Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Пленённый Сахалин

17:50
4164

Остров Сахалин, прильнувший к берегам Приамурья в южных водах Охотского моря, и отстоящая от него всего на 8 сотен километров Камчатка до недавнего времени не могли похвастать творческой близостью. На память приходят лишь концерты корякского ансамбля «Мэнго» в Южно-Сахалинске. Было это давно - 34 года назад! Но этой осенью, кажется, все стало меняться. «Ансамбль «Нулгур» покорил Сахалин навсегда», – такое признание появилось в Интернете по итогам участия быстринского коллектива в международном фестивале национальных культур «Содружество – Дальний Восток, 2011». Мне довелось быть свидетелем настоящего триумфа эвенских артистов под руководством Галины Федотовой на сахалинской земле. И еще раз убедиться: мастерство наших – камчатских! – фольклорных ансамблей по-настоящему высоко, и является для многих эталоном служения искусству.

Но сначала был Хабаровск, где «Нулгур» остановился на 2 дня по приглашению архиепископа Хабаровского и Приамурского Игнатия. Благодатный служитель церкви, оставивший на Камчатке могучий духовный след, по-прежнему с любовью вспоминает наш край. Именно по его инициативе на сцене Хабаровской краевой филармонии состоялся большой благотворительный концерт ансамбля «Нулгур», средства от которого уже направлены в помощь отдаленным приходам Хабаровской епархии. Владыка, как всегда, был крайне внимателен. Он перенес на сутки запланированный отъезд, чтобы увидеть концерт и сказать переполненному залу свое благодарственное слово. Он организовал поездку артистов по храмам Хабаровска, познакомил их с единственной на Дальнем Востоке духовной семинарией, ректором которой является, и даже помог с транспортом…

Осенний Южно-Сахалинск встретил танцоров летним зноем, обилием цветов и сверканием серебристых фонтанов. Галина Саменко, заведующая отделом культуры коренных народов Севера сахалинского Центра народного творчества, ставшая на время куратором и гидом камчатцев, радовалась встрече: она уже сотрудничала с «Нулгуром» на аналогичном фестивале 2009 года, в Благовещенске и Китае. К тому же на севере Сахалина летом того же года солист и балетмейстер ансамбля Кирилл Ичанга проводил мастер-классы и семинары для коренных жителей острова. Так что совсем не случайно Центр народного творчества пригласил к себе эвенский ансамбль на неделю раньше основных  фестивальных событий. Галине Федотовой со своими подопечными предстояла поездка вглубь острова, в места компактного проживания аборигенов, для оказания их коллективам творческой помощи.

Многое стало ясно уже на вокзале: вагон заселяли руководители художественных коллективов Сахалина, чтобы везде сопровождать «Нулгур» и учиться у камчатских мастеров.

И мчался поезд по морским берегам залива Терпения, и устремлялся в лесистые горы, преодолевая весьма резкие для железной дороги подъемы-спуски. Сахалин раскрывал свою нежную красоту… Еще не наступило утро, когда поезд прибыл в п. Тымовское. Нежданно хлынул теплый дождь, и артистам пришлось спешно прятать свой немалый сценический багаж в поджидавший их автобус.

Тымовское – центр острова. От Южно-Сахалинска – 500 км. Местность напоминает мильковскую долину. Вдали – на западе и востоке – тающие в пространстве хребты. Рядом – многоводная р.Тымь, бегущая с южных склонов горы Лопатина, высшей точки Сахалина… Почти на неделю Тымовск (так любят называть жители свой поселок) стал творческой базой для всех, кто изучает древнюю культуру аборигенов. Здесь Галина Федотова вела свои ежедневные мастер-классы, отсюда совершались выезды в отдаленные села. Конечно, все безоговорочно решил первый концерт «Нулгура». Он прошел 16 сентября, в с. Молодежном, и состоял из трех частей, повествующих о древних традициях коряков, ительменов и эвенов. Зрители и руководители местных коллективов были ошеломлены яркостью и эмоциональной силой концертной программы. Когда же на следующий день ансамбль показал в Тымовском свой знаменитый этнографический спектакль «Путешествия шамана в иных мирах», всем стало ясно: достичь столь высокой художественной глубины весьма и весьма не просто.

Да, все познается в сравнении. Камчатка привыкла к своим национальным коллективам, свыклась с большим числом многолюдных праздников. Нам кажутся совершенно естественными частые выезды ансамблей в далекие от полуострова края. Мы знаем имена артистов и их наставников. Порой критично относимся к некоторым постановкам. Довольно часто сетуем на нехватку средств. Но вот, оказавшись в другом регионе, начинаешь сопоставлять. И непременно приходишь к приятному выводу: творческие силы национальных ансамблей – наивысшее духовное украшение Камчатки. Восхищенные «Нулгуром» сахалинцы так и твердили в один голос: «Как у вас здорово! Как динамично живет культура! Нам еще расти и расти до вашего – камчатского – уровня!».

В основе этих успехов лежат фундаментальные причины. Александр Гиль, основавший «Мэнго», создавший уникальную хореографическую школу северян и воспитавший непревзойденных артистов, дал старт надежному и стремительному развитию искусства северян. Та же Галина Федотова успела в «Мэнго» не только научиться сценическому мастерству и стать первоклассной солисткой. Она взяла на вооружение принципы, которыми руководствовался Александр Васильевич. Во-первых, содружество поколений: ветераны и молодежь – непременные соучастники творческого процесса. В «Нулгуре» знатоки национальной культуры Сергей Адуканов, Кирилл Ичанга, Октябрина Перхун, опытные танцоры Егор Коерков, Дарина и Афанасий Черкановы блистают вместе с талантливыми юными звездочками: Еленой Федотовой, Дарьей Тылкановой, Еленой Акимовой, Валентиной Пелат, Иваном Коляда. Вдобавок (так было и на Сахалине) Федотова с удовольствием включает в свои программы общепризнанных мастеров корякской сцены (таких, как Лидия Чечулина, Василий Баранников), что еще заметнее повышает творческий дух коллектива.

Принцип второй – не довольствоваться достигнутым. С этой целью «Нулгур» пускается в экспедиции по Быстринскому району в поисках этнографических знаний, посещает дальние районы Корякии, обменивается опытом. Помнит Федотова и о том, что молодежи необходимо учиться. А потому – даже в ущерб действующему составу – отправляет своих подопечных на учебу в Петропавловск, Хабаровск… Но и это далеко не все. Хореограф не считает зазорным приглашать в ансамбль на отдельные постановки других именитых знатоков Севера, возит артистов на творческие школы, проводит на базе ансамбля научно-практические конференции. Она же берет на себя и нелегкую миссию решения финансовых проблем, включая сотрудничество со спонсорами. В результате, мы имеем коллектив, который считается на Камчатке самым непоседливым, самым «кочующим» («кочевники» ведь по-эвенски - «нулгур»).

2-недельная поездка по острову, под пристальным вниманием трех десятков сахалинских хореографов, – еще одна солидная страница в биографии ансамбля. Каждый концерт – овации. Каждый мастер-класс Галины Федотовой – обстоятельный шаг к познанию культур коряков, ительменов, эвенов. Собственно, все это предопределило и успех «Нулгура» в заключительных мероприятиях фестиваля «Содружество – Дальний Восток, 2011», проходивших в Южно-Сахалинске. Камчатцы не затерялись в созвездии мастеров из Москвы, Новосибирска, Республики Тывы, Сахалина, Китая, Японии. Особенно впечатлила программа «От Москвы до самых до окраин», которую на сцене «Чехов-центра» представляли Московский государственный ансамбль танца «Русские сезоны» и наш «Нулгур». А потом гремел грандиозный гала-концерт, на пл. Победы, сверкал в вечернем сахалинском небе праздничный фейерверк. И наступили минуты расставания с друзьями, которых у быстринских артистов вновь стало несоизмеримо больше…

 

Валерий Кравченко

Фото автора

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.