Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Что год нерыбный нам готовит?

18:47
2925

На прошлой неделе состоялось заседание Камчатского рыбохозяйственного совета (КРХС). Обсуждался широкий круг вопросов: от организации лососевой путины до перспектив «прибрежки».

 

Путина-2012

Напомним, что разрешенный вылов лосося в путину 2012 года прогнозируется в объеме 149,838 тысячи тонн. Основная часть будет освоена в рамках различных видов рыболовства на западном побережье Камчатки – около 90 тысяч тонн горбуши, около 11 тысяч тонн кеты, более 21 тысячи тонн нерки и более 1,5 тысячи тонн кижуча.

В сравнении с прошлыми годами этот год нерыбный (в 2011-м камчатские рыбаки добыли 196,6 тысячи тонн лосося). Однако, по мнению министра рыбного хозяйства Камчатского края Владимира Галицына, пока не стоит унывать. Он напомнил, что в 2010-м к первоначально выделенному объему вылова было добавлено в ходе промысла почти 12 тысяч тонн лосося. Возможно, ситуация повторится и в этот раз.

Что касается организации промысла, общие принципы останутся прежними. Как и в предыдущие две путины, рыбопромысловые участки снова будут объединены в бассейновые группы. Дата начала и окончания промысла, проходные дни будут определены во второй декаде мая на заседании Комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб.

В. Галицын отдельно остановился на чавыче Западно-Камчатской и Камчато-Курильской подзон. Объем этой рыбы, рекомендованный к вылову, неуклонно снижается на протяжении последних лет. На путину 2012 года общий объем вылова составит 49,5 тонны. Он будет распределен между традиционным и спортивно-любительским рыболовством. Промышленного освоения чавычи на Западной Камчатке не будет.

 

Граница – все еще на замке

Еще один важный вопрос предстоящей путины – возможность пересечения границы судами, которые будут принимать лосось на обработку.

Напомню суть проблемы. Постановление Правительства РФ №560 предусматривает неоднократное пересечение госграницы рыбопромысловым флотом без захода в пункт пропуска (в нашем случае – в Петропавловск). Это удобно, так как суда должны постоянно пересекать границу, выходя за пределы терморя для сброса отходов. Если каждый раз бегать в порт на оформление перехода границы, то теряется слишком много времени.

Однако в документе используется понятие «промысел», которое означает только добычу водных биоресурсов. А приемные суда добычу не ведут. Значит, на них упрощенный порядок не распространяется.

Из-за этой казуистики чуть не была сорвана путина прошлого года. Суда опасались подходить к берегу на приемку рыбы. А без них берег своими силами не справился бы с переработкой улова.

Накануне начала промысла этот вопрос удалось решить: приемщики получили право на упрощенный порядок – но только на путину 2011 года. А как будет в 2012-м?

Некоторых изменений удалось добиться. Так, в Западно-Камчатской и Камчато-Курильской подзонах судам, осуществляющим переработку прибрежного улова, дано право сбрасывать отходы производства за пределами 3 миль (то есть, не выходя из терморя). Но остается нерешенным вопрос сточных вод, которые по-прежнему необходимо сбрасывать за пределами терморя. А постановление №560 все еще является барьером на границе.

По словам В. Галицына, он уже провел переговоры на эту тему с Северо-Восточным пограничным управлением. Министр надеется, что с пограничниками будет найден временный компромисс, как и в 2011 году.

В. Галицын рассчитывает, что Россельхознадзор также не будет осложнять жизнь рыбакам: «В 2011 году мы подписали с этой федеральной службой протокол, который позволяет при получении ветеринарного сертификата на территории субъекта беспрепятственно провозить уловы лососей по всей территории РФ. Планируем пролонгировать этот протокол и на 2012-й».

Участники КРХС также обсудили порядок работы в рамках постановления Правительства РФ №162, которое вступило в силу 27 марта. Оно допускает осуществление прибрежного рыболовства в районах исключительной экономзоны и континентального шельфа. Но позволят ли рыбакам воспользоваться этой возможностью?

Представители Северо-Восточного пограничного управления и Росрыболовства заверили, что с их стороны нет препятствий для выхода прибрежного флота в экономзону.

Правда, теперь «прибрежникам», выходящим на промысел из 12-мильной зоны, предстоит иметь дело еще и с таможней. В. Галицын напомнил, что все виды водных биоресурсов и произведенная из них продукция при доставке на таможенную территорию из экономзоны подлежат таможенному декларированию. «Если будут возникать проблемы с камчатской таможней, мы всегда готовы подключиться к взаимодействию с этим ведомством, чтобы их урегулировать», – сказал он.

 

Сколько лет осталось камчатской «прибрежке»?

Самые горячие споры вызвало обсуждение проекта концепции развития прибрежного рыболовства. Проект концепции уже готов и опубликован на сайте Росрыболовства. От регионов ждут предложений по доработке этого документа. Однако на Камчатке нет единого мнения относительно будущего «прибрежки». Рыбацкое сообщество разделилось на два лагеря: переработчиков и добытчиков. Первые уверены, что смысл прибрежного рыболовства – доставка улова на берег для развития береговых предприятий, создания рабочих мест и т.д. Однако рыбы на берег поступает все меньше. Ситуация заходит в тупик.

«Не секрет, что океанические компании усиленно скупают прибрежные предприятия ради их квот, – сказал заместитель председателя Законодательного собрания края Роман Гранатов. – Но им неинтересно работать на берег, нести здесь социальную нагрузку. В результате береговые поселки разрушаются. Оттуда уезжают люди».

В качестве примера он привел РКЗ «Командор». В прежние годы предприятие старалось содержать работников круглый год. Сегодня им владеет колхоз имени В.И. Ленина. В колхозе посчитали, что квоты «Командора» выгоднее облавливать только зимой, когда минтай икряной. В остальное время флот стоит у пирса, экипажи сидят без работы. Терпят убытки компании, которые раньше вывозили оттуда продукцию.

Но колхоз тоже можно понять. Не будет же он работать себе в убыток.

Как сказал его председатель Сергей Тарусов, если государству нужны береговые поселки, оно должно создавать условия, при которых доставка туда рыбы и ее круглогодичная переработка стали бы выгодными, а не перекладывать все проблемы только на рыбаков.

Меж тем, пока идет этот спор, Камчатка рискует вообще потерять «прибрежку». Первый шаг к этому уже сделан: зона прибрежного рыболовства, которую мы всегда считали своим «огородом», теперь открыта для других регионов. Кто будет вести здесь промысел после 2017 года – камчатцы или нет – еще вопрос.

 

Николай ГОРЕЛОВ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.