Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Мы вас предупреждали, или «Титаник-2»

17:46
3085

Наша газета не первый год следит за ситуацией с судном «Тихон Семушкин». И вот теперь, когда с ним случилась беда, мы можем смело сказать многочисленным контролерам и надзирателям: «Мы вас предупреждали».

 

Предыстория

Напомню, что в советское время «Тихон Семушкин» принадлежал Камчатскому морскому пароходству. В 1999 году пароходство, преобразованное в ОАО, отметило 50-летие и вскоре приказало долго жить. Остатки его флота отошли московскому ЗАО «Каско-Трамп». История дала крутой поворот, когда «Каско-Трамп» возглавил Константин Жуков. Этот человек успел развить бурную деятельность. В результате, когда компания решила с ним расстаться, суда бывшего КМП уже оказались в распоряжении других фирм.

Так, собственником теплохода «Гриша Подобедов» стало ООО «Флот-1», «Лиды Демеш» – ООО «Флот-2», «Васи Курка» – ООО «Флот-3», «Тихона Семушкина» – ООО «Флот-4». А фрахтователем – ЗАО «Камчатморфлот». Гендиректором этих пяти фирм был К. Жуков. ЗАО «Каско-трамп» заявило, что суда выведены из его собственности незаконно, и попыталось вернуть их назад. Они стали объектом судебной тяжбы.

Разбираться, кто прав – К. Жуков или глава ЗАО «Каско-трамп» А. Волков, для нас, простых камчатцев, дело бесполезное. Точно можно сказать одно – эти два столичных товарища друг друга стоят.

В итоге «Тихон Семушкин» застрял у причала №11 в Аваче, повиснув между двумя владельцами. Вскоре он остался без экипажа и охраны.

 

Великое стояние

Ровно два года назад – в апреле 2010 года – мне довелось побывать на совещании у капитана порта Петропавловска, которое он посвятил проблеме «Тихона Семушкина». Уже в то время капитан порта признал ситуацию чрезвычайной. Но достичь принципиального решения не удалось. Краевая комиссия по ЧС тоже заседала без особого успеха. Никто не хотел брать ответственность на себя. Со стороны это выглядело так, как будто различные ведомства передают друг другу «Тихона Семушкина» как гранату, у которой выдернута чека.

Попытки обязать владельца теплохода обеспечить его безопасную стоянку также оказались бесполезны. Ведь было неясно, кто же владелец – «Флот-4» или «Каско-Трамп».

В 2010 году «Флот-4» был окончательно признан собственником судна. Но он соглашался вступить во владение только при выполнении ряда условий. К. Жуков слал на Камчатку грозные депеши с требованиями, которые никто не выполнял. А судно продолжало «великое стояние» в Аваче.

Почти на три года оно парализовало работу причала №11. В итоге собственник причала (государство) и морской порт постоянно несут убытки. Если бы он был свободен, то за этот срок мог обработать порядка 100 тысяч тонн грузов.

Более того, «Тихон Семушкин» затрудняет работу на соседних причалах. Из-за него там возникают проблемы с постановкой судов, их обслуживанием. А ведь рабочих причалов в Петропавловске и так осталось немного в силу их возраста.

Стоит вспомнить, что когда-то предполагалось перенести приемку угля с судов из центра города в Авачу, чтобы освободить от угольной грязи и пыли центральные улицы. «Тихон Семушкин» стал последним гвоздем, который вбили в гроб, где лежали эти планы.

 

Час «Ч»

В Аваче при юго-восточном ветре нагоняет зыбь, при которой даже крупные суда болтает как щепки. В советское время капитан порта при штормовой погоде заставлял стоящие здесь плавбазы выходить на рейд, чтобы они не разбили причалы и сами не получили пробоину. Кроме того, на флоте, который находился в порту, было постоянное дежурство. На таких судах как «Тихон Семушкин» должны нести круглосуточную вахту не меньше 10-и человек. А на нем не было ни одного. Единственное, что сделали – завели с его борта на причал все швартовые. Но они постоянно рвались и не гарантировали безопасности. Когда во время очередного циклона «Тихона» било о причальную стенку, на это было страшно смотреть.

Как любое бесхозное судно «Тихон Семушкин» подвергся разграблению. В машинном отделении были срезаны все крупные детали, погрузка которых в машины, видимо, осуществлялась прямо на пирсе.

Любой желающий мог перерезать швартовые и отправить судно в свободное плавание, либо устроить пожар (системы пожаротушения не сработали бы, так как теплоход обесточен).

Все понимали, что скоро случится беда, за которую придется дорого платить. Нужно было срочно искать ответственных за судно или самим брать на себя заботу о нем. Но у многочисленных контролеров и надзирателей не хватило то ли полномочий, то ли смелости. Они молча ждали часа «Ч». И вот дождались. Зато теперь наши спасатели смогут показать героизм.

 

До следующего затопления?

По предварительной версии, неизвестные вандалы выкрутили на судне медные клапаны из системы охлаждения главной машины, в машинное отделение хлынула вода. Судно стало тонуть, возникла опасность его завала на борт и разлива топлива.

Как сообщили в Управлении пресс-службы губернатора и правительства края, плавучесть теплохода удалось частично восстановить. Следующая задача – откачать с него топливо. По предварительной информации, в его танках может быть более 90-а тонн мазута. Если горючее попадет в морскую среду, то нанесет ей непоправимый вред (недалеко находится устье реки Авача, куда на нерест заходит чавыча).

По словам министра спецпрограмм и по делам казачества края Сергея Хабарова, в дальнейшем планируется поднять теплоход и вывести в безопасное место. «Флот-4» в ответ заявляет, что не дает согласия на перемещение судна от причала №11. Значит, «Тихон Семушкин» продолжит стоять на своем прежнем месте. До следующего затопления?

Возможно, это ЧП с теплоходом – еще не худший вариант. Было бы страшнее, если бы «Тихон Семушкин» во время циклона оторвался от причала и пошел гулять по Авачинской губе, сметая все на своем пути. Будем считать, что пока легко отделались.

По иронии судьбы в апреле 2012-го исполнилось 100 лет со дня гибели «Титаника». Не зря говорят, что второй раз трагическая история повторяется в виде фарса.

 

Кирилл МАРЕНИН

 

На фото: «Тихон Семушкин» – одно из самых крупных судов на Камчатке. Его габаритная длина – 115 м, ширина – 16,48 м, водоизмещение – 8.140 т, полная грузоподъемность – 5.485 тонн.

 

Тихон Семушкин – советский писатель. Лауреат Сталинской премии второй степени. Неоднократно принимал участие в экспедициях на Чукотку, в 1928 был директором первой школы-интерната для детей-чукчей. Автор повести «Чукотка» и романа «Алитет уходит в горы».

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.