Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Владислав СКВОРЦОВ: «Мы – энергорасточительное государство»

19:41
3315

«Воды для уборки в меру бери!» – еще несколько лет назад подобный призыв мог показаться дикостью. А сегодня есть те, кто ощутил его правомерность на собственном кошельке. А именно граждане, установившие индивидуальные и общедомовые приборы учета. Скажем сразу: сделала это небольшая часть населения. А, собственно, почему? Ведь электричество в квартирах мы давно перестали жечь почем зря. Но уже скоро настанет день, когда у всех отпадут оставшиеся сомнения в необходимости иметь приборы учета не только электроэнергии, но и всех ресурсов…

Подробнее об этом – в беседе с Владиславом Скворцовым, человеком, на Камчатке всем известным. Сегодня он работает в Камчатском региональном центре развития энергетики, вплотную занимается вопросами энергосбережения и энергоэффективности, в том числе читает курс лекций по данной тематике для специалистов госу дар ственных и муниципальных учреждений.

 

- Владислав Васильевич, в чем сегодня заключается смысл экономии ресурсов для граждан и для го су дарства? Вроде бы, этого добра у нас хватает.

- Для любого го су дар ства, в том числе для России, вопросы энергосбережения и энергоэффективности – это, в конечном итоге, вопросы развития или упадка. Для граждан смысл проводить какие-либо мероприятия по энергосбережению имеется, если это влечет за собой экономию личных средств. Хотя будет прекрасно, если бережливый подход к ресурсам у всех сформируется на ментальном уровне. Много лет назад мне довелось ходить в морях Северного ледовитого океана на танкере, у которого не имелось опреснителя. Хотя нормы расхода воды не устанавливались, никто не позволял себе лишнюю минуту постоять под душем. С тех пор капающая из крана вода для меня – предмет плохого настроения не потому, что она дорогая для моего кошелька, а потому, что она утекает впустую.

А ценить тепло по-настоящему я стал в 1990-х, когда мне довелось составлять графики ограничения света и тепла, вводить режимы ограничений расхода топлива на ТЭЦ и котельных. Именно тогда оформилось различие в смысле жизни коммерсанта и чиновника: первый живет для того, чтобы заработать, второй – чтобы сэкономить.

 

- Вопросы энергосбережения и энергоэффективности в России регулирует федеральный закон № 261 «О повышении энергетической эффективности». Что этот закон меняет для обычного жителя многоквартирного дома?

- По данному закону, принятому еще в ноябре 2009 года, все граждане к сегодняшнему дню обязаны установить общедомовые и индивидуальные приборы учета в домах и квартирах, собственниками которых они являются.

 

- Последнее трудновыполнимо без управляющих компаний. Они стремятся продвигать эти вопросы?

- Мы напрасно уповаем на конкретные управляющие компании, в том числе на саму крупную из них – «УЖКХ». В случае если та или иная управляющая организация собственников не устраивает, они могут собраться и ее сменить. Почему та же «УЖКХ» не ведет этой работы? Потому что есть масса других задач, которые видятся ей более актуальными. Во-вторых, нет серьезной заинтересованности ни у энергоснабжающих организаций, ни у управляющих компаний экономить наши деньги. А в-третьих, в управляющих компаниях попросту нет специалистов, которые грамотно просчитали бы эффективность мероприятий по энергосбережению, чтобы привлечь необходимые инвестиции. Поэтому в сегодняшних условиях мы можем рассчитывать на мероприятия по энергоэффективности, в частности, на установку общедомовых приборов учета, утепление фасадов, установку входных дверей на подъездах и т.д., рассчитывая на свои возможности.

 

- Существует ли конкретная статистика, свидетельствующая о том, как продвигаются в крае и в городе мероприятия по энергосбережению?

- Она весьма разрозненна и неточна. Сегодня я собираю базу данных о том, что делается в городе и в крае по установке приборов учета и их эксплуатации. Часть статистики уже собрана, и она меня удручает, поскольку показывает, что даже не все приборы учета, установленные несколько лет назад на жилых домах, эксплуатируются сейчас. Что касается самих собственников, то индивидуальные приборы учета горячей и холодной воды в своих квартирах установили не более 30 процентов граждан. Приборы учета электроэнергии есть практически у всех, но так сложилось исторически. Приборы учета горячей воды граждане устанавливают в квартирах более активно чем холодной, потому что стоимость, а вместе с этим эффективность экономии горячей воды более очевидна. По оснащенности общедомовыми приборами холодной и горячей воды нам показывают цифру порядка 40 процентов, но лично я в ее достоверности сомневаюсь. Чтобы иметь полную картину, мы создаем геоинформационную систему энергосбережения в Камчатском крае. Эта программа позволит собрать максимум информации в течение будущего года. А сегодня мы даже не знаем, сколько в крае многоквартирных домов. По данным статистики – около 17 тысяч, по аналитическим данным – около 14 тысяч, а такие пробелы в информации недопустимы.

 

- А как обстоят дела с экономией ресурсов в учреждениях бюджетной сферы?

- В Петропавловске приборы учета установлены во всех из них. В районах, особенно в отдаленных населенных пунктах, ситуация сложнее. Но, в среднем, бюджетные учреждения в регионе оснащены приборами учета на 90-95 процентов.

 

- Реальная экономия ресурсов в результате происходит?

- К сожалению, эти приборы учета – пока лишь инструмент, по которому учреждения рассчитываются с энергетиками. Но анализировать эти данные никто не пытался. А делать это необходимо для того, чтобы использовать их при разработке конкретных мероприятий энергосбережения, привлечении внебюджетных инвестиций.

 

- Тогда стоила ли эта овчинка выделки?

- Безусловно. Во-первых, приборы учета сами по себе окупаются достаточно быстро, потому что методики советских времен, которые являются основой и для современных нормативов, не очень точны и всегда работают в пользу гарантированно большего объема потребления (как все с запасом, чтобы никто не замерз). Поэтому многие объекты, установив приборы учета, сократили потребление на 30 процентов. То есть сама установка прибора учета – это уже эффект для потребителя. Но вот дальше необходимо анализировать и использовать полученную информацию с тем, чтобы начать реально экономить и привлекать инвестиции.

Инвестиции в энергосбережение – это не только бюджетная кормушка, на которую привыкли рассчитывать бюджетные учреждения и многоквартирные дома. Чаще всего в мире в данной отрасли работают деньги, привлеченные о стороны.

 

- Как именно работает эта схема в других государствах?

- Любое мероприятие по энергосбережению выгодно не только потребителю, но и тому, кто выполняет эти работы. К примеру, коммерческая организация установила в школе приборы учета, поменяла окна и двери. Чаще всего данные работы оплачиваются прямым потоком из бюджета. А в мире уже много лет работает система энергосервиса. Именно эта система сейчас рассматривается как одна из перспективных для проведения энергосберегающих мероприятий и у нас в стране.

Немного отступив от ответа на вопрос, поясню, что мы занимаем одно из первых мест в мире по энергоемкости валового продукта, то есть для получения каждого рубля дохода го су дарства мы тратим энергии больше чем где-либо в мире, и потери тепла и электроэнергии у нас одни из самых высоких. Мы – энергорасточительное го су дар ство. А энергоэффективность – это не только бытовое понятие, возможность экономии собственных расходов. Это перспектива жизни либо смерти для госу дар ства. Мы накопили массу проблем. Теплотрассы сегодня нужно перекладывать практически все, а делается мало и медленно. Аналогичная ситуация с линиями электропередач, с оборудованием. Закону об энергосбережении уже 4 года. Но хоть кто-нибудь оштрафован за неисполнение его требований? Нет, и причиной тому – чувство безнаказанности, отсутствие заинтересованности и грамотного управления.

Энергетики могли бы обосновать энергоэффективные инвестиции, привлечь необходимые ресурсы, но проблема повышения энергоэффективности своего производства, возможно, не кажется им первоочередной. У них много проблем, но некоторые мероприятия, скажем, закольцовка сетей ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, ликвидация некоторых котельных обоснованы уже давно. Но энергетики привыкли считать, что деньги на эти мероприятия должны быть заложены в тариф и только из него могут быть профинансированы. А на самом деле это должно покрываться из внебюджетных источников. Речь как раз идет об энергосервисе. Это система, при которой заинтересованная организация, увидев окупаемое мероприятие, выгодное для потребителя, предлагает потребителю выполнить эту работу за собственные деньги. Например, существуют школа, энергоснабжающее предприятие и некая организация, которая специализируется на деятельности, связанной с энергоэффективностью. Школа заявляет о намерении провести энергосберегающее мероприятие, организация заявляется на конкурс и проводит мероприятия за счет собственных средств. После установки оборудования потребитель (школа) начинает платить энергетикам меньше чем раньше, а сэкономленные средства отправляются энергосервисной компании.

 

- Так почему эта схема в России почти не работает?

- С одной стороны, для энергосервисных компаний действуют определенные налоговые и прочие преференции. С другой стороны, эта политика пока не стала главенствующей для госу дар ства, а в большей степени носит декларативный характер. Нет системы гарантий возвратности инвестиций при работе с бюджетными учреждениями. Средства, заложенные в бюджете нашего го су дар ства по программе повышения энергоэффективности, покрывают не более 7-8 процентов от реальной потребности, и до настоящего времени направляются не на поддержку привлечения внебюджетных источников, а на прямое бюджетное финансирование мероприятий (кстати, эта практика радикально сейчас изменяется). В мире же энергосервис работает при наличии очень серьезных гарантий и мер поддержки, в том числе по компенсации процентов по кредитам. В результате, например, в США в 2008 году энергосервисные компании получили около 4 млрд долларов прибыли.

Сегодня на Камчатке мы потребляем 1 млрд 600 млн киловатт электроэнергии. При средней стоимости киловатта в 5 рублей общая стоимость электроэнергии обходится нам в 8 млрд рублей. Проведя мероприятия по энергоэффективности и энергосбережению, снизить эти расходы реально на 30 процентов, то есть годовой потенциал мероприятий по энергосбережению – около 2,5 млрд рублей! Сопоставимые цифры и в теплоснабжении.

 

- Судя по сказанному выше, напрашивается вывод, что экономия ресурсов в быту, при дырявых и убитых тепло- и энергосетях, изношенном оборудовании и прочих пробелах глобального масштаба – мертвому припарка…

- Не могу согласиться. Экономия ресурсов – задача общая для го су дар ства и его граждан. Но объяснять человеку, что экономить ресурсы выгодно – работа постоянная и кропотливая. Поэтому го су дар ство пошло более простым и эффективным путем: с 2015 года будут введены повышающие коэффициенты на нормативы по холодной и горячей воде. И тогда установка индивидуальных приборов учета станет интересна всем. Но уверяю, что каждый от этого только выиграет при минимальных вложениях. Например, прибор учета холодной воды вместе с установкой стоит около 1,5 тысячи рублей, а окупится он в течение года. Речь не идет о каких-то запредельных расходах, они по силам каждому.

 

Беседовала Мария ШУПЕНИК

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.