Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Возвращая ворона домой

19:21
3475

Время и современный уклад жизни постепенно стирают с лица земли традиционную культуру. Уже не пируют гамулы, и шаманы сняли свои кухлянки. Мало кто помнит шалости и подвиги уходящего далеко в тундру камчатского ворона, демиурга, главного символа традиций коренных народов… И все-таки есть такие люди. Участники 10-го фестиваля творчества коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Золотые родники» не только помнят о своих корнях. Они до сих пор слышат музыку моря и ветра, шепот тундры.

Фестиваль «Золотые родники», организованный Камчатским центром народного творчества, впервые состоялся в 1986 году, а в новом тысячелетии стал традиционным, теперь проходит каждые 2 года. Все это время в дни его проведения в Петропавловске собирались народные коллективы со всей Камчатки, а в 2010 году фестиваль обрел новый статус - стал межрегиональным. В этом году наряду с ансамблями из Пенжинского, Олюторского, Карагинского, Соболевского, Тигильского, Быстринского районов и Петропавловска-Камчатского свое искусство показали артисты из Амурской, Сахалинской и Магаданской областей. В фестивале, проводящемся под эгидой министерств культуры РФ и Камчатского края, принимало участи более 200 человек. В этом году «Золотые родники» были посвящены памяти камчатской мастерицы Марии Етнеут, первого корякского профессионального балетмейстера Сергея Кевевтегина и поэта и публициста Владимира Косыгина (Коянто).

В число фестивальных мероприятий входили: конкурс исполнителей родовых мелодий и песен, мастер-классы по национальной хореографии, концерты в Вилючинске, Николаевке, Раздольном, Пионерском, гала-концерт на сцене Камчатского театра драмы и комедии и заключительная концертная программа на пл. Ленина. В воскресенье, 19 августа, «Золотые родники» закрылись в ительменском стойбище «Пимчах», где прошли мастер-классы, конкурс сказителей и танцевальный марафон.

Мария Тепеновна мечтала, чтобы «мир воцарился в каждом доме планеты, чтобы нигде не нарушалась гармония души с природой, чтобы духовные традиции народов и духовная свобода человека ни в чем не ущемлялись». Эта мысль, казалось, была основополагающей на фестивале. Русские, ительмены, нивхи, коряки - все вместе, пусть и по-разному, призывали к единению, гармонии, взаимоуважению и миру. Большинство указывало на ценность традиционных обрядов и необходимость возрождения языка, песен и традиционной хореографии. Национальный танец, это было видно, горячо любим и старшими, и младшими участниками фестиваля.

Традиционно в состав национального ансамбля входят несколько поколений одной семьи, начиная со старейшин и заканчивая совсем маленькими артистами. «Здорово, что здесь так много молодежи, - радуется перед выходом на сцену Зоя Яганова, артистка ансамбля «Вэемлэн» из с. Лесная Тигильского района, - хорошо, что все, что дорого нам, они тоже ценят и любят. Тем более что именно им в будущем предстоит защищать свой народ от натиска современности. А это очень важно. Помню, когда я впервые увидела традиционный праздник охотников Ололо, то словно перенеслась так далеко, так глубоко погрузилась в традицию, историю, что это изменило всю мою жизнь. Научило по-другому смотреть на мир, добрее и искреннее».

Кроме профессиональных коллективов, в концертах и мастер-классах приняли участие и самодеятельные ансамбли, кроме взрослых, на сцену выходили и дети. Значительную часть программы составляли молодежные коллективы.

- Чтобы не забыть свои корни, - рассказывает Галина Кравченко, руководитель молодежного ансамбля «Коритэв», - мы изучаем культуру коряков (нымыланов и чавчувенов), эвенов, ительменов, чукчей и алеутов. Есть номера, где мы показываем сразу несколько культур, есть посвященные только одному народу. Недавно, например, состоялась премьера номера «Ительменская медвежья пляска». Ительменская культура изучена сегодня недостаточно, и мы восстанавливали танец по редким описаниям в научных изданиях, в трудах С. Крашенинникова, Г. Стеллера и других ученых. Старались сделать танец, с одной стороны, не похожим на то, что делают другие ансамбли, а с другой - хотели правильно воссоздать суть ительменского танца, его энергетику.

Галина Кравченко считает, что все народы индивидуальны, и это отражается в их танцах: «Ительмены более импульсивны, открыты, раньше они так отдавались движению, танцу, что случайно могли вывихнуть себе плечо или даже челюсть, и танцевали всегда до изнеможения. Корякские движения, напротив, более сдержаны, особенно у чавчувенов, а нымыланы, наоборот, танцуют так, чтобы полы кухлянки имитировали морскую волну. В танце проявляется характер представителя каждого народа, и здорово, что у всех нас, у молодых ительменов, коряков, эвенов остались эти национальные черты. Эта особенность и дает нам силы творить». Александр Горошко, руководитель сахалинского нивхского ансамбля «Ари ла миф», так объяснил уникальность каждого народа: «Все коренные народы черпают все из природы. Они подражают птицам, медведям, окружающему миру. Но видят их они по-разному, отмечают в них разные состояния. Например, у нивхов тоже есть танец медведя, но он отличается от ительменского. Первые танцуют более лиричные танцы, а жители Камчатки - энергичнее, зажигательнее, ноги сами пускаются в пляс».

Зрители фестиваля, кстати, очень радушно приняли творчество приезжих мастеров, о чем свидетельствовали бурные аплодисменты. Их номера, не знакомые еще камчатской аудитории, завораживали своей необычностью. Их творчество, вобравшее в себя мир, окружающий этих людей, рассказало о неведомых местах. По словам Галины Соменко, представителя сахалинской делегации, фестиваль «Золотые родники» очень важен для всех дальневосточных жителей, потому что «знакомит камчадалов и приезжих с чем-то новым, открывает незамеченное раньше в традиционном танце и помогает посмотреть на себя со стороны».

Кроме мастер-классов, фестиваль дает возможность приобрести новую методическую литературу. Например, в этом году к дням проведения фестиваля Камчатским центром народного творчества были созданы книги о национальной культуре народов Севера. В свет вышел сборник «Фольклор народов Камчатки», содержащий сказки, собранные Георгием Поротовым, и книга «Национальная хореография», которая впервые содержит теоретическое описание особенностей танцевальной культуры коренных народов Камчатки. В этом же году был выпущен диск «Горловое пение народов Камчатки», с материалами из экспедиций разных лет.

Фестиваль «Золотые родники» для многих - возможность научится чему-то новому, сделать шаг к сохранению своей истории. Руководители ансамблей называют его школой развития и повышения квалификации. Но главное, они убеждены, что фестиваль помогает сохранить уходящее прошлое. Культура останется живой, пока маленькие дети, молодежь, взрослое поколение, старейшины поют древние песни. Эти голоса зовут туда, где крики чаек, оленеводы, охотники, рыбаки, запах толкуши и юколы, а на закате между кривыми камчатскими березами бродит таинственный и озорной ворон Кутх. Голоса поднимаются высоко над головами, окликая Кутха, уговаривая остаться. Кто знает, удастся им это или нет, но пока они будут петь, птица все еще будет рядом. Когда-нибудь ворон вновь пролетит, задев черным крылом верхушки сопок и вулканов.

 

Анастасия ЕРОХИНА

Фото Виктора ГУМЕНЮКА и автора

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.