Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Древняя ительменская рыбалка:рыбы – сколько необходимо, но ничего лишнего

15:53
7356

Подходит к концу май, на Камчатке наступает пора большой путины, а на западном побережье в это время заканчивается подготовка к ловле корюшки, которая, как правило, поднимается в устье рек к концу мая – началу июня. Немного вспомним о том, как раньше проходил рыбный сезон у ительменов – древних жителей полуострова.

Хозяйственная деятельность ительменов начиналась в конце апреля, когда мужчины на собаках выезжали на устье рек, где готовили жилье (кажим), снасти, средства передвижения. Здесь же на привязи оставляли собак на лето. Как только река освобождалась ото льда, а в тундре еще лежал снег, на батах (лодках, выдолбленных вручную из ствола тополя) перевозили всех своих домочадцев с нехитрым скарбом на берег Охотского моря, где сельчане жили до окончания рыболовного сезона. В селении оставалось всего несколько человек, как правило, это были старые и больные люди.

Основными орудиями промысла лососевых были запоры и сети. Незначительное количество рыбы добывали острогой. В начале сезона, когда в реках стояла еще большая вода, ительмены ловили рыбу сетями, сплетенными из крапивных нитей. В их изготовлении существовало разделение труда. Заготовкой и обработкой крапивы, скручиванием из ее волокон нитей занимались женщины, а сети вязали пожилые мужчины. Инструментами при этом служили игла, мерка и вешалка, к которой прикрепляли сеть. Размеры иглы и мерки зависели от того, для какого вида рыбы изготовлялось орудие лова. Поплавки делали из дерева, а грузила - из камней.

Доктор В. Тюшов, на рубеже 20-го века так описывает процесс лова сетями: «В июне месяце… они по ночам промышляют рыбу - чавычу… которая первая поднимается из моря в вершины рек для метания икры… Ловят сетями, или, как они говорят, плавят рыбу, обыкновенно соединяясь в партии по 4 человека на 2 бата, и за одну ночь добывают (уплавляют) до 20-30 штук».

Большую часть рыбы заготавливали с помощью запоров. Их устанавливали почти на каждой реке после спада большой воды и использовали с конца мая до поздней осени. Подготовка частей запора, их ремонт начинались обычно в апреле.

Ительмены строили несколько видов запоров, которые отличались принципами действия, типом ловушки и объектом лова. Пользовались ими коллективно. В мелководье река перекрывалась изгородью, и от количества участников, строящих запор, зависело число устанавливаемых в центре ловушек. В одних видах запоров рыба, идущая против течения, попадала в ловушку через оставленную щель, в других - сгонялась по течению неводом. В.Комаров в начале 20-го века встретил модернизированный тип запора, который бытовал только среди камчадалов и ставился на небольших реках: «Это - ящик во всю ширину реки, передняя и задняя стенки его закрыты решетками из прутьев, привязанными к поперечным брусьям, а по бокам устроено два помоста и около них паевые ящики. Рыба идет по дну и, если нижняя решетка запора приподнята, подлезает под нее. Очутившись в запоре, рыба... останавливается, и когда ее накопится много, то ловцы становятся на боковых площадках и крючками таскают рыбу из воды, бросая на помост, где ее глушат и распределяют по паевым ящикам».

Самый большой запор устанавливали жители селения Машура, они перегораживали реку Камчатку от берега до берега, длина запора составляла около500 метров.

Рыбу лососевых пород заготавливали следующим образом: делали юколу, солили, коптили, квасили в ямах, морозили, делали порсу (рыбный порошок).

По данным исследователя И. Огрызко, в 1901 году ительмены западного берега на 100 человек выловили 52.800 штук, т.е. на человека приходилось 528штук, что составляет более тонны.

О способах заготовки рыбы сообщают практически все исследователи Камчатки. Заготовка рыбы впрок производилась несколькими способами: вялением, квашением, замораживанием, солением и копчением. Эти способы практически не изменялись до начала прошлого века, и можно предположить, что они использовались и в глубокой древности.

В начале 20-го века, с появлением соли, коренные жители стали в больших количествах заготавливать рыбу, что позволило дольше ее сохранять.

Уроженка Утхолока Людмила Слободчикова вспоминает: «…мы солили 120-килограммовую бочку рыбы пластинок. Головы отрезали и солили только пластинки без костей».

Большую роль в жизни ительменов играли поверья и приметы, причем большинство было связано с рыболовством:

- Весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли, последнюю «боится» рыба и может уйти из реки.

- Если перегнать через реку лошадь, то не будет корюшки.

- Металлическим топором нельзя забивать запорные колья, ибо им можно «перерубить реку», и тогда в ней совсем не будет рыбы.

Другая уроженка села Утхолок Светлана Подвальная вспоминает: «Готовили впрок все дары природы: сушили, вялили рыбу, сушили вареную рыбу для заправки ухи и на оладьи».

С. Крашенинников отмечал, что рыба у камчадалов «за хлеб их почесться может». Полтора века спустя В. Тюшов также писал: «Главным занятием жителей… является рыболовство, так как рыба составляет существенную и единственную их пищу. Рыба у них поедается за завтраком, рыба идет на обед, с рыбой пьется чай, и рыба же составляет ужин».

Рыболовный сезон имел свой календарь. С. Крашенинников отмечал, что камчадалы называют летние месяцы по породам рыб, идущих на нерест. Первым вылавливали гольца, когда в апреле-мае верховья рек очищались ото льда; в июне - корюшку, которая заходила в реки, в мае-июне - чавычу, в июле начинался массовый лов горбуши; самые важные промысловые рыбы - кету и кижуч - ловили в августе-сентябре; в октябре-ноябре вновь заготавливали гольца. В некоторых местах, особенно у морского побережья, имел место и подледный лов.

Первые сведения о заготовке рыбы аборигенами Камчатки сообщает В. Атласов: «А питаются рыбой и зверем, а едят рыбу сырую, мерзлую, а в зиму рыбу запасают сырую: кладут в ямы и засыпают землею, эта рыба изноет, и тое рыбу, вынимая, кладут в колоды и наливают водою, и, разжегши каменья, кладут в те колоды и воду нагревают, и ту рыбу с тою водою размешивают и пьют, а от тое рыбы исходит смрадный дух, что русскому человеку по нужде терпеть мочно».

Со слов Г.Стеллера: «Самый обыкновенный, быстрейшим образом заготавливаемый и чаще всего встречающийся провиант, как для людей, так и для собак, состоит здесь из квашеной рыбы, называемой «кислой»». Для этого обычно в яму, обложенную травою, укладывали свежую рыбу. Сверху ее накрывали слоем травы и затем засыпали землей. Квашеная рыба употреблялась в пищу вплоть до 20-го века. Позднее она шла на корм собакам, а для себя приготавливали лишь квашеные рыбьи головы.

Юкола, то есть вяленая рыба, главная их пища, которую делают они из всех рыб лососевых пород. Для приготовления юколы рыбу разделывали, отделяя мясистую часть от хребта. Затем ее развешивали под открытым небом. Через 2-3 дня рыбу развешивали на жердях под крышей балагана на сквозняке, защитив от прямых солнечных лучей, дождя. Для отпугивания мух под балаганом разводили костры-дымоходы.

Больше всего юколы делали из кеты и кижуча. Чавыча, писал Крашенинников, «не столь густо идет как прочие, и для того нигде на Камчатке юколы из нее не делают, кроме самой реки Камчатки, однако и там чавычья юкола не ежедневно в пищу употребляется, но хранится по большей части для праздников и для угощения приятелей».

Юкола была основным кормом во время многоверстовых путешествий по Камчатке, так как поездки иногда продолжались по 2-3 недели в одну сторону.

Лососевую икру ительмены приготовляли, как сообщает С. Крашенинников, тремя способами: «1) сушится на воздухе вязкой; 2) вынимается из перепонки… и наливается в стебли или дудки различных трав, а особливо сладкой травы (пучки), и у огня сушится; 3) делается прутьями, и в месте травяном сушится». Четвертый способ приготовления икры встречался преимущественно у коряков: «Свежую икру кладут они в ямы, устланные травою, и, закрыв травою и землею, квасят, и сия кислая икра почитается у них за такое же приятное кушанье, как у нас зернистая икра свежая. Но коряки квасят оную в мешках кожаных, а не в ямах». Никто не отправлялся в дорогу или на охоту без сушеной икры, так как это очень питательный продукт. С ней охотник долго мог продержаться, не имея с собой другого провианта.

Запасали ительмены и рыбий жир. Его вытапливали из рыб разных пород, вываривая в батахс помощью раскаленных камней. Больше других ценился жир сельди.

Ительмены - поистине опытные рыболовы, которые смогли не только жить в гармонии с природой, но идо сих пор сохранили традиционный вид ловли – запоры, рыба у них сохраняется в течение долгого времени. Круглый год местные жители питаются этой любимой всеми едой. Вот некоторые любимые национальные блюда ительменов: толкуша (силк-сил), кирилка, рыбные котлеты (тэльно), запеченная рыба (чуприк) и др. Кирилка – это одно из самых вкусных блюд, которое приготовляется следующим образом. Отварить свежую рыбу, очистить от костей, остудить. Затем взять только что собранную шикшу, смешать ее с отварной рыбой. Заправить блюдо нерпичьим жиром. От такого кушанья все мужчины и женщины молодеют.

До 1930-х годов все местные жители и приписавшиеся к селению могли вылавливать рыбу в неограниченном количестве. Наши предки добывали ее столько, сколько было необходимо, и никогда не брали лишнего. Сейчас же коренные жители могут вылавливать для личного потребления строго ограниченные объемы, установленные законом, во многом неудовлетворяющие биологические потребности, которые складывались у коренных народов веками.

 

Виктор Борисов, Мария Киле

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.