Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Из истории камчатских названий

19:51
17507

Вадим Бооль, краеведПочему сопка – Мишенная?

3 августа 1851 года в Петропавловск прибыл военный губернатор Камчатки В. Завойко. На одном корабле с ним был и немецкий ученый-географ Карл фон Дитмар, давший чуть позже названия многим географическим объектам Камчатки.

В тот период из Петропавловска - административного центра Камчатки - в русские поселения (остроги), расположенные на р. Большой и р.Камчатке, можно было добраться только по р. Аваче, а далее - по притокам смежных рек.

Зимой из Петропавловска к р. Аваче ездили на собачьих упряжках вдоль берега Авачинской бухты. Летом путь к реке преграждала непреодолимая, поросшая густым лесом сопка, не имеющая названия. Связь центра с областью осуществлялась на лодках до р. Паратунки и далее вверх по течению, до слияния с р. Тихой, против устья которой на высоком противоположном берегу располагался ительменский острожек Паратун. От этого острожка и начинался путь к р. Аваче. Весной и осенью, когда реки еще были замерзшими, а Авачинская бухта освобождалась ото льда, связи Петропавловска с острогами не было. К. Дитмар дал название безымянной сопке, являющейся непреодолимой преградой между областью и ее столицей, - Меженная.

В связи с угрозой военного конфликта с англо-французами требовалась надежная связь с устьем р. Большой, куда заходили корабли из Охотска. В 1853 году по приказу В. Завойко воинским гарнизоном Петропавловска по склону Меженной сопки над берегом бухты и дальше до р. Авачи была проложена дорога. Название сопки лишилось своей значимости, и десятилетия спустя в разговорной речи населения, а позже и официально, сопка стала называться Мишенной.

 

Позабытое АКО

Русско-японская война 1904-1905 годов была Россией проиграна. Одним из условий мирного договора, продиктованного японией, стало принятие рыболовной конвенции, по которой японцам предоставлялось право лова рыбы вдоль побережья ОхотскоКамчатского края на одинаковых правах с Россией.

Наиболее богаты рыбой были побережья Камчатки, где промысел практически велся только японцами, которые к 1 января 1923 года имели здесь 22 рыбоконсервных завода. Необходимо было создать мощную государственную промышленную организацию, которая смогла бы вытеснить японских промышленников и комплексно развивать экономику региона. Такой организацией стало Акционерное камчатское общество (АКО), созданное 1 июня 1927 года. Сферами его деятельности стали рыбная и лесная промышленности, развитие сельского и пушного хозяйств, оленеводство. Для снабжения многочисленных вновь образуемых предприятий, доставки с материка на полуостров рабочей силы и снаряжения, завоза продовольствия и товаров для населения, вывоза готовой продукции этой организации требовался собственный морской торговый флот. Хозяйственная деятельность АКО началась осенью 1927-го, с подготовки к путине 1928 года.

Управление АКО первоначально находилось в Хабаровске, затем – во Владивостоке. Для более оперативного руководства, освоения и социально-экономического развития Камчатки нарком А. Микоян обязал АКО к августу 1930 года перевести правление и весь обслуживающий аппарата на Камчатку.

В 1929 году местом строительства базового городка АКО было выбрано подножие Мишенной сопки, над берегом Култучного озера. К августу 1930 года управление АКО начало свою деятельность. В просторечии новое поселение жители Петропавловска-Камчатского прозвали АКО-поселком, а позже, по мере его расширения, АКО-градом… 5 октября 1945 года АКО было расформировано. Вновь образованному камчатскому Госрыбтресту перешло 40 рыбокомбинатов, 45 рыбоконсервных заводов, судоремонтная верфь, траловый флот и 14 крупнотоннажных пароходов транспортного флота. Все остальные отрасли хозяйства были переданы соответствующим ведомствам.

За 13 довоенных лет существования АКО дикая, заброшенная и дотационная область была превращена в развитый ресурсоперерабатывающий регион. А за 60 с лишним послевоенных лет население города многократно увеличилось, процент старожилов значительно снизился, и АКО стало практически забытым. Как и название АКО-град.

 

Култучное озеро

Култуком называется узкий, мелководный морской или озерный залив. До середины 19-го века озеро, расположенное в центре Петропавловска, названия не имело. Но был хорошо известен култук на месте современного рынка и автобусной остановки за рынком. По наличию этого култука озеро и получило название Култучное.

Поверхность култука «кипела» от множества бьющих со дна ключей. В силу этого население АКО-града называло его Родниковым полем. Вода в озере была идеально чистой. Через озеро летом курсировали пассажирские катера – от АКО-гарада до Петропавловска, с которых хорошо просматривалось дно озера и множество рыбы: наваги, корюшки, гольца… В период нереста в озеро заходила горбуша и кижуч, нерестившиеся в р. Кижучевке, впадающей в озерный култук. Конный и автомобильный транспорт от Петропавловска до АКО-гарада двигался тогда по узкой Озерновской косе. Площадь водной поверхности озера была в 2,5-3 раза больше современной.

В 1941 году, в связи с началом войны с Германией, возникла опасность нападения на Петропавловск союзницы Германии – японии. В случае артналета не исключен был сброс авиабомб на самую узкую, шириной до 20 метров, часть Озерновской косы. В результате для населения города был бы отрезан единственный путь для эвакуации. В этой связи с первых дней Великой Отечественной войны вдоль основания крутого склона Петровской сопки началось устройство дороги. Ее начали строить от современного здания центральной городской библиотеки (ул.Набережная, 20) до современного выезда на ул.Ленинградскую, на месте которого был построен мост через култук. В разработке горного склона после рабочего дня принимало участие все мужское население города. Работы производились с помощью лопат, ломов, кирок и тачек.

С конца 1942 года из США стали поступать военные грузы (бронемашины, танки и прочее). япония не допускала поставки грузов (кроме продовольствия) из США в СССР через свою территорию. В силу чего маршрут пароходов с боеприпасами проходил от Петропавловска через Первый Курильский и Татарский (вокруг о. Сахалина) проливы. Пароходы типа «Либерти», поставлявшие грузы из США, из-за большой осадки Татарским проливом пройти не могли. Поэтому в Петропавловске производилась перегрузка на пароходы с меньшей осадкой. Но зимой Татарский пролив замерзал, и все поступающие из США грузы выгружались в Петропавловске. Территория морпорта тогда еще только создавалась и обустраивалась, а площадки угольной базы у мыса Сигнального и косы, отделявшей ковш от бухты, были небольшими, вместить такое количество грузов не могли. Для обустройства площадок за озером в годы войны и началась засыпка култука грунтом и камнями с прилегающих склонов сопок.

Разработка горных пород и транспортировка их для засыпки култука производилась более эффективно, чем строительство дороги по нынешней Набережной, поскольку здесь использовалась американская техника: экскаваторы, бульдозеры, грузовики-самосвалы. На отсыпанной территории складировалось большое количество военных грузов и техники для отправки на фронт. В итоге, озерный култук был ликвидирован. За годы войны из США через Тихий океан было перевезено более 16 млн тонн грузов. Значительная их часть была доставлена через Петропавловский порт.

После войны оставшуюся часть култука и часть прилегающего к култуку озера продолжали засыпать, вплоть до 1959 года. На образованной территории был построен стадион и прилегающая площадь. Въезд на территорию складирования военных грузов со стороны современной Комсомольской площади производился через контрольно-пропускной пункт (КПП), за окраиной АКО-града. В разговорной речи район пересечения ул.Ключевской, ул.Ленинградской и ул.Пограничной, образующий Комсомольскую площадь, до сих пор называют КП. Сокращенно от КПП.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.