Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Рыбаков пугают призраком Грефа

20:00
2485

Рыбаков пугают призраком ГрефаГлава Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) Игорь Артемьев предложил вернуть рыбные аукционы, отказавшись от исторического принципа при наделений предприятий долями квот. И это далеко не первый предвестник грядущего передела бизнеса.


Дожить до 2018-го

В 1990-х государство делило морские биоресурсы между регионами в процентом отношении от общедопустимого улова (ОДУ). Регион, в свою очередь, ежегодно делил долю между предприятиями. Минус был в том, что рыбные компании попадали в зависимость от местной власти, которая решала, кто из них получит ресурс, а кто - нет. В то время как ее решения не всегда были справедливы.

В 2001 году начались рыбные аукционы (их идеологом считается Герман Греф, тогдашний министр экономического развития и торговли, которого мало кто из рыбаков вспомнит добрым словом). Предприятиям предложили покупать себе квоты. Это была по-своему честная система, независимая от воли местных чиновников. Но она породила другие проблемы.

Во-первых, плата за квоты часто превышала возможную прибыль от их освоения. Это подстегнуло браконьерство под видом легального промысла (только так компании могли окупить свои затраты, а потом у многих это вошло в привычку).

Во-вторых, для покупки квот рыбакам пришлось влезть в долги. Источником денег в большинстве случаев становились иностранцы. Именно в тот момент значительная часть нашего рыбного бизнеса попала под контроль зарубежных структур.

В 2003 году на смену аукционам пришла система наделения предприятий долями квот по историческому принципу, который состоял в следующем. Если фирма в течение 3 лет ловила, скажем, кальмара, значит, у нее для этого есть специалисты, флот, опыт. Чтобы сохранить ее специализацию, этой фирме надо дать возможность вести лов кальмара и в последующие годы. Исходя из результатов промысла за 3-летний период, для компаний были рассчитаны их доли в процентах от ОДУ. Никакой политики, чистая экономика.

В 2003-м доли промышленных квот были впервые закреплены на 5 лет, а в 2008-м - на еще больший срок, 10 лет. В рыбной отрасли наступила относительная стабильность. Но, похоже, компаниям, получившим доли, спокойно доработать до 2018 года не дадут. Об этом свидетельствуют сногсшибательные инициативы ФАС.


Артемьев пошел на принцип

24 сентября вице-премьер Аркадий Дворкович провел заседание комиссии по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Одним из докладчиков стал глава Федеральной антимонопольной службы И. Артемьев.

В последнее время рыбаки с тревогой ждут его выступлений. Игорь Юрьевич не обманул их ожиданий и в этот раз, предложив, ни много ни мало, вернуть аукционы. Почему же И. Артемьев и его команда считают, что наделение компаний долями по историческому принципу не оправдало себя?

По мнению ФАС, законодательство в отношении порядка распределения прав на осуществление рыболовства несовершенно. И с этим не поспоришь, поскольку в мире нет ничего совершенного (особенно в области законодательства). Но с дальнейшими выкладками, которые делает ФАС, согласиться трудно.

Антимонопольщики увязывают существующее наделение компаний долями с проблемами, которые испытывает отрасль. Например, стихийный оборот долей. Так, с 2008 года ряд предприятий, получивших доли квот, были реорганизованы, при этом доля часто передавалась вновь созданному юридическому лицу, которое не отвечало требованиям закона о рыболовстве (не имело своего флота и т. д.).

Это действительно факт. В результате, появились рантье, которые сами не добывают рыбу, а лишь торгуют правом на ее добычу. Как справедливо заметило ФАС, причина в несовершенном законодательстве. Кто в этом виноват? Правительство, которое разрабатывает проекты законов и поправки к ним. Госдума, которая их утверждает. И та же ФАС, которая согласовывает законопроекты. Что делать? Менять закон, но не отменять исторический принцип как таковой. Он-то здесь причем? Почему за действия отдельных недобросовестных компаний надо отнимать доли у всех, кто их получил?

В том же контексте ФАС упоминает 20-летнее закрепление за пользователями рыбопромысловых участков (РПУ). И хотя участки распределялись не по историческому принципу, а по конкурсу, здесь есть о чем сказать. Как отмечено в докладе ФАС, при проведении конкурсов заявители могли манипулировать конкурсными критериями, предоставлять несуществующие сведения о себе, добиваться нечестной победы. Это тоже факт.

Но вспомним, что в конкурсные комиссии были включены представители ФАС. Когда в мае 2008 года один из участников конкурса предложил за участок в Карагинском районе невероятную сумму, 2,5 млрд рублей, и тем самым обеспечил победу другой компании, обрушив денежные предложения ее конкурентов, представитель ФАС не увидел в этом нарушения закона о конкуренции. И подобных случаев было немало.

О чем нам это говорит? О том, что положение о конкурсах было недоработано, а те, кто должен обеспечивать законность конкурсных процедур, плохо выполняли свои обязанности. Возможно, некоторые конкурсы стоило бы провести заново. Но это уже ничего не изменит. Те, кого несправедливо выбросили из бизнеса в 2008-м, давно растеряли работников, капиталы, производство. Поэтому повторный конкурс им не выиграть ни при каких условиях.

Проблемы, о которых сказал глава ФАС, надо было поднимать и решать еще 5 лет назад. Так почему только теперь И. Артемьев озаботился ситуацией в рыбном хозяйстве, которое, по его словам, находится в состоянии «запущения»?


По ком стучит молоток?

В 2012-м одна крупная и влиятельная компания заявила, что намерена через пару лет иметь на рыбном рынке долю в 20-30 процентов. Но чтобы получить такую долю, ее надо у кого-то забрать, не дожидаясь 2018 года. И сентябрьское заявление главы ФАС - далеко не первый предвестник грядущего передела бизнеса.

А. Дворкович поручил создать рабочую группу при Минсельхозе для проработки инициатив И. Артемьева. В нее войдут представители регионов и отраслевых союзов. К 1 ноября они должны дать свое заключение.

Как пишет президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, «по «историческому принципу» пока не прозвенел колокол, но ФАС не намерена отступать».

Так что, возможно, рыбная отрасль скоро снова услышит стук аукционного молотка.


Сергей НИКОЛАЕВ


ФАС ищет заговорщиков

ФАС продолжает искать происки иностранных фирм в рыбной отрасли России. По заявлению ФАС, отрасль пытаются контролировать не только китайцы и корейцы, но также японцы, американцы. И это еще не полный список.

Напомним, что в декабре прошлого года Федеральная антимонопольная служба начала расследование в отношении Ассоциации добытчиков минтая, заподозрив ее в сговоре с китайским холдингом «Пасифик Андес» и создании «минтаевого картеля».

В этом году ФАС раскрыла «заговор» с участием корейских компаний, которые, по мнению антимонопольщиков, скупали рыбный бизнес в России подобно китайцам. Но на этом ведомство Игоря Артемьева не остановилось. По сообщениям этой федеральной службы, остановлена попытка монополизировать поставки рыбной продукции из Вьетнама.

Но и это еще не все. За неполный 2013-й ФАС успела раскрыть картель на оптовом рынке поставок лосося, семги и форели из Норвегии. По заявлению И. Артемьева, ФАС уже обнаружила следы японских и американских компаний, пытавшихся нарушить российский закон о конкуренции. И вообще, присутствие иностранцев выявлено практически во всех рыбодобывающих предприятиях Дальнего Востока.

Теперь ФАС намерена еще более плотно заняться проблемами рыбной отрасли, для чего создан экспертный совет по рыбохозяйственному комплексу. В него включены представители антимонопольной службы, Минсельхоза, научных организаций, отраслевых объединений, независимые эксперты.

В состав совета от УФАС Дальнего Востока включен руководитель Камчатского УФАС Андрей Петров. Первое заседание экспертного совета состоится 3 октября, в Мурманске.


Соб. инф.


Заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов:

«На самом деле не все так плохо в отрасли. Хотелось бы, конечно, еще больше порядка, прозрачности, предсказуемости. Хотелось бы, чтобы на экспорт шла продукция с большей добавленной стоимостью, нежели это происходит сейчас. Но вопрос регулирования рыбной отрасли намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. С чем не могу согласиться, так это с предложением аннулировать исторический принцип и вынести квоты на аукцион. В принципе то, что бизнесу дали планировать перспективу развития на 10 лет, было большим шагом, и только за счет этого отрасль может похвастать основными достижениями. Вносить изменения, улучшать систему, разумеется, нужно, но это должны быть эволюционные изменения законодательства. А пытаться насадить то, что уже опробовано и показало свою неэффективность, на мой взгляд, неправильно».


Президент Ассоциации рыбоконсервных предприятий Камчатки Петр Иванов:

«16 стран распределяют рыбные ресурсы ежегодно, согласно рейтингу из десятка пунктов. На первом месте – сумма налогов с 1 кг переработанного сырца. Если этот показатель у компании выше чем у других, она получает ресурс на следующий год первой в любых объемах, и далее по уменьшению. Бывает, кому-то не достается. Такая политика заставляет предприятия выжимать из сырца всю возможную прибыль, чтобы заплатить больше налогов. Многие страны просто запрещают вывозить необработанную рыбу.

У нас основные ресурсы оказались в руках крупных компаний, которые нацелены на вывоз сырца, а не на выпуск готовой продукции (из России). Кто считал, что наше государство недополучило в результате? У кого создаются рабочие места?».

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.