Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Приговоренные к трущобам?

16:36
3674

Жила-была в Петропавловске семья, и однажды – давно это было, лет 50 назад – получила она квартиру. Две комнаты в деревянном доме, удобства во дворе… Тогда и такому жилью радовались. Но не знали счастливые новоселы, что квартира эта станет сущим мучением и источником мытарств и для детей, и для внуков, и даже для правнуков их. Вот уже много лет нет среди живых тех новоселов, да и дом 7 лет назад признан непригодным для проживания, а выросшая семья все еще ютится в тесной «двушке». Почему?

Представьте себе полуразвалившиеся дома, которым уже перевалило за 50 лет: когда-то внушительный деревянный брус почернел, потрескался и изъеден плесенью, балки перекрытий погнулись, кровля течет вся сплошь, электрическая проводка вызывает приступы ужаса, с удручающим постоянством приезжают аварийные бригады водопроводчиков… Находиться в таком доме не только неприятно, но и небезопасно для жизни – того и гляди завалится. К тому же архитекторы 50-х годов прошлого века, воспитанные в духе советского аскетизма, даже не предусматривали в этих строениях такую мелочь, как санузел: для естественных надобностей во дворах сколачивались сортиры, а для гигиенических процедур существовали общественные бани. Но если вам кажется, что все это уже стало достоянием истории, вы жестоко ошибаетесь. Есть немало петропавловцев, наших с вами соседей, для которых реальность все еще такова – перекошенные деревянные домишки и удобства на улице.

Вы скажете: так жить нельзя! И с этим не поспоришь. Даже чиновники администрации Петропавловск-Камчатского городского округа не смогли уйти от признания этого факта и выдали таким домам метку «непригодные для проживания». Только на территории одного 7-го округа (от 9 км до Моховой и Авачи) в реестре непригодных числится два десятка таких домов, и проживают в них более ста семей! Одни дома обрели печальный статус совсем недавно, другим он был присвоен пять, десять лет назад. Но и в том, и в другом случае для жильцов, населяющих почти что руины, ничего не изменилось. Да, дома признали подлежащими первоочередному расселению, и вот люди ждут своей «первой» очереди, а на календаре сменяются год за годом.

Поразительно, что сам факт признания дома непригодным для проживания не является для городской администрации достаточным основанием, чтобы решать вопрос переселения граждан. Особенно кощунственным это выглядит на фоне обнародованных фактов разбазаривания муниципального жилья, когда квартиры незаконно предоставлялись кому-то по произволу чиновников, а впоследствии чудесно приватизировались и переходили в собственность этих лиц. Например, уголовное дело против экс-мэра Петропавловска Скворцова было инициировано как раз по такому поводу. Правда, бывший градоначальник отделался лишь штрафом в 150 тысяч рублей, хотя и нанес муниципалитету ущерб более чем в 2 млн рублей, а квартира так и осталась в частной собственности, и никаким «внеочередникам», а тем более «просто» очередникам она уже не достанется.

 

Жителей руин – в развалины!

Семья, с которой мы начали это грустное повествование (а точнее, ныне уже 4 семьи из 10 человек) обитает в доме №5 по ул. Хасанской, на Моховой – по соседству с недавно сданными новостройками. На фоне их красочных современных фасадов убогость стареньких бараков бьет по глазам с тройной силой, но полощущееся на веревках белье не оставляет места для сомнений: за этими уставшими стенами, в тесноте и неудобстве, все еще бурлит жизнь. Там живут люди, не менее уставшие от многолетнего ожидания переезда в нормальное жилье, уставшие от походов по кабинетам чиновников, а в последние полгода – еще и от борьбы с их удивительным и настойчивым предложением. Оно заключается в том, что потомкам новоселов на 4 семьи щедро выделили аж 5-комнатную квартиру на… Рябиковской, 66!

Заметим, что в новостройки на Моховой переселили жителей СРВ и Рябиковской, а моховских «аборигенов» отправляют на их место. Но это лишь забавный нюанс. Абсурдность ситуации в том, что двухэтажный шлакоблочный дом на Рябиковской на 3 года старше хасанского пристанища, и благоустроенным жильем его не назовешь. Обшарпанные стены, провалившиеся деревянные полы в подъездах, окна, заколоченные фанерой, благоприятного впечатления на переселенцев не произвели. К тому же им предложили разместиться, по сути, в коммуналке: на 5 комнат общая кухня и коридор, один туалет, ванной комнаты нет – есть лишь душ (не современная душевая кабинка, конечно, а просто душ с поддоном), тоже один на всех. Немудрено, что 4 семьи родственников всеми средствами отбиваются от такого «благоустроенного жилья»!

Но чиновники были строги: или переезжайте, или мы вас снимаем с очереди! Жители Хасанской в отчаянии ищут поддержку, где только могут – в прокуратуре, в общественной приемной своего депутата, в средствах массовой информации. А городская администрация тем временем обратилась в суд с иском о выселении десятка родственников на Рябиковскую в принудительном порядке.

 

Имеете право… стоять в очереди

Оказывается, по новому Жилищному кодексу (сколько «добрых» слов уже сказали россияне в адрес этого иезуитского документа!) жителям трущоб, признанных непригодными для проживания, обязаны предоставить равнозначное по площади помещение, а не такое, которое бы улучшило их жилищные условия! «При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях», – цинично гласит ст. 55 ЖК РФ. То есть стояли – ну и стойте дальше, имеете право!

Например, Владимир Стук, один из жильцов дома на ул. Хасанской, встал на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1988 году – 24 года назад. Сейчас его номер – 899. «А год назад я брал справку, был 910-й. За год очередь на 11 человек продвинулась. Это значит, что через 90 лет получу квартиру?» – задает мужчина горький риторический вопрос.

Прокуратура тоже «развела руками»: нарушения прав граждан прокурорские работники не обнаружили, ибо в данном случае предоставление жилья «носит компенсационный характер» – точку в подобного рода спорах в 2009 году поставило решение пленума Верховного суда. Тогда пришлось выпустить обширный документ, который так и называется: «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».

Особенно тяжело принять такой оборот событий Владимиру Стуку и его родственникам, поскольку все они родились, выросли и жили в доме на Хасанской всю жизнь и десятилетия стоят в очереди на новое жилье. «Никто из нас не прописывался здесь специально, чтобы в связи с тем, что дом идет под снос, получить новые квартиры, – говорит Владимир Николаевич. – Более того, наш дом был признан непригодным для проживания еще до вступления в силу нового Жилищного кодекса, а постановление №14 Верховного суда РФ, которое вышло в 2009 году, грянуло как гром среди ясного неба и разбило наши надежды на нормальную жизнь».

 

Добро пожаловать!

Когда несколько месяцев назад жителям Хасанской, 5, назвали адрес «нового» жилья, они взяли ключи и поехали осмотреть квартиру. В ней как раз шел ремонт.

- Я лично присутствовал, когда смуглые работники, не говорящие по-русски, укладывали прямо на прогнившие доски пола фанеру, – рассказывает Владимир Стук. – Мы сняли на видео и сделали фото, на которых видно, что стены изъедены плесенью, краска вспучена, под линолеумом – гниль и плесень, на новых окнах в углах уже тоже поселился грибок, а вонь там какая!..

Тем сильнее было изумление переселенцев, когда они получили на руки акт выполненных работ от 5 июля 2011 года.

- В нем сказано, что в квартире произведена замена внутреннего дверного балконного проема, – говорит Владимир Стук. – А квартира находится на 1-м этаже, и балкона в ней нет вообще! В акте значится смена полотенцесушителя – его тоже нет. Написано, что сделана цементная стяжка – ее мы при осмотре квартиры не обнаружили.

Вооружившись этим документом и собственными видеозаписями, жители Хасанской решили до последнего бороться с чиновниками в суде, как вдруг наступила неожиданная пауза: на прошлой неделе их снова пригласили в городскую администрацию и уведомили, что отозвали из суда исковое заявление. Что стало тому причиной – внезапный укол совести, восторжествовавший здравый смысл или общественный резонанс, который вызвали отчаявшиеся люди, стучащиеся со своей бедой во все двери? Кто знает?! Но пока точка в этом деле еще не поставлена. Переезд на Рябиковскую, 66, жильцам непригодного для жизни дома уже не грозит, однако какое жилье выделят им на сей раз?

- Сказали, будут думать, решать вопрос… Говорят, что рады бы дать всем отдельные квартиры, но закон не позволяет, – грустно пожимает плечами Владимир Стук.

Увы! Каким-то образом в нашем великом государстве, в котором народ сам выбирает депутатов и правителей, где-то происходит таинственный сбой, и народные избранники принимают «кривые» законы, а власти пользуются ими, решая чужие судьбы. Как чуть было не произошло в этом случае: жили всю жизнь в развалюхе – ну и живите дальше среди гнили и плесени с одним туалетом на 10 человек. Вам не привыкать! Ведь все – по закону. Остается лишь надеется, что финал у этой истории все же будет счастливым, что найдется способ не просто выполнить закон, но и обязательства перед людьми, которые десятилетиями ждут улучшения своих жилищных условий.

 

Эмма КИНАС

Фото Владимира СТУКА

 

На фото: дом на Рябиковской и квартира, в которую пытались поселить людей с Хасанской

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.