Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Семеро одного ждут

19:25
3928

Эта многодетная семья сложилась не очень давно – в 2005 году, и сложилась в буквальном смысле из двух половинок. Мужчина один воспитывал дочерей-двойняшек, у женщины тоже распался первый брак, подарив дочь. Так что когда эти двое полюбили друг друга и решили соединить свои жизни, они сразу стали многодетной семьей. А вскоре один за другим родились сыновья, и сегодня папа Алексей и мама Елена воспитывают пять детей.

Территория этой счастливой семьи расположена в весьма неподходящем для нее месте – на 5-м этаже общежития, в двух комнатах, общей площадью 32 кв.м. На лестнице меня обогнал молодой мужчина и сказал: «Вы, наверное, к нам?». Неужели он многодетный отец? Среди моих ровесников это большая редкость… Но каково бы ни было мое удивление, это был именно он – Алексей Фетченко, 36-летний отец большого семейства. Причем отец опытный, с 13-летним стажем, прошедший и борьбу за жизнь своих девочек, и, если можно так выразиться, суровую школу материнства.

 

«Такая няня нам не подходит!»

Мария и Анастасия получили свои прекрасные имена спустя неделю после рождения, тогда же о двойняшках узнали родственники и друзья семьи. Целую неделю крошки были между жизнью и смертью, и даже когда стало ясно: они выкарабкались,  врачи не успокоили молодых родителей. Готовили к худшему, даже предлагали оставить девочек. Слишком серьезны были патологии. Но отец и помыслить не мог о том, чтобы отказаться от дочек, и с этого времени его жизнь оказалась полностью подчинена заботам о малышках. Им было около года, когда мама решила, что ей нужна другая жизнь. Алексей Фетченко стал одним из немногих отцов-одиночек, сложности усугублялись слабым здоровьем девочек, особенно Марии. Порок сердца, ДЦП, хронический пиелонефрит – больницы, врачи, процедуры, полеты на операцию…С огромной благодарностью Алексей говорит о своей матери, которая помогала ему тогда, и до сих пор оказывает колоссальную поддержку. 

Алексей выкраивал время, чтобы зарабатывать на жизнь. Его, строителя, официально на работу не брали (и не берут), поскольку он ухаживает за ребенком-инвалидом, а это занятие имеет статус  профессиональной деятельности. Государство даже выплачивает трудоспособному мужчине компенсацию – целых 1.900 рублей! К счастью, Алексею удается находить возможности для заработка, и семья сводит концы с концами.

Малышкам нужна была няня, и отец тщательно подбирал кандидатуру. Одной из претенденток он отказал по той причине, что у нее был свой маленький ребенок. Девушку звали Елена. Ей не суждено было стать няней девочек, но как бы она удивилась, если бы ей сказали тогда, что она станет их мамой! Теперь, когда Алексей и Елена вспоминают эту попытку трудоустройства, они радуются, что все случилось именно так: «Возьми я ее на работу, семьи бы у нас не сложилось», - говорит Алексей. «Видимо, есть что-то свыше, что нас ведет и направляет», - добавляет Елена.

 

О постоянном и временном

Они жили в одном районе и время от времени встречались на улице. Однажды Алексей предложил несостоявшейся няне подвезти ее до магазина. По пути разговорились – и разговор этот продолжается до сих пор. Молодые люди поняли, что они должны быть вместе, несмотря на все сложности. Жить пришлось у мамы Алексея, в 2-комнатной квартире. В одной комнате ютились молодожены и три девчонки, ставшие сестрами. Иришка на год моложе двойняшек, дома о ней говорят «девочка с характером», любит все делать по-своему. Как все дети, сестры то тоскуют друг по другу, то играют с упоением, то ссорятся, в общем, скучать не приходится не им, не родителям.

Примерно в это время у главы семейства появилась еще одна постоянная «работа» - ходить по кабинетам, собирать бесчисленные справки, стремясь попасть в очередь на получение жилья и приблизить тот заветный момент, когда у семьи появится собственная квартира.

Как хотелось бы сказать, что этот день не за горами! Но пока, к сожалению, городские власти лишь нашли решение, которое с большой натяжкой можно назвать компромиссом между полным отсутствием жилья и поддержкой многодетной семьи с ребенком-инвалидом. В 2005 году Фетченко получили две комнаты в общежитии. Им сказали, что это «временное жилье» - с той поры прошло уже 6 лет. Двойняшки на пороге 13-летия, Ире скоро 12. Семья выросла: старшему сыну Данилу уже 5, младшему Кириллу – 3 годика. В комнате мальчишкам тесно, они хватают свои игрушечные мечи и выбегают в коридор с задорными боевыми кличами. «Вот такая коридорная жизнь, - улыбается мама Лена. – Мы их называем «общаговские дети»…».

У девчонок через коридор – «своя» комната на троих: раскладывают диван и кресло-кровать, и комната превращается в одно сплошное спальное место. Днем эта комната – учебный кабинет для Маши, и сестры не имеют туда доступа. К Маше приходят учителя, а с нынешнего года она еще и получает дистанционное обучение от преподавателей педагогического колледжа.

 

Между молотом и наковальней

По российскому законодательству Маше, как ребенку-инвалиду, положена отдельная комната. Девочке нелегко приходится в общаге, где туалет расположен в другом конце длинного коридора, а душ находится в подвале. Комната девочек холодная, против грибка и сырости бессилен любой ремонт…

Куда только ни обращался Алексей Фетченко, а добился лишь того, что их поставили в очередь на жилье, и очередь – 3.525-я! Бывший градоначальник Скворцов лично приходил сюда.

- Он мне сообщил, что так жить нельзя, - горько усмехается отец семейства, - назначил своего помощника, сказал, что решат проблему. Но этот помощник только дал мне список документов (которые я и так уже собрал) для того, чтобы встать на очередь. Вот и вся помощь.

Более того, находятся настолько циничные чиновники, что советуют: «А вы накопите на квартиру да купите». А то и откровенно угрожают: «Будете сильно права качать, придем с комиссией и заберем детей в детдом». Мол, раз не хватает квадратных метров на каждого члена семьи – пусть дети в казенном заведении побудут, пока квартиру не купите.

- Мы как меж двух огней находимся, - признается Елена. – Комиссии к нам ходят несколько раз в год. С одной стороны, они нас упрекают, мол, неплохо живете, могли бы и на квартиру накопить, а с другой стороны – если увидят, что мы бедно живем, тут же придет опека и лишит нас родительских прав…

Нормальному человеку совершенно ясно, что между «неплохо живете» и «накопите на квартиру» лежит огромная финансовая пропасть! Попробуйте-ка обеспечить это «неплохо» для пяти детей! Много останется в копилку? Те, у кого хотя бы двое, легко ответят на этот вопрос. (К слову, в семье Фетченко мама работает – нашла место с неполной занятостью, хотя, в сущности, она привязана к дому из-за Машиного домашнего обучения.)

Непонятно другое: почему городская власть не проявляет никакого стремления помочь этой семье? Ведь строится в Петропавловске жилье! И квартиры порой получают совершенно асоциальные элементы, которые и в старых домах не платили ни копейки, и в новых не платят. Неужели нельзя кого-то из таких злостных должников поселить в общежитие на место Фетченко, а им предоставить благоустроенную квартиру?

 

Землевладельцы

Нынешним летом у семьи появилась долгожданная отдушина – дачный участок с домиком. О нем с восторгом рассказывают и дети, и родители:

- Как там здорово! Все лето на свежем воздухе, детям очень нравится! Грядок у нас не много, все оборудовано для детского отдыха. Папа купил надувной бассейн, какое это для ребят счастье! А в следующем году мы хотим устроить футбольное поле для мальчишек на заброшенных участках! Осенью никто в город возвращаться не хотел – на даче нам жилось чудесно.

Такое чудо стало возможным благодаря социальному контракту. У семьи Фетченко есть очень хорошие друзья, о которых они сказали много добрых слов. Это центр социальной помощи семье и детям. Фетченко давно стали постоянными посетителями центра, девочки с огромным желанием занимались в театральном кружке, участвовали в выставках детского творчества. С горящими глазами они рассказывают о праздниках, которые устраивает коллектив центра для детворы, для детей-инвалидов. Родители, помимо всего этого, отмечают отзывчивость сотрудников центра, всегда готовых помочь в любой ситуации. Вот и любимая дача появилась у семьи благодаря предложению, поступившему от центра социальной помощи.

Вообще же, технология социального контракта введена в некоторых регионах России по поручению Президента Дмитрия Медведева и в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В Камчатском крае ее курирует министерство социального развития и труда. Целью социального контракта является улучшение качества жизни малоимущих семей.

- Нам предложили на выбор несколько вариантов помощи, и мы выбрали самое важное для нас, - рассказывает Алексей Фетченко. – Во-первых, мы долго не могли устроить Кирилла в детский сад, а по этой программе его легко направили в садик, причем в тот же, в который мы водим Данила. Во-вторых, мы выбрали дистанционное обучение для Маши. Педагоги ее хвалят, говорят она молодец, занимается с желанием. А в-третьих, нам помогли осуществить давнюю мечту – приобрести дачу. Так что мы очень благодарны, и считаем, что программа замечательная, реально работающая и помогающая таким семьям как наша.

Да, этим молодым родителям приходится преодолевать много трудностей, но унынию в их доме места нет. Зато в нем находится место любимым питомцам – птицам амадинам, спаниельке Герте, множеству красивых комнатных растений (это страсть Елены). Мальчишки пока еще малыши, а девочки уже готовят к праздникам настоящие концерты: сами пишут сценарии, сочиняют стихи, придумывают танцы. И именно в этой тесной комнате собирается по праздникам вся многочисленная родня. Говорят, здесь веселее, на душе теплее. Пожелаем же, чтобы как можно скорее у этой счастливой семьи появилась по- настоящему своя, просторная и уютная, территория!

 

Эмма КИНАС

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.