Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Внимание, автоподставы!

16:07
3998

Неприятных неожиданностей на наших дорогах может быть куда больше чем мы предполагаем. С одной из них 1 декабря столкнулась жительница Петропавловска Светлана. В этот день, около 19 часов, она вышла с работы из городского центра занятости, села в свой автомобиль «Сузуки Эскудо» и двинулась с дворовой стоянки. 

На выезде из двора между центром занятости и жилым домом продолжила движение по единственной существующей здесь колее. Навстречу ей двигался микроавтобус, который не стал пропускать «эскудик», а начал объезжать его по снежному склону слева от автомобиля.  Успешно завершить сомнительный маневр ему не удалось: на сплошном льду микроавтобус стащило задним бампером  на левый край заднего бампера «Сузуки».

Водитель микрика вышел из автомобиля и, поняв, что виноват, предложил даме деньги, от которых она отказалась. Ни она сама, ни молодой водитель микроавтобуса с «поцеловавшимися» транспортными средствами ничего поделать не могли. Женщина позвонила супругу, который подъехал,  и по обоюдному согласию с владельцем микрика они аккуратно развели машины в стороны. После участники ДТП осмотрели свои машины и не обнаружили на своих бамперах ни царапин, ни потертостей. Светлана села за руль и направилась домой.

Ситуация была вполне штатная – с учетом особенностей камчатских погодных условий и активности работы коммунальных служб, и обеим сторонам ДТП очень повезло, что машины остались целы и невредимы. Последующие дни шли своим чередом, неприятностей ничто не предвещало. Но 6 декабря, в первой половине дня, домой к Светлане и ее супругу приехали сотрудники ГИБДД и заявили, что, покинув место ДТП, она совершила правонарушение, и дали подписать протокол, датированный 6 декабря 2011 года.

У Светланы сразу возникло подозрение, что неприятный случай свел ее с нечистыми на руку гражданами, которые, пусть и постфактум, захотели извлечь из ситуации хоть какую-то выгоду. Их микроавтобус изначально представлял собой очень побитую жизнью колымагу, чем и воспользовался ее владелец, указав сотрудникам ГИБДД на вмятину на крыле. Получена она была неизвестно в каком ДТП, но чем это можно было доказать? Предстоял суд, итогом которого могло стать лишение Светланы водительского удостоверения на длительный срок. И благоприятного прогноза здесь ничто не предвещало. Адвокат, к которому дама обратилась с просьбой представлять ее интересы в суде, запросив за свои услуги 70 тысяч рублей, сообщил, что никаких гарантий успешного исхода дела нет. Первое лицо краевой ГИБДД Евгений Никитенко, на имя которого Светлана написала заявление о постигшей ее несправедливости, был непреклонен: «Это дело уже не госавтоинспекторское, а судебное, и судебная практика свидетельствует о том, что дело закончится лишением прав».

Однако Светлана была полна намерений отстоять справедливость, более того, доказать, что люди, обратившиеся в ГИБДД, являются мошенниками. Вся надежда была на внимание и справедливость суда.  На первое судебное заседание «пострадавшая» сторона - водитель микроавтобуса - не явилась, и слушания были отложены. Не пришел хозяин злосчастного микрика без уважительных причин и на следующее заседание. Потому судьей было принято решение рассмотреть дело об административном правонарушении без участия потерпевшей стороны. Рассмотрение дела завершилось удачно: Светлана осталась при водительском удостоверении. По ее словам, это произошло именно благодаря позиции судьи, которая не заранее заготовила судебное решение, как это часто бывает, а досконально вникла в ситуацию.

Во всех странах дороги для передвижения служат, а у нас еще и для воровства. Так утверждал Салтыков-Щедрин, имея в виду то ли тех, кто эти дороги строит, то ли воров и мошенников, которые на них промышляют. Автоподставы вошли в жизнь россиян в конце лихих 1990-х годов, и меньше их с тех пор не становится. Правда, намеренные автоподставы, по словам старшего инспектора отдела пропаганды краевой ГИБДД Андрея Волкова, - это бич крупных городов, где преступникам проще, что называется, раствориться. Автоподстава в классическом ее понимании - это циничный и наглый способ «развода на деньги», именуемый «подстава под лоха», то затухая, то вновь расцветая махровым цветом, выметает денежные знаки из кошельков обычных водителей. А правила дорожного движения, как и все законы, написаны для законопослушных, и оставляют достаточно шансов быть подставленным по всем правилам. Смысл этой изначально мошеннической комбинации незамысловат и прост: спровоцировать ДТП, подставив автомобиль под несильный удар, а затем, запугивая и психологически прессингуя жертву, заставить ее (причем лучше всего на месте инсценировки) выложить кругленькую сумму за ремонт автомашины-подставы.

На камчатских же дорогах, по словам Волкова, процветает тот способ автоподстав, которому подверглась Светлана. Поэтому если участники ДТП решили разъехаться мирно, обязательно нужно взять расписку в произвольной форме о том, что противоположная сторона не имеет материальных претензий. А если деньги отданы, расписку о том, что владелец пострадавшего транспортного средства уже получил возмещение вреда и не имеет дальнейших материальных претензий. Нелишне при этом и составить схему ДТП. В противном случае высока вероятность того, что за вами придут инспекторы ГИБДД.

Практика работы госавтоинспекторов, в которых развиты автоподставы, свидетельствует: разбираться, являются ли заявители мошенниками или действительно пострадавшими,  ГИБДД не будет. А посоветует обратиться в полицейское ведомство, которому вверена борьба с организованной преступностью или, например, экономическими преступлениями. Поскольку для ГИБДД ДТП и есть только ДТП, факт которого они обязаны зафиксировать. Хождения по инстанциям могут оказаться не только долгими, но и совершенно бесполезными.

 

Мария Владимирова

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.