Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

«Остались мы с тобой одни…»

18:32
3926

Блокадница27 января Россия отметила 70-летие полного снятия блокады Ленинграда. Важная веха в истории большой войны. А за ней – миллионы маленьких жизненных историй конкретных людей, переживших блокаду. Историй об ужасе, о смерти, о голоде, боли и надежде.

Лидия Волович (в девичестве Вихрова) родилась 9 мая 1939-го. За два с лишним года до начала войны никто и не подозревал, что будет значить впоследствии этот день для советского народа. Маленькая Лида была третьим ребенком в семье ленинградских рабочих. Родители трудились на заводе «Прогресс». О том, как началась война, Лидия Дмитриевна не помнит совсем ничего. Страшные подробности тех первых лет скупыми фразами позже обрисовала ей мать, Ефросинья Степановна: «Завод эвакуировали в Омск еще в 1941-ом, отцу пришлось ехать с заводом, а я с вами, тремя детьми, осталась в Ленинграде. Почему? Боялась, если уедем, то комнату в коммуналке (единственное наше богатство) отберут и поселят в нее кого-то другого. Потом бомбежки, голод, холод. Два моих сына, твоих старших брата, умерли, замерзли. Остались мы с тобой одни».

- Затем в послевоенное время мы с мамой о войне особо не говорили, а после ее смерти столько вопросов у меня созрело, а ответов уже не получить, – говорит Лидия Дмитриевна, с нежностью глядя на старый снимок своих родителей, где оба молодые, где были вместе и думали, что впереди у них долгая счастливая жизнь. – Когда братья умерли, мать получила письмо от отца: «При любой возможности уезжай из Ленинграда». В 1942-ом нам удалось эвакуироваться к папе в Омск. Но навсегда чудесного воссоединения семьи не произошло, потому что папа вскоре после нашего приезда ушел на фронт добровольцем. А когда с Ленинграда была снята блокада, мы вернулись вместе с заводом домой. Хотя… домой – это громко сказано.

Лида не очень помнит войну и блокаду, но их раскатистое эхо не могло не задеть, не «контузить». Они с мамой вернулись в родной город. Но в их комнате в коммуналке уже жили другие люди. Пришлось, как и сотням маминых коллег, поселиться прямо в здании завода «Прогресс». Сначала жили прямо под лестницей, где было рабочее место сторожа. Матрас да корзинка с документами – вот все имущество, которым владела тогда Лидина маленькая семья. Заводской сторож лишил их и этого нехитрого «убранства»: однажды, когда они остались ночевать у тети, он украл матрас, в который мать зашила свою небольшую зарплату. Лидия Дмитриевна рассказывает обо всем этом без каких-либо трагических ноток в голосе. Просто и обыденно. И даже добавляет: «Спасибо, что документы не украл. Без них было бы трудно потом».Блокадница

- Затем «квартиры» для заводчан оборудовали прямо в цехах, где еще не было налажено производство. Ни комнатой, ни квартирой это, конечно, не назовешь, – вспоминает Лидия Дмитриевна. – Просто цех разделили на маленькие клетушки, причем поначалу даже не деревянными перегородками, а огромными полотнищами серой ткани. В нашей так называемой комнатке помещалась только узкая кровать. О том, что голодные времена вместе с блокадой не ушли, мне напоминают мамины слова, которые почему-то очень остро врезались в детскую память. Как-то услышав лязганье ложки о тарелку, мама крикнула соседке, которая жила за занавеской: «Чего ложкой громыхаешь так громко и долго, как будто у тебя есть, что поесть?!» Мы все тогда любую каплю еды, попавшую в тарелку, очень долго и тщательно смаковали. Лязганье ложки по пустой тарелке – звук того времени.

Лида и мама терпели все тяготы. Надеялись, что кончится война и придет хорошая жизнь. А вместо этого пришла похоронка. В ней было написано, что Лидочкин отец Дмитрий Вихров, защищая Родину, погиб 27 декабря 1944 года в Венгрии.

Они хотя бы похоронку получили, а родная тетя Лиды не получила никаких известий о двух своих сыновьях, ушедших на Ленинградский фронт. Они погибли. А тетя так и ждала их до самой своей смерти.

- Конечно, нам было нелегко с матерью выживать, но все-таки я была у нее одним ребенком, а вы представьте, как было тяжело тем, кто потерял мужа и при этом имел несколько детей на руках, – говорит Лидия Волович.

БлокадницаСмиренное принятие жизни сквозит в каждом ее слове. Отличительная черта целого поколения, пережившего войну. Слушаешь истории этих людей, и порой становится не по себе: то ли от того, что они обесценивают ужас, то ли от того, что мы набиваем цену мелочам.

Жизнь Лиды шла своим чередом, постепенно вливаясь в мирное русло. Сложилось так, что в 1973-ем коренная ленинградка Лидия Волович переехала на Камчатку. И за 40 лет, прожитых здесь, полюбила ее всем сердцем. Здесь живет ее дочь и внуки. Возвращаться в Санкт-Петербург ей больше не хочется. Но об одной поездке она все же не перестает мечтать.

- Очень хочу навестить папину могилу в Венгрии, – тихо, глотая слезы, признается Лидия Дмитриевна. – Ведь почти уже 70 лет он лежит в чужой земле, и никто из нас не навестил его. Мама умерла, так и не побывав там. Она была неграмотная и поисков не организовала. И времена такие были, что не очень-то за границу пускали, а у меня, поскольку моя работа была связана с секретными документами, и вовсе был запрет на выезд. У меня есть документы, в которых написано, что мой отец захоронен на военном кладбище, рядом с местечком, которое называется Надьбержень. Вы не думайте, я не прошу денег на поездку, мне, не знающей языка, будет очень трудно найти и кладбище, и могилку. Если бы кто-то меня там встретил, из посольства или из тех, кто занимается поисками, я была бы благодарна. Я обратилась в представительство МИД на Камчатке, и отзывчивые сотрудники обещали сделать все от них зависящее. А если еще кто-то откликнется, поклонюсь до земли.

Яна ЩЕГОЛИХИНА

Фото из семейного архива Л. ВОЛОВИЧ

 

70 лет без блокады

Блокада Ленинграда длилась долгих 900 дней. В 1941 году Гитлер развернул военные действия на подступах к Ленинграду, чтобы полностью уничтожить город. 8 сентября 1941 года кольцо вокруг важного стратегического и политического центра сомкнулось. В городе осталось 2,5 млн жителей. Постоянные бомбардировки вражеской авиации уничтожали людей, дома, архитектурные памятники, склады с продовольствием. Были определены районы и улицы, где риск стать жертвой вражеской артиллерии был наибольшим. Там были развешены специальные предупреждающие таблички с таким, например, текстом: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Несколько из них сохранилось в городе и сегодня в память о блокаде. Лютый голод косил людей тысячами. Карточная система не спасала положение. Хлебные нормы были настолько малы, что жители все равно умирали от истощения. Холод пришел с ранней зимой 1941 года. Но город продолжал жить и трудиться. Чтобы как-то помочь осажденным жителям, через Ладогу была организована Дорога жизни, по которой смогли эвакуировать часть населения и доставить некоторые продукты. 18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята.

За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 млн человек. Огромный ущерб был нанесен историческим зданиям и памятникам Ленинграда. В день снятия блокады отмечается День воинской славы России.

В честь героев Ленинграда

Камчатский край отметил 70-ю годовщину снятия блокады Ленинграда. На сегодняшний день в регионе проживают 44 блокадника и ветерана, награжденных памятным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и медалью «За оборону Ленинграда».

Постановлением Правительства Камчатского края предусмотрена единовременная денежная выплата блокадникам и защитникам города в размере 4 тысяч рублей. Выплата будет произведена в феврале с. г.

Два ветерана из Камчатского края – Макаренко Кларисса Николаевна и Лаврова Татьяна Вадимовна отправились в Санкт-Петербург для участия в торжественных мероприятиях, посвященных этой знаменательной дате.

27 января в ДК «Сероглазка» состоялся праздничный концерт, посвященный 70-летию снятия блокады Ленинграда. Перед ветеранами Великой Отечественной войны и участниками трудового фронта, жителями блокадного Ленинграда выступили творческие коллективы, исполнившие песни военных лет.

С приветственным словом к ветеранам обратились заместитель председателя правительства края Ирина Унтилова и депутат Законодательного собрания края Андрей Лиманов.

От имени депутата Рашида Шамояна сотрудники Общественной приемной вручили небольшие подарки Лидии Дмитриевне Волович. Лидия Дмитриевна – единственная жительница 7-го избирательного округа, пережившая страшные дни Ленинградской блокады.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.