Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Непростая судьба простой женщины

18:11
3245

«Я – простая русская женщина.  Сколько нас таких… Пережила голод, войну, перестройку, вырастила четырех детей. Да, жизнь меня не баловала. Зато многому научила», - накануне своего 85-летия Тамара Александровна, ветеран трудового фронта, вспоминает свою долгую и непростую жизнь. Рассказывает о ней с легкой улыбкой: «Это мы пережили. А сейчас все прекрасно!».  

 

Воспитанная небом

Тамара КАЛАШНИКОВАВ Доме ветеранов, где вот уже год живет Тамара Александровна, о ней говорят с теплотой, окружают заботой и вниманием. Этих, казалось бы, простых, но таких нужных вещей очень не хватало девочке Томе в детстве. Родилась Тамара Калашникова в 1928 году, в Самаре. Мама ее еще до революции приехала в Россию из Польши преподавать в вечерних школах для взрослых так называемые ликбезы, и в одной из гимназий познакомилась с будущим отцом своей дочери. Когда девочке исполнилось 2 года, мамы не стало, а вскоре и отец куда-то уехал, оставив малышку с дедом и бабушкой.

- Вернулся отец только спустя 3 года, - вспоминает Тамара Калашникова. – В Поволжье как раз начался голод. Помню, как вечерами ждала деда с работы - он приходил и вынимал из-за пазухи черную буханочку хлеба.  Меня кормили, сами не доедали, но мы выжили. А многие в то время умирали. Потом вернулся отец, и вскоре у меня появилась первая мачеха.

Возвращение отца нисколько не облегчило жизнь девочки. Он почти не принимал участие в воспитании дочери, так что росла она сама по себе. Играла в куклы, которых делала из бумаги. В 8 лет Тамара пошла в школу, и учеба ей давалась непросто. Но отец не только не помогал ей в учебе, но даже и не интересовался школьными делами. Как говорит сама Тамара Александровна, воспитывали ее только небо, земля, кошки да собаки.  

- Да, и еще крысы. Я выросла рядом с ними, поэтому не боюсь их, как другие, - говорит Т. Калашникова. – Мне было года 3-4, все уходили на работу, я сидела одна в запертом доме. На столе мне оставляли кое-какую еду на весь день, и я старалась проснуться пораньше, чтобы успеть спугнуть крыс со своего обеда. Если успею – хорошо, если нет – крысы съедали все, и я на весь день оставалась голодная.  

 

Для будущей Победы

На Камчатку Тамара с отцом и мачехой, уже второй по счету, приехали в 1939 году. Поселились в районе «Копай».

- Я была шустрой, физически развитой девочкой, любила ходить за дровами – заготавливала кедрач на всю зиму, - рассказывает Т. Калашникова. – В 1942 году пошла работать на жестяно-баночную фабрику. Когда разгружали доски для ящиков, я всегда на плечах не одну пачку носила, а две. Старалась во всем быть лучшей. На фабрике мы сколачивали ящики, делали консервные банки, которые потом на заводах заполняли рыбой и отправляли на фронт. Так мы работали в то время для нашей будущей общей Победы. 

В 16 лет детство Тамары закончилось окончательно, так толком и не успев начаться – девушку выдают замуж. С Иваном они были знакомы всего-то ничего, раза три успели сходить в кино, но мачеха решила, что девочку пора пристроить в надежные руки. Ивану было 24 года, работал он водолазом в рыбном порту, участвовал в строительстве пирса.

- С мужем, в итоге, мы прожили 36 лет. Он никогда не кричал на меня, не бил и не упрекал ни в чем. Для меня он первые 10 лет семейной жизни был как бог: я только спрашивала, что ему приготовить, а где и как убрать в доме или постирать-заштопать, это я и сама прекрасно знала. Иван работал, я вела хозяйство. В месяц ему давали за работу пол-литра спирта, он его продавал, а деньги отдавал мне, я для семьи что-то покупала, - вспоминает Т. Калашникова. – Первый ребенок у нас родился в 1946 году, дочка оказалась слепой. Я отвезла ее в Самару, в школу-интернат для слепых детей, а увидеть ее потом смогла лишь спустя 8 лет – денег на поездку к ней у меня до этого просто не было. Потом у нас родились еще три девочки. Детских садов не было, на работу я вышла лишь когда младшая дочь Таня пошла в 1-й класс. Устроилась я в ту же школу уборщицей, чтобы дети были на глазах.  

Сейчас у Тамары Александровны 4 дочери, 10 внуков и 7 правнуков. Но никогда и ничего она у родных не просит – у них, мол, много и своих забот. И жить, в итоге, переехала в Дом ветеранов, потому что там тихо и спокойно.

- Детей своих я и по сей день люблю, хоть им всем уже за 60 лет, но они ведь по-прежнему мои девочки. Внуки тоже замечательные, - говорит Т. Калашникова. – Но в Доме ветеранов мне нравится – тут приятные соседи, а воспитатели – просто отличные девчушки. Бывает, кто-то из нас им нагрубит –  старики и старушки ведь разные бывают,  так они, наоборот, обнимут, успокоят. Сейчас я и на пенсию свою могу прожить целый месяц, а на День Победы нам столько подарков надарили, в том числе и разных вкусностей, что мне теперь пропитания на весь год хватит.  Так что жаловаться мне не на что. Как говорит сейчас молодежь, все будет чики-пики!

 

Екатерина НИКИТИНА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.