Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Камчатка – молодая, образованная, но… одинокая

17:19
3642

1 февраля, на пресс-конференции руководства Камчатстата, были озвучены окончательные итоги переписи 2010 года. Сейчас в руках у статистиков есть детальная демографическая картина России в целом и Камчатского края - в частности. Картина эта, к сожалению, не вся написана яркими позитивными красками,  местами она радует специалистов, местами огорчает.

 

Камчатка потеряла целый город

Численность населения России сократилась за 8 лет, минувших с прошлой переписи, на 2,3 млн человек, и составила 142 млн 856,5 тысячи человек. Лепта Камчатки в этой цифре всегда была невелика. Но за этот межпереписной период нас стало еще меньше. Население Камчатки сократилось на 37 тысяч человек (в процентном соотношении эти потери еще более очевидны – 10 процентов(!);  для сравнения: Россия, в целом, потеряла 2 процента, на Дальнем Востоке этот показатель – 6 процентов). По сравнению с пиковым 1989 годом, когда численность населения Камчатки составляла 472 тысячи человек, мы потеряли 150 тысяч жителей.

- Мы как-то легко произносим эту цифру – 37 тысяч, - отмечает Ирина Громова, заместитель начальника отдела статистики труда и населения Камчатстата, - но если вдуматься, то, по нашим меркам, это население небольшого города! Например, Елизова, где сегодня проживает 39 тысяч человек.  Получается, что за 8 лет Камчатка, условно, потеряла целый город.

Камчатка не только условно, но вполне конкретно потеряла город. За этот период действительно изменилось количество городов и поселков городского типа, так как 4 из них поменяли статус на сельские населенные пункты – г. Ключи и рп Козыревск Усть-Камчатского района, рп Озерновский и рп Октябрьский Усть-Большерецкого района. В основном, именно поэтому доля городского населения, по данным ВПН-2010, составила на Камчатке 77,4 процента против 81 в 2002 году, что превышает средние российские показатели более чем на 3 процента. Нынче на полуострове 249 тысяч человек относятся к городскому населению, а 73 тысячи – к сельскому.

Сокращение численности населения произошло во всех районах Камчатского края.  Петропавловск потерял более 18 тысяч человек (сейчас здесь проживает 179 тысяч 780 человек). Корякия, в целом, потеряла почти 1/4 своего населения (на сегодня там осталось 18 тысяч 759 человек). К муниципальным районам с самым значительным уменьшением численности жителей относятся Олюторский район (снижение на 30 процентов), Карагинский (28 процентов), Пенжинский, Тигильский и Усть-Камчатский (по 22 процента). Менее всего сократилось население Елизовского и Быстринского районов (на 2 и 4 процента, соответственно).

 

Мы – моложе!

Если численность населения – не самый сильный наш показатель, то, например, по возрастному составу населения Камчатка – в числе лидеров. Старение населения – это мировая тенденция, и этому демографическому «недугу» подвержено большинство развитых стран. Камчатский край несколько выбивается из общих тенденций. Население и у нас стареет, однако гораздо более медленными темпами. Если по России средний возраст составляет 39 лет, а есть и такие города (Рязань, Тула, Тамбов), где эта планка доходит до 42 лет, то на Камчатке средний возраст – 36,7 лет. Мы выглядим довольно молодо на фоне других регионов. Хотя, справедливости ради, стоит заметить: есть и субъекты, которые значительно обскакали и нас – в Чечне и в Ингушетии, например, средний возраст и вовсе 27 лет.

 

Женщины, не отчаивайтесь!

Половой показатель тоже несколько расстроил камчатцев, особенно женскую его часть. Мы долгие годы носили гордый статус «мужского» региона, т.к. в отличие от большинства территорий РФ у нас численность мужского населения превышала женское. По итогам переписи 2002 года в России было зафиксировано всего 5 таких регионов, где сильный пол числом превосходил слабый – Камчатская область, Корякский округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ. Итоги переписи 2010 года оставили в этом ряду лишь одну Чукотку, и то здесь мужчины «выигрывают» с минимальным разрывом всего в 0,2 процента.  Камчатские же мужчины «проигрывают» женщинам уже 0,8 процента.

- Ну, не стоит так сильно печалиться нашим женщинам, - успокаивает руководитель Камчатстата Марина Завадская. – В сущности, если мы переведем потери в конкретные цифры, то получится, что мужчин на полуострове меньше чем женщин всего-то на 3 тысячи. И то этот перевес наступает в возрасте после 40 лет. На 1.000 мужчин у нас приходится 1.018 женщин. А вот по России женская конкуренция острее – на 1.000 мужчин приходится 1.163 женщины. И свой перевес женщины, в среднем по РФ, начинают ощущать уже с 30, а не с 40 лет, как у нас.

Интересные тенденции наметились и в брачном вопросе. По России прошлая перепись выявила забавный факт. По ее итогам получалось, что замужних женщин в стране гораздо больше чем женатых мужчин. Вроде бы, обычной логике такое неравенство не поддается, однако тут статистикам на помощь пришли психологи: они объяснили, что поскольку ответ на этот вопрос переписчики фиксируют только со слов граждан, мужчины, как существа, стремящиеся к свободе, живя в неофициальном браке, предпочитают отвечать «не женат», а женщины, находясь в таком же незарегистрированном браке, уверены, что они все почти «замужем». Так вот, перепись 2010 года эту тенденцию несколько поправила. Разрыв по России между женатыми мужчинами и замужними женщинами сократился. Мужчины все-таки захотели жить в браке.

- Незарегистрированный брак – бич нашего общества последних лет, молодежь не хочет оформлять свои отношения, - рассказывает Ирина Громова.  -  У нас на Камчатке по ВПН-2002 года у живущих в так называемом «гражданском браке» доли распределялись равномерно: у мужчин и у женщин – по 15 процентов от общего количества ответивших на вопрос о браке. Результаты  2010 года нас очень поразили! У мужчин этот показатель подскочил до 19 процентов, а у женщин - до 21. Оказывается, теперь женщины чаще живут в гражданском браке!

На Камчатке по официальным бракам наблюдалась картина, отличающаяся от средней по России. У нас число состоявших в официальном браке мужчин на 2.000  превышало число женщин, состоящих в официальном браке. Эта несостыковка тоже легко объяснялась особенностями нашего пограничного региона. Далеко не за всеми военными на Камчатку приезжали их жены, предпочитая ждать мужа на материке.

По холостякам перепись 2002 года на Камчатке также дала большой разрыв между полами. 8 лет назад никогда не состояли в браке 45 тысяч мужчин и 24 тысячи женщин. Сейчас мы немного сократили эту разницу, цифры ВПН-2010 года показали, что в холостяках и холостячках ходит по 35 и 19 тысяч, соответственно.

 

Одиночество – сволочь…

Перепись измерила не только брачный, но и семейный вопрос. Хотя здесь стоит уточнить, что единицей измерения все же была не семья, а домохозяйство, т.е. общность людей, проживающих на одной жилплощади. Средний размер камчатского домохозяйства составил – 2,3 человека (в 2002 году – 2,5). Или уж, чтобы не рисовать себе жутких картин с расчленением людей на десятые доли, скажем проще – в среднем, в домохозяйстве на Камчатке живут двое. Уменьшение размера домохозяйств идет по всей России, но наши камчатские «семьи» получились по итогам этой переписи малочисленней, чем в среднем по стране. Для сравнения назовем лидеров: традиционно самые внушительные домохозяйства отмечаются в Северокавказском округе –  от 3,4  человека (в  Алании) до 6  (в Ингушетии). По ДВФО размер домохозяйства меньше только в Магадане – 2,2 человека. По составу на Камчатке, как и по РФ, преобладают домохозяйства с 1 ребенком.

Еще одна тревожная тенденция: у нас увеличилось число домохозяйств, состоящих из 1 человека. По итогам переписи 2010 года 30 процентов всех домохозяйств – это одиночки.

- Одиночки складываются, в основном, из двух основных категорий, - рассказывает начальник отдела статистики населения и труда Татьяна Яковлева. - Прежде всего, это люди старше 55 лет (подавляющее большинство из которых, конечно, женщины). Чаще всего вдовы. Объясняется это ранней смертностью мужчин. И вторая категория – это лица моложе 29 лет, т.е. те, кто еще не образовал своей семьи, но уже отделился от родителей и живет в отдельной квартире.

Однако «одиночество» камчатцев статистики объясняют не только демографическими тенденциями, но и спецификой географии и экономики нашего региона. Картину одиноких домохозяйств у нас дополняют сезонники и военнослужащие. 

 

Эльфы, телеуты и все, все, все

Национальный состав населения Камчатки включает в себя 134 национальности. По России в целом он разнообразнее – 193. В соответствии с Конституцией РФ национальная принадлежность в ходе переписи населения фиксируется только по самоопределению гражданина, т.е. переписчик записывает в опросный лист строго именно то, что называет опрашиваемый. Вариантов ответов в этом пункте, в целом по стране, насчитывалось около 1.000. Такое многообразие никак не вписывается в международный список национальностей, в этом документе их гораздо меньше –  как раз порядка 190 вариантов. Откуда же взялись еще более 800? Статистики объясняют, что иногда такое разночтение обуславливается языковым барьером, а иногда опрашиваемые сами выдумывают себе национальность, не зарегистрированную ни в одном справочнике. На Камчатке из этого разряда в переписных листах встречались ответы: «гражданин Мира», «гражданин России» и даже «эльф». Однако большинство камчатцев самоопределилось более привычными национальностями. Здесь первые позиции вполне ожидаемы: на Камчатке больше всего русских – 252 тысячи 609 человек, украинцев – 11 тысяч 488 человек, а замыкают тройку лидеров коряки, их в крае 6 тысяч 640 человек. 2-тысячный барьер преодолели на полуострове ительмены и татары. Белорусов было зафиксировано 1.883 человека, эвенами себя назвали 1.872 человека, камчадалами – 1.551, чукчами – 1.496, корейцами – 1.401, алеутами – 401, эскимосами – 14. В раздел «другие национальности» попали почти 10 тысяч человек. Есть на Камчатке и национальности, которые представлены всего 1 человеком. Среди них: австриец, бессермянка, булгарка, горский еврей, мингрел, долган, испанец, каракалпак, кубинец, латгалец, монгол, нагайбак, телеут, француз.

Достаточно большое число камчатцев и вовсе не заполнили в опросных листах графу «национальность», таких у нас более 28 тысяч человек, что составляет 9 процентов от всего населения. Камчатка в этом вопросе выглядит гораздо более не определившейся в сравнении с остальной Россией, где этот процент более чем вдвое ниже.

Один из самых отрадных показателей, по которым Камчатка значится в лидерах, – это уровень образования. Число камчатцев, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование, равняется 70 процентам, что на целых 10 процентов превышает средний российский показатель. В 1,8 раза увеличилось у нас и число людей, получивших послевузовское образование: по итогам переписи 2010 года на полуострове насчитали 448 кандидатов наук и 67 докторов наук. Больше половины из них – женщины.

 

Яна ЩЕГОЛИХИНА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.