Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Чкалов открыл воздушную дорогу на Камчатку. Теперь нужно открыть Камчатке Чкалова!

17:00
5397

Имя краеведа Натальи Киселевой известно многим камчатцам: именно благодаря ей мы сегодня знаем много интересных фактов о первом губернаторе полуострова Василии Завойко. Наталья Сергеевна по крупицам собрала его биографию. Сегодня она входит в комиссию по установке памятника легендарному адмиралу. На этом страница ее жизни, посвященная Завойко, закрывается. Но как краевед может жить без поисков, исследований и открытий? Следующая историческая личность, которой Наталья Киселева хочет отдать свои силы, наверняка удивит многих земляков. Речь пойдет о Чкалове. Камчатка и Чкалов - что общего? Таким вопросом зададутся многие. Хотя то, что Чкалов со своим экипажем стал первым, кому удалось совершить перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский и далее до небольшого острова в Сахалинском заливе – факт исторический. Однако помнят ли камчатцы об этом сегодня?

- Когда-то Чкалов открыл воздушную дорогу на Камчатку, а сегодня мы должны вновь открывать Камчатке Чкалова, - так определяет свою миссию Наталья Киселева.


- Наталья Сергеевна, почему все же именно знаменитый летчик стал новым героем ваших исследований?

- Все из детства! Дело в том, что я сама из летной семьи: папа, мачеха и брат были летчиками. Да и родилась я сама «пролетом» - схватки у мамы начались прямо в самолете над Чкаловым (этот город с 1938 по 1957 годы носил имя прославленного летчика, а ныне называется Оренбург), это я так спешила увидеть свет. С детства Чкалов был для нас кумиром! И, несмотря на то, что биография Чкалова очень хорошо изучена, о нем написано много книг, мне кажется, что на Камчатке этой исторической фигуре уделяется недостаточно внимания. Спросите у ваших знакомых, помнят ли они, кто первым совершил авиаперелет до нашего полуострова? К сожалению, моя практика показывает, что об этом наши земляки ничего не знают. Это сегодня этот полет – 9 часов в комфортабельном лайнере! А представьте, что это значило в 1930-е годы! Ведь это был реальный подвиг!


- Какова история первого полета?

- Знаменитые асы Байдуков, Беляков и Чкалов написали в правительство письмо о своей готовности лететь через Северный полюс в Америку. Однако Сталин дал ответ: «…Для нас гораздо важнее сейчас полет до Петропавловска-Камчатского». Летчики согласились, только просили удлинить маршрут за счет пролета над Северным Ледовитым океаном. Сколько бессонных ночей прошло над картами полета! И вот 20 июля 1936 года с подмосковного аэродрома «Щелково», который теперь называется «Чкаловский», взлетел 11-тонный АНТ-25. 21 июля самолет уже летел над неоглядным ледяным простором. Надо льдами висел густой туман, а выше - облака. Лететь приходилось «вслепую». Началось обледенение, самолет трясло как в лихорадке. Приходилось даже несколько изменять маршрут, чтобы хоть ненадолго выйти из облаков. Внизу проплывали Северная Земля, бухта Тикси. Экипаж очень устал, сказывалась нехватка кислорода. На третий день показались Камчатка, Охотское море и Тихий океан. Летчики сбросили вымпел над Петропавловском. Камчатцы нашли его только часов через 5. Там были написаны такие слова: «Привет жителям Камчатки! Наши окраины будут такими же цветущими, как советская столица! Чкалов, Байдуков, Беляков». Потом, сделав над городом круг почета, самолет взял курс на Сахалин. Шли самые напряженные часы. Погода была отвратительная: облака, дождь и туман. Решили войти в устье Амура и следовать над рекой до Хабаровска. «Дождь стал настолько сильным, что определять расстояние до воды становилось делом очень трудным. Вот где пригодился тот знаменитый бреющий полет чкаловского стиля, когда до поверхности воды остаются считанные сантиметры», - писал потом в своей книге Георгий Байдуков. Была большая опасность врезаться в прибрежные сопки. Тогда было принято решение садиться на маленький остров в Сахалинском заливе. В те годы он назывался Удд. А теперь, конечно, носит имя Чкалова. Валерий Павлович так мастерски посадил самолет на узкой каменистой прибойке!


- Интересно, а сколько тогда времени потребовалось, чтобы совершить этот полет?

- От Москвы до острова Удд самолет АНТ-25 пролетел без посадки 9.374 км за 56 часов 20 минут. Более двух суток! За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм Валерию Чкалову и его экипажу 24 июля 1936 года присвоены звания Героев Советского Союза, с вручением ордена Ленина. Я уверена, что такая масштабная личность достойна большего внимания. Я обратилась к руководству Камчатского авиапредприятия с просьбой выступить на торжественном митинге, посвященном Дню воздушного флота России, и мне не отказали. Я подарила нынешнему руководителю Дмитрию Пономареву портрет легендарного летчика, а он передал его в музей. Надо возрождать память об этом человеке. Нам в этом смысле есть чему поучиться у американцев… В Ванкувере имя Чкалова – священно. А у нас в России многие даже не знают, что Ванкувер, тот самый город, который стал конечной точкой первого легендарного перелета СССР - Америка в 1937 году, находится именно в США, а не в Канаде. В Канаде тоже есть город с таким названием. Но Чкалов приземлился в Ванкувере, который находится в Соединенных Штатах.


- Я знаю, что вам удалось даже побывать в этом городе.

- Да, в этом году мне посчастливилось побывать в Америке, в том самом городе Ванкувере, где приземлился Чкалов. В июле американцы отмечали 75-летие исторического перелета. И меня даже попросили выступить там перед генеральным консулом и членами Чкаловского общества. Я передала привет от всей Камчатки, от мэра Петропавловска Сергея Кондрашина – мэру Ванкувера Тиму Ливитту, и пожала ему руку. Мне очень приятно, что американцы чтят память нашего советского героя. Празднества были действительно очень торжественными. Много людей, много добрых слов! Над площадкой, где проходил митинг, кружили самолеты. А еще… Вы же знаете мою любовь к потомкам исторических личностей? Я собираю по всему свету потомков Завойко. И, конечно, не удержалась и спросила в Чкаловском обществе, не знают ли они контактов потомков Чкалова. Мне любезно дали номер телефона его дочери Валерии Валерьевны Чкаловой.


- Удалось дозвониться?

- Не только дозвониться! Узнав, что я с Камчатки, Валерия Чкалова пригласила меня в гости, в Москву. Наша беседа длилась более 5 часов. Нам было что рассказать друг другу. Валерия Валерьевна снабдила меня очень интересной литературой. Она сама написала несколько книг, посвященных отцу. И вот, вернувшись на Камчатку, у меня окончательно созрела мысль выпустить свою книгу о Чкалове. Кстати, я буду благодарна, если среди наших земляков найдутся спонсоры, которые помогут в издании. Это должна быть книга для детей - без политического перегруза, написанная доступным языком, с интересными фактами из биографии Валерия Павловича. Я уже написала в Москву Валерии Чкаловой о своем желании выпустить эту книгу с ней в соавторстве. Очень хочется, чтобы современные дети читали о таких героях и тоже мечтали стать летчиками.


- Наталья Сергеевна, мы узнали, что вам была вручена медаль «Патриот России». Примите наши поздравления!

- Спасибо большое! О Чкалове писали: «Жизнь Чкалова – есть служение Родине, и мужество этого Человека с большой буквы – тот благородный эталон, по которому оцениваешь свои поступки». Я стараюсь жить, сверяясь с этим эталоном. Хочу поздравить камчатцев с Днем воздушного флота России. И передать теплые слова поздравлений от Валерии Чкаловой! Я думаю, что было бы здорово пригласить ее к нам в гости, в тот город, над которым кружил ее знаменитый отец. А еще необходимо сделать мемориальную табличку прямо на здании аэропорта, чтобы камчатцы знали имя того, кто открыл им эту большую воздушную дорогу!


Беседовала Яна ЩЕГОЛИХИНА

Фото из архива Натальи Киселёвой

На фото:

  • Наталья КИСЕЛЕВА с дочерью ЧКАЛОВА - Валерией Валерьевной
  • Наталья КИСЕЛЕВА с мэром Ванкувера

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.