Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ писателе Евгении Валериановиче ГРОПЯНОВЕ (24.10.1942 – 5.12.2010)

17:39
3582

Евгений Валерианович ГРОПЯНОВЕсть люди, которые и после смерти продолжают влиять на оставшихся: на их ум, чувства, поступки. Видимо, в них присутствуеттот высокий человеческий дух, который не отмечается количеством прожитых лет. Таким был писатель, историк, издатель, преподаватель, заслуженный работник культуры Российской Федерации, председатель Камчатского регионального отделения Союза писателей России, действительный член Русского географического общества, главный редактор издательства «Новая книга» Евгений Валерианович Гропянов. Говорить о нем можно бесконечно – настолько он был интересен, глубок и духовно богат. Написано и рассказано об этом замечательном человеке предостаточно, но мало кто знает о юном Евгении…

…Окончив школу №2 им. Л. Н. Толстого в Петропавловске-Камчатском, он попытался – по настоянию отца – поступить в инженерно-строительный институт в Новосибирске, но неудачно. Вернувшись домой, работал радиомонтажником на СРЗ «Фреза», но понял, что все это «не его». Решил попробовать связать свою жизнь с медициной, но, сдавая экзамены в мединститут в Ставрополе летом 1961 года, он серьезно заболел и почти год провел в маленьком провинциальном городке Рогачеве Белорусской ССР у своей двоюродной бабушки Марины. Эти месяцы, став самыми важными в жизни Жени Гропянова, определили его дальнейшую судьбу. Подтверждение тому – его дневник, который он вел с 13 лет. Часть написанного изложена от третьего лица, часть – дословные выдержки, датированные числом и годом.

…1960-е годы – время удивительное, время «хрущевской оттепели» и так называемых «шестидесятников» – молодых людей, активно вступавших в жизнь: смелых мечтателей, любителей дальних дорог. «Бригантина поднимает паруса» – стихотворение Павла Когана, погибшего в годы Великой Отечественной войны, стало гимном всех романтиков. Новый период жизни 18-летнего юноши совпал с этим временем, которое будоражило умы и сердца людей: запуск искусственных спутников Земли, полет первого человека в космос… Жизнь бурлила, а Женя был в плену серьезной болезни, требовавшей длительного упорного лечения, что подтверждал неутешительный диагноз врачей… Состояние подталкивало к размышлениям над вечными философскими вопросами: зачем я живу, для какой цели родился, что такое человеческая жизнь, которая, оказывается, имеет конец… И Женя смог ответить на эти непростые вопросы: жить – значит, дорожить каждой минутой, радоваться каждому ее мгновению, наполнять жизнь смыслом, быть полезным людям и причастным ко всему происходящему. Каждый, кто знал Евгения Валериановича, сможет подтвердить, что он так и жил, не жалея себя и своего времени ради любимого дела и людей…

18 сентября 1961 года

«Стремительно несутся часы, дни, недели, с каждым мгновением уменьшается наша жизнь!.. Жизнь коротка, и надо успеть сделать очень многое за этот короткий, стремительно несущийся срок, очень многое!

…Я жить хочу, жить, во что бы то ни стало! Мне надо очень многое сделать в жизни, надо оставить след. Я не хочу уходить из жизни бесследно, надо жить!».

 14 марта 1962 года

 «Я хочу оставить след на земле, а вот как это сделать – не знаю… Если бы можно было взять соху, впрячь быка и на нашей матушке-земле оставить после себя борозду вспаханной твоими руками земли!.. Но это слишком просто. Такая борозда, если не обновлять ее, зарастет травой, земля развеется за несколько лет – и… нет больше памяти о том, что жил-де человек со странной фамилией Гропянов, что он творил, о чем думал – никто не узнает. Такой след ненадежный… Оставить память в сердцах людей, чтобы помнили имя твое – вот след! Его не вырвешь клещами, не сгладишь со временем, не убьешь!».

10 октября 1961 года

«Надо побороть себя. Надо работать, работать!.. Не надо терять времени даром. Каждая потерянная минута – это минута жизни, она драгоценна, и поэтому ее не надо терять, чтобы в старости не жалеть. Юность беспечна и неосмотрительна – в этом ее смысл».

И он «поборол себя». Дал себе твердое честное слово наполнить свою жизнь интересными и полезными делами. И в первую очередь – заняться английским языком. Составил расписание на неделю и выполнял режим дня.

23 сентября 1961 года

«Подъем в 7 часов, всякие церемонии с поглощением завтрака, приведением себя в порядок… English с 9 до 11 часов; перерыв, чтение книг, выписки, работа по литературе с 11 до 14 часов, снова English с 15 до 17 часов; остальное время – книги, беседы… Надо делать все, чтобы заполнить время».

Девизом Евгения стала «Бригантина», ее полным текстом он исписал одну из страниц своего дневника. Чтобы быть в курсе политических, экономических и культурных дел страны, шагать в ногу со временем, он ежедневно читал газеты, слушал радио (телевизора в Рогачеве не было), горячо и восторженно отзывался на многие события, считая, что они касаются и его, как человека и гражданина.

дом бабушки Марины16 марта 1962 года

«Ура! Наши опять запустили искусственный спутник Земли в 19 ч. 55 мин., с перигеем 217 км и апогеем – 980 км. Еще раз – ура! Ура! Ура! Да здравствует советская наука!».

 16 апреля 1962 года

«В 10 часов начал работу 14-й съезд ВЛКСМ во Дворце съездов. С большим волнением слушаю трансляцию!».

 Круг занятий Евгения широк, его упорству и целеустремленности можно позавидовать. Судьба всегда сталкивала его с интересными людьми. Наверное, потому что он сам был интересным человеком. А может быть, его переполняло желание узнать что-то новое, природная любознательность? Гропянов написал письмо первому космонавту Ю. А. Гагарину с просьбой прислать фотографию с автографом (и он прислал!); любимой актрисе Т. Самойловой; восхищаясь игрой актера С. Филиппова, посвятил ему четверостишие:

Любимец публики,

Веселый и живой,

Известен всей Республике

Своею мастерской игрой!

Вообще, он был веселым, неунывающим оптимистом и очень общительным человеком. В Рогачеве появились новые знакомые. Особых развлечений не было. И все-таки отмечали и дни рождения, и праздники: густая вьющаяся шевелюра (волосы до плеч!), красная рубашка, брюки-дудочки, модные «штиблеты» – и на танцы под радиолу в местный клуб! Кроме того, Женя был великолепным рассказчиком, и это привлекало ребят. А вечером с друзьями читал сонеты Шекспира, пытался создать домашний театр, слушал симфоническую музыку, записался на подготовительные курсы для поступления в институт и посещал их, смотрел кино, знакомился с редко заезжавшими в городок лекторами. Но самое главное – запоем читал книги, записавшись в местную библиотеку, обращался в букинистические магазины Минска, Москвы, Ленинграда за интересующими томами изданий, пополнял свою домашнюю библиотеку, продолжал делать важные, на его взгляд, выписки из прочитанных книг и первые свои критические замечания. Не сказать о чтении в Рогачеве – значит, ничего не знать о напряженной, скрытой от посторонних внутренней работе его души. Оно повлияло на все: на его убеждения, взгляды, на будущую профессию, цель жизни. Книг в библиотеке набирал много, читал днем и до позднего вечера, иногда до утра, если не болели глаза. Читал классику, очень любил приключенческую и мемуарную литературу. Именно здесь, в Рогачеве, он открыл для себя многих писателей. Его удивили стихи М. Ю. Лермонтова – Женя бредил ими («С каким чувством мог Лермонтов писать в 16 лет!») и не мог оторваться от его великолепных поэм. Дорогим сердцу стал А. С. Пушкин («Я безумею от восторга, читая твои стихи!»); был потрясен статьей А. П. Чехова «О литературе и искусстве». Чехов навсегда стал для него «одним из лучших друзей», умным, беспристрастным, правдивым, чутким – Евгений обожал его до слез и преклонялся перед ним.

31 января 1962 года

«Чехов – это университет короткого рассказа и прекрасной, очаровательной короткой мысли. Сейчас он живет со мной, через полстолетия будет жить с моими сыном, внуками, правнуками. Он будет жить вечно!».

И еще о многих писателях и поэтах, повлиявших на юного Евгения, можно было бы упомянуть в этой статье. Например, об Ирвинге Стоуне и его «Жажде жизни», главным героем которой – Ван Гогом – Евгений восхищался до глубины души. Или о любимых и уважаемых им Миклухо-Маклае и Туре Хейердале, которые зажгли в нем страсть к путешествиям.

5 ноября 1961 года

«Не знаю, осуществится ли это, но я хочу отправиться в кругосветное путешествие. Конечно, оно будет не реальным, а по книгам, причем будет вестись дневник путешествия, в котором будут описываться все страны, где мы побываем. Разработаю маршрут, достану книги… и тогда будет видно».

А затем мечту захотелось осуществить и совершить настоящее кругосветное путешествие на шхуне или подводной лодке. Между братьями, а в семье росло четверо мальчишек, были даже распределены обязанности: старший Женя – капитан, самому младшему брату Мише досталась должность доктора, средним Володе и Толе – штурмана и шеф-повара. Он мечтал побывать во многих странах, запоем для этого читал и изучал разнообразные труды и даже навсегда порвал с мыслью о поступлении в медицинский институт, о чем свидетельствует его запись в дневнике, датированная 23 сентября 1961 года… Настоящей страстью Евгения Гропянова, смыслом его жизни и судьбой стали книги.

13 сентября 1961 года

«Я люблю книги и говорю об этом громко. Книги были и всегда будут моими спутниками жизни. С ними хорошо жить, не страшно; они никогда не подведут и многому научат. Книги – советники и судьи моим поступкам. Они будут верными друзьями и никогда не изменят мне. Чувствую, что я всю жизнь свяжу с книгами – моими верными друзьями».

Или другая запись – от 13 марта 1962 года: «Цель моей жизни, вся моя жизнь будет посвящена журналистике и книге. Без них я не мыслю своего существования».

Сохраняя в сердце непреходящую любовь к приключениям и путешествиям, впоследствии он сделал героями своих книг первопроходцев, путешественников – людей сильных, смелых, мужественных, радеющих за будущее России. Но это будет потом… А пока там, в Рогачеве, жизнь побеждала, и молодость брала свое. Состояние Евгения улучшилось, и наступило долгожданное выздоровление. Весной 1962 года он возвратился в Петропавловск-Камчатский и, успешно сдав экзамены в Камчатский педагогический институт, стал студентом 1-го курса историко-филологического факультета.

Ал. ГРИГОРЬЕВА

P. S. Пройдут годы. Многие его мечты сбудутся. Он станет талантливым писателем, замечательным редактором, а в 30 (!) лет издателем, к слову, самым молодым в стране. Его приглашали для издательской работы в г. Владивосток, предлагали защитить кандидатскую диссертацию по истории (ведь он известный краевед, историк), придет признание и уважение в литературном мире. География его поездок по стране будет впечатлять: он побывает на родине своего героя Витуса Беринга, посетит Японию. За выдающиеся работы в области географии его наградят дипломом Русского географического общества… С. Кожан – президент холдинговой компании «Новая книга» – назовет его «глашатаем книжных идей», а научный сотрудник Камчатского краеведческого музея Н.  Конышева – «романтиком и рыцарем книги»… Но даже став уже седым и умудренным опытом, Евгений Валерианович часто будет «улетать мыслями далеко в юность», туда, где рождались «души прекрасные порывы»…

На фото:

  • Евгений Гропянов, 1964 г., Рогачёв (Белоруссия)
  • Дом бабушки Марины, 1964 г., Рогачёв (Белоруссия)

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.