Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Владимир СЕМЧЁВ: «Город возрождается»

18:56
4313

Более 3 месяцев минуло с тех пор, как в Петропавловске-Камчатском не просто сменилась власть, а поменялась сама ее система. Ушли в прошлое всенародные выборы градоначальника. Главу города 18 июня депутаты городской Думы избрали из собственного состава – соответствующие изменения в устав города были внесены еще весной, после добровольной отставки Владислава Скворцова. Новым главой Петропавловск-Камчатского городского округа, совмещающим и должность председателя городской Думы, стал Владимир Семчев.

Появилась в городе и новая руководящая фигура – глава администрации города, он же – сити-менеджер. Им стал Сергей Кондрашин, в недавнем прошлом – глава комитета по управлению имуществом мэрии Петропавловска, который после увольнения Скворцова исполнял обязанности главы города.

Чем отозвалась для города и горожан новая система управления краевым центром, станет ли он от этого чище и благоустроеннее? Возможно, по истечении 3 с небольшим месяцев делать выводы и рановато. Однако мы попробуем, и спросим об этом и многом другом Владимира Семчева, главу Петропавловска.

 

- Владимир Андреевич, успела ли показать свою эффективность новая форма управления городом?

- Заглянем в историю. Глав города сменилось немало, а проблемы росли снежным комом. Градоначальники, избираемые всенародно, процентов на 80 исполняли хозяйственные функции, однако каждый из них мнил себя великим политиком и проявлял соответствующие амбиции. И всегда имели место некие конфликты между главами региона и главами краевого центра, что не могло позитивно отражаться на  жизни города. Недовольство населения росло, состояние города ухудшалось. Неэффективность такой схемы была налицо. Потому городские депутаты и решили попробовать альтернативную схему, предусмотренную федеральным законодательством, чтобы добиться более эффективной системы управления хозяйством города. Это было ответственное решение, далось оно непросто и не сразу.

 

- Как делятся полномочия главы города и главы администрации города?

- В моих полномочиях – нормотворческая деятельность, контроль деятельности администрации Петропавловска. У главы администрации, Сергея Кондрашина,  сосредоточились хозяйственные функции - организация структуры административно-хозяйственного управления, конкретные административные решения. Ко мне перешла политическая составляющая.

Кондрашин принят на должность сити-менеджера на 5 лет, с ним заключен контракт. В ближайшее время депутатский корпус города примет либо не примет управленческую структуру, которую он нам представит, и будет готов оценивать его деятельность на основании его отчетов. Пока Сергей Геннадьевич обязан отчитываться перед Думой, в соответствии с уставом, раз в год, но мы имеем право потребовать отчета в любую минуту, и он обязан выполнить это требование. Важно, что в новой схеме депутаты наделены функциями в любую минуту спросить с сити-менеджера за плохую работу и применить к нему административные меры в соответствии с Трудовым кодексом, вплоть до увольнения. Достаточно 1/3 депутатского состава, чтобы поставить этот вопрос. Здесь учитывается мнение губернатора и ответственность губернатора. Ведь 30 процентов состава комиссии по отбору кандидатуры сити-менеджера – это представители правительства края. То есть все мы - одна команда.

 

- Прошло 3 месяца. Достаточный ли это срок для подведения первых итогов?

- Для первых выводов - самое время. Прежде всего, достаточно взглянуть на город для того, чтобы понять, что происходят позитивные изменения. Кроме того, прекратились обсуждения отношений между главой города и губернатором края. Город увидел, что первые лица и города, и региона озадачены решением общих проблем – как наладить жизнь.

 

- Неужели царит полное единодушие?

- Есть проблемы, есть споры, но все вопросы решаются на уровне внутренних управленческих решений. Я получаю недовольные отзывы горожан на работу администрации и, в свою очередь, адресую сити-менеджеру информацию о проблемах, которые необходимо учесть. Что-то решается не сразу, но все держится на контроле. Человек в должности главы администрации всегда помнит, что к нему могут быть применены административные меры.

 

- Заметные кадровые изменения среди первых лиц администрации происходят?

-  Изменения достаточно серьезны. 1-м заместителем неожиданно для многих стала Елена Панченко, которая прежде работала заместителем гендиректора по экономике морпорта. Считаю большим плюсом, что этот человек не является выходцем из структуры городской администрации. Поменялись руководители в системе ЖКХ. Ключевую должность заняла Лина Литвинова, до этого назначения – министр ЖКХ края. Это сильный профессионал. Сменился руководитель нашей крупнейшей управляющей компании - УЖКХ.  В администрации больше не работает Ирина Препелица, которая длительное время возглавляла правовой департамент.

Хотя работа администрации пока только налаживается, изменения видны невооруженным глазом: продолжается работа по восстановлению дорог, территории обслуживаются, убираются, идут интенсивные стройки жилья. Администрация не выдает разрешений на строительство торговых центров на «красной линии», остановился захват детских площадок.

 

- То есть в центре города не возникнет новых уродующих облик Петропавловска построек?

- Наверняка поступление заявок от желающих построить те же торговые центры продолжится. Но так слепо, как это было, земля выделяться не будет. Предприниматели будут обязаны выполнить ряд жестких требований. В частности, везде должны быть предусмотрены бесплатные парковки, ведь автомобиль сегодня такая же жизненная необходимость, как авторучка или сотовый телефон. Кроме того, если речь будет идти о той части городского центра, где стоят металлические гаражи и валяется мусор, такие территории нужно застраивать. В любом случае будет детальный, взвешенный подход, с учетом мнения жителей и интересов города.

 

- Горожане  высказывают жесткие претензии к работе руководителей департамента земельных отношений, комитета по управлению имуществом… 

- Работать этим чиновникам или нет – решать главе администрации. Это его подчиненные.  Он должен решить, переучить их, перенаправить или расстаться с ними. На сегодняшнем этапе вмешаться в работу сити-менеджера, заставить его кого-то уволить, я считаю неправильным. Мы его выбрали, должны дать ему время.

 

- В мэрии существует кадровая проблема?

- Кадровый голод велик. Толковых, грамотных специалистов перекупает бизнес, предлагая зарплату вдвое, втрое выше. А руководить городом должны люди, хорошо разбирающиеся в хозяйственной деятельности, в юриспруденции, умеющие заниматься организацией производства. К сожалению, уровень зарплат муниципальных служащих не является стимулом к тому, чтобы такие профессионалы надолго задерживались  на муниципальной службе.

- Поступила информация, что администрация города якобы пытается навязать ОАО «Автобусный парк» взять в «Солид-банке» кредит в 120 млн рублей на покупку новых автобусов. У ряда депутатов возникли опасения, что такой кредит для предприятия непосилен, приведет к банкротству «Автобусного парка».

- Идея правильная, ведь все видят, на каких развалюхах ездят горожане. Система пассажирских перевозок должна быть четко отлажена – с прохождением медосмотра водителей, контролем технического состояния автобусов, вплоть до мониторинга движения маршрутов.  Контролировать частников очень сложно. Поэтому администрация города приняла решение полностью обновить муниципальный автопарк. По качеству и надежности хорошо себя показали корейские автобусы «Daewoo». Решили купить около 70 автобусов. Нужен кредит. Директор ОАО «Автобусный парк» представил бизнес-план, в котором обосновал перспективу за 7 лет рассчитаться по кредиту. Но ряд депутатов и специалистов этот бизнес-план сочли, как минимум, неубедительным, а кредит – прямым путем к банкротству предприятия. В результате, директор «Автобусного парка» представил более подробный бизнес-план, который на данный момент устроил всех.  6 октября заседала рабочая группа, лично я задал директору «Автобусного парка» ряд жестких вопросов, из ответов на которые понял, что руководитель полностью владеет ситуацией.

 

- В связи с необходимостью расплачиваться по кредиту ждет ли горожан подорожание проезда в автобусе?

- От инфляции никуда не уйти. Но важно то, что при составлении этого 7-летнего бизнес-плана учитывалась именно сегодняшняя стоимость проезда, без учета дальнейшего его роста. И этот жесткий подход – еще одна гарантия того, что автобусный парк обновится, кредит будет погашен, а на жителей не ляжет дополнительного бремени оплаты проезда.

 

- Каковы перспективы строительства новых дорог в черте Петропавловска?

- Строительство развязки 8 км – «Северо-Восток» - «Кирпичики» запланировано, но определенности со сроками пока нет. Однако проект готов, и при наличии финансирования можно приступить к работам. Проблемный участок – «КП». У администрации города есть предложение, уже адресованное одной из компаний, каким образом разгрузить дорогу и сделать удобные бесплатные парковки. 

 

- А существует ли генеральный план застройки Петропавловска?

- Он существует, выставлен на сайте администрации города. Это стратегический генплан. В соответствии с ним город разбит на зеленые, жилые, промышленные зоны, дороги. Разработка детализированного генплана еще впереди.

 

- Владимир Андреевич, хотя многие проблемы ЖКХ и ушли в прошлое, электроэнергия и тепло у нас все еще непозволительно дороги. Что вы думаете об этом как профессиональный энергетик, проработавший в системе «Камчатскэнерго» 37 лет?

- Эту тему я не оставляю. Надеюсь, недалек тот день, когда начнется реализация моего проекта металлургического производства, которым нужно загрузить все резервные мощности, что уже снизит стоимость электроэнергии. Но необходимо решить еще один очень серьезный вопрос. Основные генерирующие источники на Камчатке имеют износ от 60 процентов и более. Мы стоим перед проблемой: что с ними делать?  Моя точка зрения: существующие мощности, безусловно, нужно поддерживать, но строить новое, используя Богом данный, неисчерпаемый природный потенциал. Речь идет прежде всего о строительстве гидроэлектростанции  на р. Кроноцкой. Эта река, 40 км длиной, вытекает из озера, расположена на высоте 400 м, рыбы в ней нет. Каждую секунду 250 мегаватт электроэнергии впустую вытекают в океан! С 1965 года существовал проект строительства этой ГЭС. Но строили все что угодно другое, дорогое и низкоэффективное, коптящее небо. Одна эта ГЭС решает проблемы энергопотребления всей Камчатки, а стоимость киловатта в 15-20 раз дешевле существующей!

Второй энергетический клондайк – это Пенжинский район, где необходимо строить приливную электростанцию. Это сооружение могло бы стать мировым шедевром энергетики. 78 тысяч мегаватт составляет ее мощность. Этого хватит, чтобы снабдить энергией весь Дальний Восток, Сибирь и еще половину Китая. Для сравнения: знаменитая Саяно-Шушенская ГЭС – всего 7 тысяч мегаватт.  Эту энергию мы могли бы использовать не только для собственных нужд. Ее можно продавать в товаре, как делает Исландия. Представьте, у нас самый дешевый киловатт. Везите сюда продукцию, перерабатывайте! А пока Камчатка сама увозит отсюда свое сырье.

 

- Как продвигаются эти проекты?

- Вопрос по Кроноцкой ГЭС - в стадии принятия решения. Энергокомпаниям, которые приходили на Камчатку, эти проекты не были интересны. Их принцип: чем более затратный проект, тем больше денег в кармане. Сегодня в камчатскую энергетику вливается Росгидро. Губернатор провел с ними переговоры и сообщил, что идея строительства Кроноцкой ГЭС встречена с пониманием и с желанием реализовать этот проект.

Что касается реализации проекта по Пенжинской ПЭС, потенциальные инвесторы есть, и вопрос будет решаться уже в ближайшие недели.   

 

- А газ нам на что?

- Жечь газ на выработку электроэнергии – самый примитивный и неэффективный способ его использования. Должна развиться целая индустрия. Это производство автомобильного топлива, масел различного применения, изделий из пластмассы, другой продукции.

 

- Скоро Петропавловск отметит День города. Что для вас этот праздник?

- Родители привезли меня на Камчатку из Амурской области 5-летним ребенком, в 1949 году. Закончил школу, затем 10 лет получал образование - сначала в Омске, затем в Новосибирске. Учился для того, чтобы вернуться на Камчатку и приложить свои знания и силы здесь. С 1970 года живу и работаю на полуострове практически безвыездно. На моих глазах происходило становление города. Немногие помнят, но одно время Петропавловск считался лучшим городом Дальнего Востока! С болью вспоминаю 1990-е, когда город умирал, кругом были выбитые окна, вымерзающие без тепла и электричества дома. Сегодня город возрождается. Петропавловск я считаю своей родиной, и День нашего города – это ее день. 

 

Мария ШУПЕНИК

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.