Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Река Большая свободна для рыбаков. И от чавычи тоже

19:59
5149

9 лет назад я покинул Камчатку, и сейчас с нетерпением ожидал снова очутиться на р.Большой, чтобы окунуться в процесс поимки королевы дальневосточных лососей – чавычи. Сколько незабываемых впечатлений об этой рыбалке хранятся в памяти, ей посвящал, бывало, и свои отпуска. Как-то пройдет предстоящая рыбалка, когда ты не полновластный хозяин положения, а всего лишь гость? Это мне только предстоит узнать.

Но ни в начале, ни в последующие дни июня с.г. мне не удалось выбраться на Большую. Медленно тянулись дни и недели. Наконец, свершилось!

Преодолев расстояние от Петропавловска до Усть-Большерецка за 2,5 часа на хорошем джипе, мы высадились на левом берегу Амчагачи. Бросились в глаза отреставрированные, некогда ветхие дома на берегу реки. Значит, жизнь не угасла в этом уголке Камчатки, люди работают и живут с надеждой на лучшее будущее.

Раньше мы лицензии на лов чавычи приобретали «с боями» в Петропавловске-Камчатском, а сегодня их без проблем можно приобрести здесь же, в Усть-Большерецке. И новому порядку в организации современного лицензионного лова можно дать положительную оценку.

В конце 1960-х и в 1970-х годах чавычу разрешалось ловить только членам охотничьих и рыболовных обществ. Старожилы помнят, как у деревянного 2-этажного здания «Камчатрыбвода», на ул. Партизанской, выстраивались длинные очереди. Люди ночевали здесь, обогреваясь кострами, лишь бы купить заветные лицензии, которые всегда почему-то отсутствовали к началу открытия сезона. Нам было не понятно, почему нельзя продавать их заранее, начиная хоть зимой.

Но еще большее издевательство над народом творилось на лицензионном участке в устье р.Начилова, который составлял не более 200 метров. В сезон хода чавычи здесь парковались сотни автомобилей. Жаждущие улова стояли, как говорится, плечом к плечу, и новичку, не умеющему забрасывать спиннинг через голову, там делать было нечего. Лично я пытался в течение 5 лет (!) втиснуться между рыбаками, но… Посмотрев, что зачастую рыбаки старше меня по возрасту, многие - ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, оставил это безнадежное занятие.

Рыбаки-любители нашего КВО-56 (коллектив военных охотников №56) обратились с открытым письмом на эту наболевшую тему через областную газету к властям и «Камчатрыбводу». Последующие открытые обращения рыбаков-любителей в «Камчатрыбвод» с предложениями по организации лицензионного лова чавычи на спиннинг, в конце концов, дали положительный результат. А пока… Шли годы, мы с товарищами упорно продолжали ездить в Начилово, надеясь на удачу.

На каждой рыбалке мы встречали отчаянных парней, которые, рискуя попасть в лапы рыбинспекции, проходили мимо нас с низовья Большой с тяжело нагруженными рюкзаками: из них, словно опахала, покачивались в такт ходьбы большие хвосты красавиц-чавыч. Однажды и у нас сдали нервы, мы с другом решили рискнуть и порыбачить выше устья Начилова. 10-килограммовая чавыча стала моим трофеем как раз в тот момент, когда к нам подъезжала моторная лодка. Встреча с начальником Усть-Большерецкой рыбинспекции, всем известным неподкупным А. Цигильнюком, закончилась для нас плачевно, с протоколами и штрафами.

С середины 1980-х годов был расширен лицензионный участок по основному руслу р. Большой, от устья р. Начилова до начала протоки Шефской, а позже и до 9-й тони. Но и этот шаг мало что изменил в ситуации с любительским ловом чавычи. Да, возможностей у рыбаков появилось больше, но мест, где была вероятность поимки чавычи, по-прежнему оставалось мало. Мы продолжали писать в газеты и журналы, настаивать на расширении лицензионных участков, где у рыболовов был бы выбор. И, самое главное, просили власти ввести полный запрет на сетной лов, под какой бы вывеской он ни проходил. Предупреждали о необходимости строжайшего запрета лова сетями в р. Большой. Мер не было принято. Результат очевиден – чавычи в р. Большой стало крайне мало.

Да, ловить спиннингом сейчас разрешено, начиная от совхоза «Большерецкого» и заканчивая устьем р. Большой, по всем ее многочисленным протокам. Такое бы счастье рыболовам предоставить в прошлом веке! А сейчас, по нашему мнению, это решение запоздало. В подтверждение сказанного продолжу рассказ о нашей последней рыбалке-2011.

Никто не спорит, что стало удобней покупать лицензии непосредственно у владельцев лицензионных участков: выбирай какой тебе нравится и рыбачь. Только вот рыбы в «свободной» реке не стало, а если и случается поклевка, то на блесну садится мелкая чавычка. Об уловах прошедшего века приходится лишь вспоминать. Из своего 30-летнего опыта скажу, что чавычу весом по 15-17 кг, хотя бы по одному экземпляру, ловил на Большой почти каждый сезон. 20-килограммовые чавычи попадались раз в 5 лет. Кроме того, мною на спиннинг были пойманы две чавычи по 27 кг, а одна - 36 кг, причем все самцы, многократно побывавшие в сетях.

- Саша, да тебе крупно повезло! Не успел приехать и сразу поймал чавычу. Я 3 года мотался в Усть-Большерецк, за это время ни одной поклевки! – так говорил Николай Бусов, мой старый знакомый по рыбалкам и единомышленник, член правления краевого охотничье-рыболовного общества, человек неравнодушный, болеющий за будущее Камчатки. На протяжении последних десятилетий он активно выступал в защиту интересов простых рыболовов, критикуя позиции рыбвода, а также областное руководство, разоблачая его бездействие и, в итоге, потворствование браконьерскому сообществу всех мастей.

Я как мог утешал его, мол, та чавычка вряд ли может быть предметом гордости чавычатника со стажем, поскольку веса в ней было не более 4-5 кг. Мы договорились с Николаем Николаевичем встретиться через пару недель, чтобы обстоятельно поговорить о наболевшем.

…Итак, наша компания состояла из опытных чавычатников. Хорошая лодка, мощный мотор позволяли попытать счастья где пожелает душа. В Усть-Большерецке мы приобрели лицензии, в оставшееся световое время вечера отправились на протоку Тарасовскую. Результат рыбалки – ноль! Если не считать одной слабой поклевки.

Не теряя надежды, поднимаемся вверх, до истока протоки Шефской, делаем две остановки. Места идеальные, но рыбы нет. После такой разведки боем настроение моих товарищей почти упадническое. Но все же решили утром поехать на рыбалку. Так и поступили.

Тихое субботнее утро. Вода в реке небывало высокая для этого времени, но светлая. Маршрут прежний, сначала проверим протоку Тарасовскую, затем проскочим на Шефскую. Рыбаков на реке удивительно мало. Потеряв на Тарасовской протоке драгоценные утренние часы и окончательно убедившись что рыбы в ней нет, сматываем удочки и летим на полном газу на Шефскую. Но и там нас не ждала удача. Вернувшись назад, на Большую, решили порыбачить. И когда на протяжении 2 часов никто ничего не поймал, на последнем забросе я почувствовал долгожданную поклевку. Ну, а дальше - дело техники…

В этот день мы поднялись до протоки Якутовой (некогда такой желанной для рыбаков), и только там нашему водителю Николаю повезло. Чавычка весом в пределах 5-6 кг стала его трофеем…

Разве можно было представить, что нам, спиннингистам, в прошлые годы позволили бы рыбачить где угодно? Нет, конечно. Сейчас мы делали остановки в таких местах, куда в прошлые годы простому смертному рыболову и не снилось попасть. Но, увы… Река была пустой. Причина, догадаться нетрудно, – промышленный и браконьерский сетной лов.

О катастрофическом положении популяции чавычи на р. Большой автор писал не раз в камчатской прессе и российских рыболовных журналах. Конечно, многое изменилось за последние годы в деле организации спортивного лова в лучшую сторону. Большая стала доступной для рыбаков на всем ее протяжении. В то же время, и это самое главное, она стала свободной от чавычи!

Друзья говорят: ты слишком долго отсутствовал, забудь о своих трофеях прошлых лет, не надейся поймать таких же чавыч.

Выход из создавшегося положения видится один: полный запрет на сетной лов в любом его виде и под любым предлогом (хотя бы в виде моратория на 10-15 лет) в реках Аваче и Большой. Полагаю, что спиннингисты поделятся с ихтиологами чешуей для научных целей, и не нужно для этого держать специальные бригады орудующих сетями, добыча из которых вряд ли на 100 процентов попадает к ученым. Поверьте, что браконьеры воровали и будут воровать, как и те, кто занимается сетным ловом под видом ассоциаций КМНС.

Только спиннинг должен быть разрешен на Большой и Аваче.

Это даст возможность заниматься любительским ловом многочисленному отряду камчатских рыболовов, привлечет гостей с материка, как результат – безбедное существование фирм, занятых обслуживанием рыболовов. Именно владельцы лицензионных участков, наряду с общественностью, должны встать на защиту своих кровных интересов.

И если нам, всем заинтересованным рыболовам и предпринимателям, не включиться в борьбу за спасение чавычи, то в скором времени о былых рыбалках остаются только воспоминания ветеранов и фотографии с трофейными чавычами из прошлого века.

 

Александр ТЕРЕЩЕНКО, член Союза фотохудожников России

Фото автора

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.