Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Ссыльный художник

17:00
5170

Большинству историков и краеведов, которые интересуются историей Петропавловска, известна, наверное, литография середины XIX века «Петропавловский порт в Камчатке». Она достаточно часто публикуется в качестве иллюстрации в различных изданиях и используется в презентациях. В 2004 году подлинник литографии был подарен Камчатскому краевому объединенному музею известным дальневосточным политиком Олегом Кожемяко. Однако кто является автором рисунка, с которого сделана литография, до сих пор не было известно. Даже о том, что это иллюстрация из книги «Путешествие по Восточной Сибири И. Булычева» обычно не упоминается.

В 2011 году в фонд Камчатской краевой научной библиотеки им. С.П. Крашенинникова поступило уникальное 2-томное факсимильное издание Ивана Булычева «Путешествие по Восточной Сибири». Сотрудники краевой библиотеки не могли, конечно, не заинтересоваться историей замечательного альбома, который является жемчужиной коллекции редких книг, тем более что на Камчатке ни в одной библиотеке его подлинника нет.

Впервые альбом был издан в 1856 году ограниченным тиражом. Он состоит из двух томов. Первый том содержит очерк «Путешествие по Восточной Сибири», в котором автор излагает историю покорения Сибири, дает таблицу ее административно-территориального деления, подробно описывает природу, социально-экономическое положение сибиряков, занятия и верования аборигенов.

«Я имел случай видеть Сибирь по всем ея протяжениям от Урала до Петропавловского порта: посетив Иркутскую и Енисейскую губернии, пройдя по течению Лены до Якутска, а оттуда до Охотска, я переплыл морем в Петропавловский порт и достиг по Восточному берегу до Нижне-Камчатска, а потом чрез западный берег полуострова от Тигиля до Паллана и обратно по восточному берегу до Олюторовской губы и чрез Фарапольский дол прибыл в Гижигу, Охотск и Якутск, а впоследствии посетил весь Забайкальский край», – так очерчивает И. Булычев маршрут своего путешествия на первых страницах издания. А литографии атласа (второй том) дают исчерпывающее представление о самых разных сторонах жизни Восточной Сибири: здесь изображение ее покрытых снегами и льдами просторов, немногих поселений, экзотических способов езды на оленях и собаках, облика местных жителей, их одеяний и жилищ и т.д.

Издание имеет большое историко-культурное значение. Особую ценность альбому придают иллюстрации – 64 литографии, на которых изображены различные местности Восточной Сибири, населяющие ее народы, их одежда и утварь. Книга была отпечатана в Санкт-Петербурге, литографии изготовлены в московских печатных заведениях В. Бахмана и Ф. Дрегера. Современное факсимильное издание было изготовлено по специальному заказу издательством «Альфарет» (г. Санкт-Петербург), которое специализируется на репринтном воспроизведении дореволюционных редких русских книг. Как правило, такие издания малодоступны современному читателю, потому что выпускались ограниченным тиражом и не переиздавались с момента выхода в свет…

Многие исследователи упоминают, что в литографиях чувствуется стилистическое единство, общая манера исполнения, рука одного художника. Известно, что существовала практика обязательного включения художников в состав научных сухопутных и морских экспедиций, духовных миссий, различных комиссий «для снятия видов». Но кто являлся автором рисунков к альбому И. Булычева? Последнее время историко-краеведческий поиск в некотором отношении стал более доступен, благодаря использованию ресурсов сети Интернет и появлению электронных публикаций.

Вот что рассказывают сотрудники отдела ИЗО Государственного исторического музея об альбоме литографий «Путешествие по Восточной Сибири», который поступил в ГИМ из музея Революции в 1954 году. Имя художника, с оригиналов которого были сделаны литографии атласа к «Путешествию», не называлось ни в тексте И. Булычева, ни в атласе. Лишь в последнее время совместные изыскания польских и сибирских ученых позволили его установить.

Убедительно доказано, что этим художником был ссыльный поляк Леопольд Немировский. Участник польского восстания 1830 года, Немировский продолжал участвовать в движении за восстановление польской независимости, был арестован в 1838 году и приговорен к смертной казни, замененной затем 20-ю годами каторги с отбыванием в Сибири. Однако уже в 1843 году он был освобожден от каторжных работ и причислен на поселение, где, используя свой художественный и педагогический талант, обучал рисованию детей влиятельных чиновников. Работал он и в семье генерал-губернатора Восточной Сибири В. Руперта, и именно по его специальному разрешению был включен в качестве рисовальщика в 1844 году в экспедицию петербургского чиновника И. Булычева, которая являлась частью обширной ревизионной комиссии, возглавлявшейся сенатором И. Толстым, которая в течение пяти лет занималась ревизией Восточной Сибири.

Польский исследователь Михаил Яник в своей работе, посвященной жизни ссыльных поляков в Сибири, пишет: «Самым лучшим рисовальщиком и живописцем среди изгнанников был Леопольд Немировский из Волыни, бывший студентом Виленского университета. Он дважды был в ссылке: один раз в 1831 году, вторично в связи с делом Шимона Конарского 1839 года. В 1844 году Немировский в качестве художника был прикреплен к Петербургской комиссии, целью которой явилось исследование Восточной Сибири и Камчатки. По пути он для комиссии зарисовал пейзажи, которые позднее воспроизвел маслом на полотне. Таким образом, он собрал прекрасный альбом путешествия, который, к сожалению, был им утрачен по возвращении на родину во время пожара».

Автор книги И. Булычев приобрел альбом зарисовок Л. Немировского и получил право их публикации. Естественно, что в издании того времени об указании автора рисунков - государственного преступника и речи быть не могло. Существуют разные версии этого поступка. Некоторые исследователи говорят, что, видимо, одним из побудительных стимулов у И. Булычева было «непомерное тщеславие и амбиции», другие, что «что получить известность он мог, лишь подписав своим именем альбом с литографиями по рисункам Немировского». Однако благодаря его поступку, совпадению служебных и научных интересов, а также желанию опубликовать свой очерк и проиллюстрировать его рисунками Л. Немировского, в книжном богатстве России есть великолепный альбом, который воссоздает Восточную Сибирь и Камчатку середины XIX века. А самое главное – сохранилось наследие великолепного художника.

Дальнейшие поиски привели нас в Иркутск, в Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов, которому в мае 2010 года Генеральное консульство Республики Польши в Иркутске и Министерство культуры Польши передало в дар 30 копий работ художника. Оригиналы остались в Польском национальном музее. Кстати, в том же году Л. Немировскому исполнилось бы 200 лет. К этому событию администрация музея декабристов совместно с консульством Республики Польши издали в Иркутске каталог «Путешествие по Восточной Сибири Леопольда Немировского: рисунки, литографии, акварели».

Связавшись с директором музея Еленой Добрыниной, мы выяснили, что в каталоге опубликована большая статья профессора Иркутского государственного университета, исследователя польско-сибирских связей Болеслава Шостаковича о Л. Немировском, где рассказывается о книге «Путешествие по Восточной Сибири И. Булычева», и конечно, заказали каталог работ Л. Немировского для библиотеки. Доступен для читателей он будет осенью, а сообщение о книге, которая уже поступила в фонд Камчатской краевой научной библиотеки им. С.П. Крашенинникова «Путешествие по Восточной Сибири И. Булычева», состоялось в рамках XXIX Крашенинниковских чтений.


Наталья ПОБЕРЕЖНАЯ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.