Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Большая семья не роскошь, а радость

18:00
4251

В наши дни государство озабочено демографической ситуацией, разрабатываются специальные меры, направленные на стимулирование рождаемости, введен материнский капитал, пропагандируются семейные ценности. Все это здорово. Но для любящих людей, у которых эти ценности в крови, материальные трудности никогда не были преградой для роста семьи, хотя они и причиняют, конечно, массу неудобств. К таким редким семьям относится и семья Константина и Ларисы Страх, живущая в Петропавловске.

Эта семья стала многодетной в 1990-е годы, которые сейчас называют самыми тяжелыми в послевоенной истории России. Не секрет, что многие супруги тогда не решались «обременять» себя потомством – годы спустя это явление назвали «демографической ямой», и мы до сих пор еще не в полной мере осознали его последствия для страны. А Константин и Лариса пополнили свою семью третьим ребенком, фигурально выражаясь, прямо посреди этой «ямы» – в 1995-м. К тому времени они уже прошли этап тотального дефицита, отпуск цен и жизнь по талонам с двумя детьми. Окончание трудного десятилетия ознаменовалось для семьи рождением еще одного младенца. Сейчас их четверо: Алексею уже 24, он вполне самостоятельный молодой человек, живет в Новосибирске; в этот же город приехала учиться Таисия, ей 22, она успешно окончила вуз и уже имеет месяц трудового стажа. Константину в январе исполнится 17, он учится в 11-м классе, готовится поступать в Российский государственный университет нефти и газа. А младшая Полина – 6-классница, она увлечена иностранными языками и танцами. Эти четыре человека – гордость и источник неиссякаемой радости для родителей. Хотя на заре своей семейной жизни они не планировали иметь много детей.

С первого взгляда…

Говорят, что браки заключаются на небесах, что свою настоящую вторую половинку найдешь даже на другом краю земли. Встреча Константина и Ларисы это подтверждает. Он – житель белорусской деревни Крева, окончил техникум, отслужил в армии, работал на заводе в Минске. Она – дочка военнослужащего с Камчатки, студентка пединститута, приехавшая на каникулы к подруге. Встретившись взглядами на улице Кревы, юноша и девушка вряд ли понимали, что отныне и навсегда только в этих глазах захотят видеть собственное отражение, искать поддержку и одобрение. Они понравились друг другу с первого взгляда, встречались 2 недели, которые оставались Ларисе до отъезда домой, а потом… 2 года писали друг другу письма.

- Вообще-то, я не люблю писать, - признается Лариса Ивановна. – Но Косте писала часто, как и он мне.

За это время девушка окончила институт, получила диплом учителя математики, отработала первый год в школе и осознала, что в ее жизни появилась еще одна любовь – учительская работа.

Когда Лариса вновь приехала в Креву и встретилась с Константином, они поняли, что не расстанутся больше ни за что, и назначили день свадьбы.

- Мои родители, конечно, были потрясены, - рассказывает Лариса Ивановна. – Хоть мама и сказала, провожая меня в отпуск, мол, смотри там, замуж не выйди, это была просто шутка. И тут мы ставим их перед фактом.

Родители приехали на свадьбу дочери, где и познакомились с новой родней. Свадьбу играли в Креве: шумную, веселую, когда гуляет вся деревня, половина которой – родственники. А потом молодые уехали на Камчатку.

Маленькие помощники

Первенец родился через год, и почти сразу за ним (мама даже из декрета не вышла) на свет появилась дочка.

- Сын, когда Тая родилась, сразу повзрослел, стал самостоятельным, даже на ручки никогда не просился. Напротив, старался помогать во всем. С 4 лет в магазин сам ходил, в очередях стоял. Поставлю его, а сама бегом домой, дочку спать уложу – и обратно. А он стоит, серьезный маленький мужичок, - вспоминает Лариса Ивановна.

Когда подросла Тая, родился Костя, но теперь у мамы было целых два помощника. В этот период семья попыталась начать новую жизнь на материке: год попробовали пожить у родителей мужа в Креве, потом еще год на Украине, у родителей Ларисы.

- Не понравилось, - признается она. – Я без Камчатки себя не представляю, не могу без нее, да и муж, попробовав пустить корни на материке, понял, что дом наш здесь, в Петропавловске. Решили вернуться, и я очень этому рада.

Если мама – учительница

Есть устойчивое мнение, что дети учителей предоставлены сами себе, потому что мама все время занята работой. Лариса Ивановна утверждает, что может быть и по-другому. Она все время держала тесный контакт с детьми, и даже сейчас, когда старшие живут в другом городе, они продолжают много общаться с мамой и рассказывать ей все свои секреты.

- Приходилось, конечно, дела откладывать, беседовать с детьми, а потом по ночам делать работу, - рассказывает она. – Да и школа была рядом с домом, дети могли в любой момент забежать ко мне. Я всегда очень много им читала, с выражением, с эмоциями, они с удовольствием слушали - то смеялись, то плакали - и сами полюбили чтение.

Константин Михайлович тоже старался все свободное время посвящать детям. В выходные все вместе ездили на дачу, в Паратунку или отправлялись куда-нибудь в поход.

Когда дети были маленькие, родители не обсуждали при них проблемы, а когда малыши подрастали, их посвящали в тонкости распределения семейного бюджета.

- Мы показывали: вот зарплата, нам нужно купить то и это, спрашивали, что посоветуете? – рассказывает Лариса Ивановна. – И дети понимали, на что тратятся деньги, и никогда не требовали ничего для себя, не капризничали, знали: по мере возможности мы осуществим их желания.

На поддержку от государства рассчитывать не приходилось. То отговаривались, что вы, мол, полная семья, то доходы превышали прожиточный минимум.

- Потому что я за любую подработку бралась, - говорит многодетная мать, - что бы мне ни предлагали – ни от чего не отказывалась. И выходило, что из-за каких-то 200-300 рублей свыше прожиточного минимума мы не вправе пользоваться льготами. Некоторые многодетные тогда разводились, чтобы быть еще и одинокими матерями – тогда кое-какая помощь была, подарки детям на Новый год давали. Но из-за этого разводиться?! Мы сами были в состоянии детям конфеты купить. Материальное обеспечение – не самое главное в жизни, главное, чтобы ребенок был не обделен любовью и вниманием, чтобы у него был внутренний стержень сформирован.

В школе Лариса Ивановна становилась для своих детей учительницей – ее называли по имени-отчеству и никаких поблажек не ждали. Да они и не требовались: дети хорошо учились и учатся. Старший сын, Алексей, был увлечен точными науками, и после побед на областных олимпиадах по математике и физике получил приглашение из новосибирского Академгородка на бесплатную учебу в университете. На него равняется и младший брат, хотя его страсть – биологи и химия. Он решил поступать в университет нефти и газа им. Губкина в Москве. Девочки находят время не только на учебу. Таисия обожала заниматься рукоделием: вышивкой, макраме, ходила на танцы. В том же танцевальном коллективе занимается сейчас Полина – это ансамбль «Изюминка», базирующийся в школе №3.

Будете удивлены, но и Лариса Ивановна позволяла себе такую роскошь как хобби: она очень любит шить, шила наряды и себе, и детям.

Притом, что она многодетная мать, эта неутомимая женщина, оптимистка до глубины души, еще и прекрасный педагог. Сейчас она преподает математику и работает завучем в 39-й гимназии, а до этой должности у нее всегда было классное руководство. Лариса Ивановна помнит всех своих учеников, со многими поддерживает отношения – ее выпускники, приезжая в Петропавловск, обязательно собираются у нее. И тогда она откладывает все дела, говорит детям: «Мои придут!», и они помогают ей готовить и накрывать стол.

- В 46-м лицее у меня был класс первый год, и мы заняли с ним 2-е место в конкурсе «Лучший класс года», - рассказывает учительница. – До сих пор ребята мне звонят, ждем каникул, когда можно будет встретиться.

Муж не возражает, что двери их дома всегда открыты для учеников Ларисы Ивановны: он сам вырос в учительской семье, знает, что такое влюбленный в работу педагог.

- Я люблю этих детей, - просто говорит Лариса Страх, - мне с ними очень интересно. И пусть нынешние дети сильно отличаются от старших поколений, они гораздо больше знают, хотя и менее ответственны, меньше нацелены на труд, все равно они замечательные, и мы растем вместе с ними!

Даже Путин бессилен…

Семья живет в старом 2-этажном доме, в котором безнадежно протекает крыша. Куда только ни обращались многодетные родители с этой проблемой – никто не в силах им помочь! И на приемы к градоначальникам Лариса Ивановна ходила дважды в год, как на работу, и в суд обращались, и есть решение суда, предписывающее коммунальные службы крышу залатать, но… Видимо, слишком сложная эта задача.

Однажды в гости к детям приехал папа Ларисы Ивановны с Украины. Он сфотографировал мокрые заплесневелые стены и написал письмо Путину, приложил фото и попросил помощи. После этого к дому привезли доски, бросили во дворе и оставили на месяц.

- Папа позвонил, спрашивает: починили вам дом? Нет, отвечаю, - рассказывает Лариса Ивановна. – Он еще раз Путину написал. После этого сделали обшивку дома, но крышу так и не починили…

Это и есть самая большая проблема семьи, хотя и к ней они находят силы относиться с юмором. Здесь всегда надеются на лучшее и стараются думать о хорошем, а проблемы, как известно, оптимистов избегают.

Эмма КИНАС

Фото из архива семьи СТРАХ

От редакции

Уважаемые сотрудники администрации Петропавловска! Просим вас обратить внимание на дом, в котором проживают герои этой публикации (ул. Труда, 5). Пожалуйста, найдите возможность починить протекающую крышу, сделайте жизнь людей более комфортной! Если не вы, то кто же?

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.