Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Василий КАПЛЮК: «Без помощи государства промысловый флот обновить невозможно»

01:02
6926

ООО «Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина» последние годы набирает и увеличивает производственные мощности, развивает свое береговое хозяйство, стремится к обновлению промыслового флота. Как в прошлое бурное время добрая трудовая слава об этом предприятии и его легендарных рыбаках широкой волной катилась из края в край по всему Советскому Союзу, так и сегодня (по количеству годовой добычи рыбы, мощности своего промыслового и вспомогательного флота) колхоз остается одним из самых крупных предприятий Камчатки и всей России.

2011 год близится к концу, вскоре предприятие подведет окончательные итоги работы за год. Но уже сегодня понятно, что колхоз им. Ленина сработал на совесть, и по ряду показателей лучше чем в прошлом году. Чем живет предприятие сегодня, какие планы и проекты готовится осуществлять в скором будущем, об этом – в беседе с заместителем председателя рыболовецкого колхоза им. Ленина по флоту Василием КАПЛЮКОМ.

 

- Василий Михайлович, с какими результатами предприятие готовится встретить 2012 год?

- В течение 2011 года коллектив колхоза достиг абсолютно всех целей, которые мы ставили по выбору квот. По всем районам наши суда сработали отлично. В этом году как никогда на лососевой путине взяли 6 тысяч тонн. Хотя своих ставных неводов у нас нет, в свое время нас ими обделили, но флот участвует в приемке и обработке лосося.  Здесь наш флагман – плавбаза «Виктор Гаврилов», во главе с капитан-директором Виктором Таровым, которая работала на востоке Камчатки и приняла порядка 3 тысячи тонн лосося, а на Сахалине - еще около 1 тысячи тонн рыбы.

 

- Какое место колхоз им. Ленина сегодня занимает среди других рыболовецких предприятий Камчатки?

- Если говорить об объемах добычи, мы стабильно вторые после «Океанрыбфлота». В этом году добыли более 70 тысяч тонн рыбы. Соответственно, наше предприятие – одно из самых крупных камчатских налогоплательщиков.

Сейчас заканчивает выбор квот наш крупнотоннажный флот. БАТМ «Сероглазка» работал на сельди в Олюторском районе, а вскоре отправится на добычу минтая в Охотское море.

В этом году мы приступили к модернизации флота. БАТМ «Михаил Старицын» после лососевой путины пошел в Далянь на переоборудование. На судне произведено глобальное переоборудование. С БАТМа «вырезали» старый завод по производству замороженной рыбы, поставили новые линии, шкафы. Это даст возможность на порядок увеличить производительность. Корабль пошел в Пусан, где возьмет небольшое снабжение, к Новому году подойдет в наш порт, а затем отправится в Охотское море для дальнейшей работы.

 

- Какую продукцию выпускает сегодня колхоз? Где ее можно купить?

- Во-первых, мы ловим минтай, макрорус, кальмара, сельдь. На следующий год наука обещает добавить ОДУ на сельдь, и Камчатка будет с хорошей олюторской селедкой. Эту рыбу наша фабрика готовит соленой, солено-копченой в вакууме, в виде пресервов. Эту продукцию камчатцы очень любят, она вкусна и доступна по цене.

В целом, наша фабрика выпускает около 100 видов продукции. Сегодня осваиваем новый вид - черную икру. Конечно, не из осетров, а на основе икры палтуса, которую мы выпускаем давно, и спрос на нее хороший.

В Петропавловске колхоз имеет 3 торговых точки. 2 из них - киоск и магазин «Причал» - находятся в Сероглазке, еще один киоск работает на рынке «КП». Есть планы расширения торговой сети. Работая в этом направлении, наши специалисты столкнулись с определенными трудностями. В наиболее населенных микрорайонах, на «красных линиях» земля, как правило, уже распродана. Тем не менее на следующий год, как минимум, 3 торговых точки дополнительно мы организуем.

Продукцию у нас с удовольствием берут крупные оптовики. Поставляется она и за пределы края. Мы имеем свое торговое представительство во  Владивостоке, сейчас открываем представительство в Новосибирске.

 

- Насколько уверенно предприятие чувствует себя в условиях закрепления квот на 10 лет?

- Тот факт, что квоты закреплены за нами до 2018 года, действительно, дает уверенность в завтрашнем дне, появляется возможность планировать работу. Тем более что ОДУ принципиально не меняется, объемы вполне стабильны. Именно за счет возможности планирования нам и удалось сделать дорогостоящее переоборудование БАТМа «Михаил Старицын». В следующем году произойдет переоборудование плавбазы «Виктор Гаврилов».

 

- А обновление промыслового флота реально потянуть такому лидеру, как колхоз им. Ленина, без помощи государства?

- Обновление флота - это вопрос номер один для рыбаков, наверное, всей России, и наше предприятие – далеко не исключение. Флоту нашего предприятия, в среднем, более 20 лет. Только 2 судна РС-600, «Капитан Муковников» и «Капитан Малякин», имеют возраст 5 лет. Построили мы их, к сожалению, не в России, а в Китае.

 

- Почему «к сожалению»?

-  Дело в том, что в 2018 году, при дальнейшем распределении квот, приоритет будет отдаваться предприятиям, построившим суда в России. Мы этим вопросом очень озабочены, и начали вплотную  заниматься. Были у нас представители Благовещенского судостроительного завода. Мы обратились к ним с просьбой проработать вопрос строительства для нас судов типа РС. Договоренности пока имеют предварительный характер, но уже понятно, что строительство таких судов в Благовещенске обойдется нам значительно дороже чем в Китае.

 

- Государство предпринимает конкретные шаги к тому, чтобы промысловый флот в стране обновлялся?

- В масштабах государства много проектов, планов, но эти шаги пока не превращаются в какое-то четко направленное движение. А ведь действовать давно пора, в России самый старый флот в мире. Суда - самые затратные в части ГСМ, в результате чего в себестоимости продукции 32 процента занимают расходы на топливо, и с каждым годом они растут. На БАТМах в сутки мы сжигаем 20 тонн мазута, а на современном норвежском БАТМе расход топлива втрое меньше, при этом объемы добычи у современных иностранных судов куда больше.  Устаревшая техника, технология тормозят развитие рыболовецких предприятий.

Переоборудование старых судов – не самый лучший выход из ситуации. Нового технического оснащения под это переоборудование в России попросту нет, его приходится покупать за границей.  А ведь именно в России все это должно производиться, у нас должно быть лучше и дешевле. Обидно смотреть, что та же Южная Корея строит отличные суда из зарубежного, в том числе - российского сырья, в том числе - на ввозных энергоресурсах, ведь ничего своего у них нет. Но есть руки и голова…

Построить в России новый БАТМ будет стоить порядка 100 млн долларов.  Никакая компания не осилит такие расходы. Обновлять флот можно только с помощью государства.  

 

- Как работается у вас рыбакам? Как решаются вопросы сохранения и привлечения кадров?

- Еще 3 года назад бывали ситуации, когда суда стояли, неукомплектованные работниками. Но с апреля 2009 года, когда в колхозе был назначен новый председатель Сергей Тарусов, обстановка нормализуется, предприятие развивается, руководство повернулось к людям лицом, и отдача появилась немедленно. Кадровый вопрос удалось поправить. Сегодня проблемы остаются, но таких острых как раньше уже нет. Мы исключили задержку зарплаты. Люди знают, что деньги, которые они заработали, появятся у них на карточке день в день. И это дало возможность закрепить рыбаков на предприятии. Средняя зарплата матроса в море у нас составляет 50 тысяч рублей.

 

- Квалифицированные специалисты приходят на предприятие?

- К сожалению, выпускники КГТУ к нам приходят не так часто как хотелось бы. В основном, на флот идут дети наших же колхозников. Так что спасибо нашим рыбакам, которые образовывают целые трудовые династии. К сожалению, большинство выпускников высшей мореходки стараются устроиться в контролирующие органы. Ведь контролировать всегда проще чем работать.

 

- Как же быть дальше?

- Считаю, что все упирается, опять-таки, в вопросы модернизации. У российских рыбаков должны быть современные автоматизированные суда, где надо работать не «врукопашную», а интеллектом. Пока труд рыбака тяжелый, а зарплата не самая высокая. Если ГСМ в себестоимости продукции составляет сегодня 32 процента, то зарплата - не более 18 процентов. А должно быть, как минимум, наоборот.

Несмотря ни на что, мы движемся вперед, имеем большие планы, над выполнением которых трудимся ежедневно и ежечасно. Хочу сказать огромное спасибо нашим капитанам - Владимиру Тарову, Владимиру Черненку, Олегу Горбунцову, Виктору Федосееву, Андрею Трофимову, Вячеславу Ларину. Благодаря этим людям, их опыту, авторитету среди рыбаков, умению организовать работу колхоз постоянно добивается высоких результатов. Именно на таких людях, капитанах, держится наше предприятие.

От всей души желаю всем нашим колхозникам, а особенно тем, кто сегодня в море, чтобы в новом году удача сопутствовала им, чтобы в семьях царили мир и благополучие!

 

Мария Владимирова

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.