Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил...
Николай Заболоцкий
День учителя... В который раз накануне главного дня в моей жизни я перелистываю альбом с фотографиями и тихо улыбаюсь. Одна фотография, другая, вот еще одна... Я и мои ученики. Счастливые и такие родные. И я вместе с ними. В руках цветы. Их всегда так много, что невозможно удержать. Целый ворох. Они рассыпаются. Ребята провожают меня и помогают донести до дома этот бесценный груз признательности и благодарности.
Той же дорогой, но наедине с собой и с пустыми руками возвращается из школы другой учитель... По-разному оценивают нас дети. По-разному складываются отношения между учителем и его учениками. Почему так происходит? Что лежит в основе этих отношений?
Посмотри в зеркало: ты улыбнешься – и оно тебе ответит улыбкой, ты печалишься – и оно нахмурит брови, ударишь его – то же получишь в ответ. Так и в учительской работе. Только взаимопонимание, сотрудничество, справедливость, разумная, взаимная, уважающая личность требовательность в сочетании с эрудицией педагога, ежедневная кропотливая работа, теплота отношений способны принести желаемый результат.
Если мои ученики не хотят учиться, виноваты не программы и учебники. Виновата только я: это недостаток моего профессионального мастерства. Воздействие на ученика в процессе сотрудничества – и есть продолжение саморазвития учителя: остановившись на чувстве собственной непогрешимости, мы не развиваем и не развиваемся: в лучшем случае – стоим на месте, в худшем – ...
Я учитель. И в моей работе много проблем. Работать совершенно по-новому невозможно, в точности скопировать чужой опыт нельзя. Это не безразмерная одежда, которая подойдет каждому.
Как же мои знания станут их знаниями? Я должна заинтересовать, еще лучше – удивить. Тем, что стало уже редкостью: культурой речи, строгостью и необычностью прически и одежды, гуманностью поступков, добрым словом, просто улыбкой.
Педагогика – вся моя жизнь и все в моей жизни. Я живу и работаю не столько для того, чтобы дать знания, сколько для того, чтобы создать условия: мои знания должны стать толчком к поиску, толчком к творчеству. Ибо конечная цель – не знание само по себе, а умение найти правильное решение.
Мы работаем вместе. Сначала мой ученик соучастник, затем творец. Я удивлю, потом объясню, покажу способ деятельности – он откроется мне, поймет и поверит, что знания нужны ему, скажет: «Я могу!» – и воспользуется ими.
И мой труд вернется ко мне в признании и любви моих учеников. Это и есть счастье учителя.
Вокруг меня всегда дети. И цветы. Дети – цветы. Цветы – дети. И я вместе с ними.
Учитель