лет новых специалистов администрация города не обучала, информацию о наличии у горожан подобной возможности не размещала, положение не работало. Однако деньги на эти цели выделялись и не осваивались.  ДСР – главный распорядитель и получатель этих средств – считал, что это не их задача. Тогда чья? Быть может, сити-менеджер собственной персоной должен искать по городу жаждущих знаний молодых людей?

Еще один замечательный момент заключается в том, что, на неизвестных основаниях платя деньги за тех 23 счастливчиков,  ДСР еще и не отслеживал процесс и результаты учебы студентов. Только по требованию аудиторов КСП департамент направил в вузы соответствующий запрос. В результате выяснилось, что один из студентов, обучавшийся по муниципальному контракту не один год, добровольно отказался продолжать обучение.  Бюджетные деньги ушли в песок, не принеся счастья ни городу, ни лично бросившему вуз юноше.

Что предлагает Контрольно-счетная палата? «Положение 2005 года не идеальное, его нужно перерабатывать, приводить в соответствие с действующим бюджетным законодательством и, возможно, принимать в виде городской целевой программы, - считает председатель КСП Андрей Новиков. – Ведь идея заложена отличная. Но нужно определиться, мы хотим оказывать некую аморфную социальную помощь или хотим тратить деньги на конкретные цели, имея в виду абсолютно предсказуемый, понятный, просчитываемый социально-экономический эффект. Мы поддерживаем талантливую молодежь, а они после обучения делятся с городом полученными знаниями. В данном же случае люди не понимали, что они делают, зачем, и при этом не несли за свои действия никакой ответственности. В очередной раз сработал стереотип современного чиновника в его худшем виде – бездушного нажимателя кнопок».

Результаты контрольного мероприятия КСП направила в прокуратуру Петропавловска-Камчатского для рассмотрения в рамках прокурорского надзора и для принятия мер прокурорского реагирования. Прокуратура пока хранит молчание.

 

Мария ШУПЕНИК 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.