Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Не спешите его хоронить…

15:47
3374

Наркотики и алкоголь бьют в самые слабые места личности, подчиняя себе как химические процессы в организме, так и духовные потребности человека. Не многим счастливчикам удается попробовать и уцелеть, остаться в стороне, в рамках «культурного употребления». Счетчик начинает тикать с первой дозы, с первой рюмки: чужеродные химические вещества встраиваются в сложную биохимию, ненадолго даря эйфорию и формируя зависимость – на всю жизнь. То, что нет бывших алкоголиков и наркоманов, аксиома. Но есть и хорошие новости: алкоголики и наркоманы МОГУТ жить трезвой жизнью.

Я пишу эти строки главным образом для тех, кто знает, каково это: любить наркомана, любить алкоголика. Терпеть, надеяться, страдать, бесконечно помогать, впадать в отчаяние, проклинать и снова прощать, жалеть… Наблюдать, как неуклонно отвоевывают место в любимом существе деградация и болезни, сходить с ума от бессилия… Кто у вас – может быть, муж, дочь, брат, лучшая подруга? Кто бы ни был, вы перепробовали тысячи способов ему помочь, но зависимость каждый раз оказывалась сильнее. Сегодня мы напомним вам, что есть тысяча первый способ. Он объединяет лечение (настоящее лечение, а не детоксикацию, после которой организм промыт, пациенту полегчало, и он готов снова погрузиться в очередной запой), курс реабилитации и посещение групп анонимных алкоголиков или наркоманов.

Камчатцам повезло: у нас есть возможность проходить реабилитацию (бесплатно!), и наши трезвеющие зависимые объединены в сильные группы взаимопомощи. Это не просто собрания, на которых люди рассказывают о своих проблемах. Это источник, из которого рождаются новые дружеские связи, совместные интересы, трезвое времяпрепровождение. Отделение реабилитации, как и АА, действуют прямо в краевом наркологическом диспансере, и честь и хвала этому медицинскому учреждению, нашедшему место и средства на такие благие дела.

Отметим, что подобные отделения реабилитации – большущая редкость, по России их раз-два и обчелся. Обычно алкоголикам и наркоманам, решившим встать на путь трезвости, приходится обращаться в частные реабилитационные центры и отваливать за лечение круглые суммы. А камчатцам, кроме доброй воли, ничего не надо: приходи и выздоравливай, к твоим услугам – классные специалисты и такие же зависимые, только с большим опытом трезвости за плечами. Врачи применяют методики, признанные эффективными во всем мире, постоянно учатся новому, выезжают на стажировки и принимают маститых специалистов на своей территории. Наша сегодняшняя собеседница, гостья из Польши Анна ДОДЗЮК – как раз из них. Психотерапевт с 35-летним стажем практики, основной профессиональный интерес – работа с зависимостью, более 20 лет была сотрудником Института психологии здоровья в Варшаве, руководила программой развития личности, автор множества методик по работе с семьей и семейными проблемами.

 

2 года до трезвости

В Петропавловск Анна приехала после большого семинара в Хабаровске. С нашими специалистами она проводила тренинги по предотвращению срывов у трезвеющих зависимых. Немного странная формулировочка, да? Но те, кто «в теме», считают ее максимально точной:

- Мы знаем, что по многим причинам удержаться от употребления зависимым очень трудно, особенно в первое время, - объясняет Анна. – Считается, что через 2 года стабильно «сухой» жизни алкоголик подходит к средней фазе трезвости, то есть более-менее устойчивой. В основном, я работаю с пациентами, которые остаются трезвыми весь этот срок. Мы готовим их к работе в качестве консультантов в реабилитационных центрах, учим общаться с людьми, решать свои проблемы. Они уже в состоянии по-трезвому говорить о том, что с ними происходило раньше, и являются хорошими источниками знаний о течении болезни. У наркоманов средняя стадия трезвости наступает позже – после 5 лет. Конечно, бывает и раньше, если кто-то очень усердно работает над собой.

 

- Одна из тем, которую вы включили в тренинги, посвящалась работе с эмоциями зависимых. Вы учите их понимать свои чувства и выражать их конструктивными способами, пациентам приходится ежедневно вести записи. Все это довольно трудно для современных людей, особенно для мужчин. Справляются ли с этим, так сказать, «простые ребята», которые «получали образование» у пивного ларька?

- К счастью, уровень образованности и интеллектуального развития не имеет никакого значения при работе с эмоциями. Больше скажу – самые умные впрягают свой интеллект в службу зависимости, заставляют ее поддерживать, и чем человек умнее, тем лучше у него это получается. С такими клиентами постоянно приходится разговаривать о том, почему он чего-то не будет делать. Ведь никто не привык, например, писать каждый день о том, что с ним происходит, или рассказывать об этом другим людям, а особенно – о том постыдном, что с ним происходило. Вообще, выздоравливающим алкоголикам приходится делать много вещей, которые не входят в репертуар нашей повседневной жизни. И здесь я предпочитаю иметь дело с тем, кто не очень-то образован и блещет интеллектом. Как говорят в Польше, простые не делят волос на 4 части. Если я вполне уверена, что человеку важно что-то делать для выздоровления, я доходчиво ему это объясню, и он скажет: ну хорошо, убедила. А с профессором попробуйте дойти до такого момента! У меня были даже клиенты с органическими изменениями, и могу утверждать: небольшие – не мешают этой работе. На пути к трезвости обязательно нужно рассмотреть свое прошлое, убедить самого себя, что алкоголь (или наркотик) разрушил твою жизнь, и построить новую мотивацию. Это трудно – но трудно эмоционально, независимо от образованности и ума.

 

«Давай по рюмочке!»

- Допустим, человек прошел лечение, курс реабилитации и горит желанием начать новую жизнь. Он приходит домой и… вокруг все то же: люди, обстоятельства, праздники. Как не сорваться?

- Это очень важный вопрос. Вы правы: пациенты выходят в окружающий мир, и все начинают давить, чтобы они снова взялись за старое. Близкие сами провоцируют срывы зависимых. Доходит до абсурда. Мать, которая в слезах умоляла, чтобы сына взяли на лечение, встречает его дома и говорит: «Ну, давай по рюмочке! Со мной-то можно!». А наши пациенты в этот период очень ранимые. Им стыдно. Им неловко. Они еще так шатки в своей трезвости! Чтобы им помочь, мы разработали программу – тренинг ассертивного трезвого поведения. (Ассертивность – способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. – Прим. авт.). Мы учим трезвеющих зависимых отказываться от алкоголя решительно, дружелюбно и без боязни. Типичные ситуации: когда предлагают алкоголь, и надо от него отказаться; когда нужно сообщить о своей болезни; как вести себя в разных обстоятельствах, связанных с алкоголем. Например, как пригласить гостей на безалкогольный день рождения.

 

- Алкоголя в принципе не должно быть на столе? Или главное, чтобы не употреблял сам зависимый?

- Мы говорим: пусть лучше алкоголь будет слишком далеко, чем слишком близко. Когда идет первый этап выздоровления, и трезвость еще неустойчивая, лучше вообще не ходить в гости и не устраивать вечеринок, либо организовывать их в трезвой среде и приглашать только тех, кто готов отказаться от алкоголя. Маму (к слову, мамы чаще готовы не пить чем жены), знакомых, для кого это не проблема. Если кто-то все же принес бутылочку, нужно решительно вернуть ее: «Мне вредно, я не могу держать алкоголь в доме». На компромиссы идти нельзя – того, что кто-то выпьет в присутствии алкоголика, вполне достаточно для срыва.

Один мой соавтор, алкоголик с большим стажем трезвости, рассказывал, как приводит к срыву нечто почти неосязаемое: «Я брожу по улицам, и вдруг попадаю в то место, где мы когда-то выпивали. Я слышу оттуда веселый шум, доносятся приятные запахи, и я иду дальше, довольный тем, что не завернул туда. Но мысли об алкоголе идут за мной по пятам. Я вспоминаю, как хорошо нам было, как здорово мы пели, как легко было на сердце… И когда я ловлю себя на этих мыслях, я понимаю – мне прямо на собрание АА, потому что я на полпути к срыву». А ведь ничего не было, кроме приятных воспоминаний! Поэтому те, кто уверенно придерживаются принципов трезвого поведения, никогда не открывают бутылки с алкоголем, не наливают другим, чтобы не попасться в ловушку на уровне запахов и движений тела.

 

Откуда берутся счастливые алкоголики

- Скажите, а можно ли без лечения и реабилитации – просто на силе воле – избавиться от пагубных пристрастий?

- Ответ: можно, поскольку такое случается. Почти все так пробовали – опыт огромный! Но все-таки большинство говорят, что тогда жить не хочется. Это похоже на бомбу замедленного действия: вся энергия уходит на то, чтобы сдерживать себя, и наступает момент, когда скапливается слишком много сильных чувств. И следует взрыв. А те, кто проходят реабилитацию, знают как жить без алкоголя, хотят жить без него и хорошо живут. Часто признают, что их жизнь стала намного лучше, говорят: «Я – счастливый алкоголик». Может, не все счастливые, но все сознательные: «Трудности есть, но я знаю, как с ними справляться». И меняются отношения с людьми. И можно получать глубокое удовлетворение от жизни.

 

- И многим ли удается закрепиться в трезвости на срок, близкий к «навсегда»?

- В Польше это более 30 процентов алкоголиков, прошедших реабилитацию. А есть такие мощные центры, где число доходит до 50 процентов. Делу помогает и то, что у нас очень развито послебольничное сопровождение. Во-первых, «выпускники» реабилитационных центров встречаются не реже раза в год, для них проводятся тренинги, обсуждения, профилактика срывов. Во-вторых, есть возможность амбулаторного лечения. В-третьих, у нас очень развиты клубы трезвости и общества АА. Там трезвеют даже люди, которые не были на реабилитации, там создана здоровая среда, в которой общаются семьями, устраивают праздники, развиваются. В первое время трезвости для многих это родной дом, они знают, что им не дадут сорваться, за уши вытащат, но не допустят срыва.

Кроме того, у нас проводится большая работа с созависимыми – это члены семьи алкоголика или наркомана, которые своим поведением «заставляют» его срываться. Мы учим созависимых жить своей жизнью, чтобы не поддерживать алкоголизм или наркоманию. Вы могли заметить: если у алкоголика слишком хорошая и заботливая жена, ему очень удобно пить. В Камчатском наркодиспансере есть специалисты, которые работают с созависимыми и готовят интервенции – акции, когда собираются близкие и значимые люди и сообщают алкоголику, как их затронули отрицательные последствия его пьянства. После их признаний уже не получается сказать, что «я пью нормально, как все». Но все это под лозунгом: «Мы тебя любим и очень бы хотели тебя спасти! А спасение в лечении, вот адрес».

К сожалению, камчатцы крайне вяло пользуются бесценным опытом трезвой жизни, и идея созависимости плохо приживается в нашем сознании. Типичная реакция: «Это же не я пью, у меня нет проблемы!». И продолжают бег по кругу – в печальное никуда. Посмотрите: вы не замкнуты в этом круге! Может, бывших алкоголиков и не бывает, но трезвые и счастливые точно есть. А значит, есть шанс, что и у вас в семье все наладится. Не бойтесь попросить помощи у специалистов. Сделайте первый шаг.

 

Эмма КИНАС

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.